Новые медиа и интернет-СМИ: системные типологические признаки

В теоретической части рассматриваются понятия «медиа», «массмедиа», «социальные медиа» и «интернет-СМИ». Особое внимание уделяется исследованию системных типологических признаков интернет-СМИ.

Практическая часть содержит контрольные вопросы, план семинарского занятия, задание для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы по теме.

Дидактические единицы: медиа, массмедиа, новые медиа, социальные медиа, интернет-СМИ.

Развитие информационно-коммуникативного пространства сопровождается появлением более совершенных средств передачи информации — новых медиа. Каждый раз, когда внедряется новое средство коммуникации, изменяются масштабы личностных и социальных действий, характер связей между людьми и способ их вовлечения в социальное пространство. Переход от одной информационно-коммуникационной технологии к другой сопровождается изменением медиа. Современное общество испытывает на себе все возрастающее воздействие сетевых информационно-коммуникационных технологий. Американский ученый М. Кастельс[50] был одним из первых, кто обратил внимание на изменение способов существования медиа в условиях сетевого общества. При этом функционирующие на основе современных технологий «новые» медиа вносят свою специфику в существующие общественные процессы и отношения. Интернет как современная медиаплатформа предоставил не только новые способы подачи информации, но и инновационные стратегии продвижения медиабизнеса именно посредством механизмов сочетания медиаконтента и его распространения. Для понимания процессов, происходящих в информационно-коммуникативном пространстве, необходимо начинать с определения дефиниций «медиа» и «массмедиа».

«Media» (лат. media, medium — средство, посредник) как понятие возникло в английском языке в XVI веке, с XVII века используется в языке философии, а с XVIII века. начинает применяться к исторически первому средству массовой коммуникации — газетам. С середины XIX века понятие «mеdia» начинает употребляться в его современном смысле — как распространение сообщений с помощью технических средств связи (почта, телеграф и других). В последнее десятилетие этим термином все чаще обозначают средства массовой коммуникации (СМК): печатные издания, телевидение, радиовещание, источники информации в интернете, а также звукозапись, видеозапись, кино, рекламные щиты, сочетание телевизионных, телефонных, компьютерных и других линий связи и т. д. Все эти средства объединяются таким качествами, как обращенность к массовой аудитории и доступность. Их роль настолько велика, что современное общество называют не только «информационным», но и «медиатизированным», то есть в огромной степени зависимым от медиа.

Дальнейшее развитие понятия «медиа» находит отражение в термине «массмедиа» (лат. mass-media), под которым понимают средства массовой информации (СМИ)[51]. Массмедиа рассматривается как синоним понятия «средства массовой информации» и представляет собой организационно-технический комплекс, благодаря которому становится возможной передача и централизованное распространение информации крупным, гетерогенным и географически рассеянным аудиториям. Массмедиа обладают колоссальным потенциалом влияния на общество, хотя их власть не закреплена законодательно.

В последние два десятилетия система медиа стала подразделяться на «традиционные» и «новые». Традиционными (old, legacy media)[52], называют средства массовой коммуникации, которые существовали до изобретения интернета. Под традиционными медиа понимают каналы коммуникации с потребителем, позволяющие воспроизводимо и стабильно во времени транслировать сообщение для фиксированной аудитории, имеющие широкое распространение и длительный опыт использования[53]. К ним относят периодические печатные издания, телевидение (общественное и кабельное), кино, газеты, журналы, музыку, радио и другие.

Со временем в связи с компьютеризацией общества традиционные медиа начали обрастать новыми цифровыми и сетевыми технологиями. В системе традиционных медиа сложилась группа так называемых «новых»медиа (англ. new media). Сначала «новые» медиа воспринимали как продолжение традиционных массмедиа[54], теперь же, четко обозначив свои функции и найдя широкое признание, они бросают вызов производству и распространению информации в их традиционных формах и требуют теоретического осмысления. Для обозначения отличий от традиционных медиа данный термин в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий и новых форм коммуникации производителей медиаконтента с потребителями. В настоящее время данным термином обозначают процесс развития цифровых, сетевых технологий и коммуникаций.

Под «новыми» медиа следует подразумевать электронные СМИ, которые позволяют аудитории взаимодействовать с производителями информации, в основе которых заложен сетевой принцип и технологии веб 2.0[55].

В Германии термин «new media»[56] также понимается как направление использования новых, предпочтительно цифровых технологий, в различных сферах жизни: искусство, журналистика, реклама и других. Традиционный список новых медиа здесь распространяется также на медиа-фасады (светодиодные панели, проекции и т. д.) и киноиндустрию (web-TV, видеоблоги).

Таким образом, термин «новые медиа» возник в ответ на необходимость обозначения медиапродукции, которая распространяется цифровыми методами и является интерактивной. То есть в широком смысле «новыми медиа» можно условно назвать все средства массовой коммуникации, размещенные в интернете. В качестве составляющих понятия «новые медиа» сегодня можно использовать понятия «интернет-медиа», «социальные медиа» и «интернет-СМИ».

В связи с интенсивным развитием современной информационно-коммуникативной системы возникает необходимость переосмысления классических категорий и определений коммуникативистики. Когда говорится, что интернет является средством массовой коммуникации, становится ясно, что ни слову «массовый», ни слову «средство» нельзя дать точного определения, поскольку в основе традиционного представления коммуникации лежит известная схема «коммуникатор — канал (передачи информации) — реципиент». Однако в информационно-коммуникативном пространстве каждый из элементов данной цепочки претерпевает изменение. Интернет поколения веб 2.0 дает возможность пользователям самим выбирать информацию для потребления, производить и распространять ее. Информация становится продуктом коллективного творчества непрофессиональных сообществ. Коммуникационные возможности с развитием сети 2.0 сделали аудиторию информационно активной и мобильной.

Интернет интегрирует множество различных форм коммуникации в одной системе. Можно согласиться с предложенным М. Морисом и
К. Оганом выделением четырех типов коммуникации[57]:

1) асинхронная коммуникация «один на один»;

2) асинхронная коммуникация «многих ко многим»;

3) синхронная коммуникация «один на один», «один и несколько», «один с несколькими» строится вокруг какой-либо конкретной темы, например, «ролевые игра, чаты»;

4) асинхронная коммуникация, где обычно пользователь пытается разыскать сайт для получения определенной информации; здесь можно встретить коммуникацию «многие и один», «один на один», «один и многие» (веб-сайты, гороскопы).

Развитие форм интернет-коммуникации позволяет не только обеспечить оперативность взаимодействия коммуникатора и реципиента, но и возможность влиять на производство и распространение медиаконтента.

Медиа — это обширное понятие, которое включает в себя всю совокупность информационных средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю сообщения в той или иной форме. Медиа разнообразны и многочисленны, однако их можно классифицировать по следующим критериям:

1. По используемым технологиям создания и отображения
информации:

- медиаданные — совокупность различных видов данных, содержащих текстовую, звуковую и визуальную информацию — графику, видео, анимацию, мультимедиа. Как правило, фиксируются в виде медиасообщения, в медиафайле;

- медиа-носители— любой материальный объект, способный достаточно длительное время сохранять в своей структуре занесенную на него информацию и обеспечивающий возможность ее считывания. Это может быть: бумага (листы, перфолента, перфокарта); пластик (штрих-код, оптические диски); магнитные материалы (магнитные ленты, кассеты, диски) и электронные носители (CD-ROM, DVD-ROM, флеш-память, дискеты и т. п.);

- медиаканалы — совокупность средств распространения информации, однотипных с точки зрения способа передачи информации и характеризующихся одинаковым типом восприятия их потребителями. Например, телевидение, пресса, радио или интернет.

2. По средствам производства и передачи информации:

2.1. Традиционные медиа:

1) средства массовой коммуникации — совокупность каналов неличной коммуникации, используемых компаниями с целью воздействия на массовую потребительскую аудиторию. Они включают в себя: печать (газеты, журналы, прямая почтовая реклама, рекламная полиграфическая продукция), радио и телевидение, наружные средства рекламы (щиты, вывески, баннеры, лайтбоксы и т. д.), кино, звукозапись, видеозапись и
другое;

2) массмедиа или средства массовой информации (телевидение, периодическая пресса, радио, кабельные телевизион-
ные сети).

2.2. Новые медиа, использующие цифровые и сетевые информационно-коммуникационные технологии:

1) интернет-медиа — все многообразие коммуникаций между производителями и потребителями информации в интернете. Они включают:

- поисковый сервис — программно-аппаратный комплекс с веб-интерфейсом, предоставляющий возможность поиска информации в интернете. Согласно данным «LiveInternet»[58], наибольшей популярностью пользуются «Yandex», «Google», «Search.Mail.ru», «Bing», «Рамблер», «Yahoo» и т. д.;

- гипертекстовую информационную систему world wide web (WWW) — это распределенная система организации информации в интернете, позволяющая объединять в одном документе (web-странице) информационные элементы различного происхождения (текст, видео, аудио), а также включать в документ ссылки (гиперссылки) на другие документы, расположенные в произвольных местах сети. Набор веб-страниц, связанных между собой гиперссылками и предназначенных для достижения единой цели, называется веб-сайтом. Электронные страницы позволяют получать доступ к информации на любых серверах, подключенных к сети во всем мире. WWW предназначена для интеграции различных сетевых ресурсов в единое информационное пространство;

- веб-сайт (англ. web — паутина, сеть и site — место) — это совокупность программных, информационных, медийных средств под общим адресом (доменным именем или IP-адресом) и логически связанных между собой;

- интернет-браузер (англ. — web browser) — прикладное программное обеспечение для просмотра веб-страниц, компьютерных файлов и их каталогов, управления веб-приложениями. В глобальной сети браузеры используют для запроса, обработки и отображения содержания веб-сайтов. Современные браузеры также могут использоваться для обмена файлами с серверами ftp, а также для непосредственного просмотра содержания файлов многих графических форматов (.gif,.jpeg,.png,.svg), аудио-видеоформатов (.mp3,.mpeg), текстовых форматов (.pdf,.djvu) и других файлов. Например, браузер Internet Explorer поставляется в составе операционной системы Microsoft Windows, Mozilla Firefox — отдельно или в составе дистрибутивов Linux, Google Chrome, Opera и других браузеров — как самостоятельные программы во множестве вариантов для различных операционных сред;

- базы данных — это представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера;

- электронная почта (e-mail) — обеспечивает возможность обмена сообщениями одного человека с одним или несколькими абонентами[59];

- фиды («Realty Simple Syndication» — RSS) это технология, которая позволяет собирать информацию и предоставлять ее пользователям, выразившим желание отслеживать новости определенной тематики[60]. RSS позволяет отслеживать новости с веб-сайтов корпораций, газет, ТВ каналов, записей блогеров, выпусков подкастов. RSS используется для рассылки материалов, оформленных так, чтобы специальные программы RSS-агрегаторы могли распознавать материалы и показывать пользователю в структурированном виде;

- списки рассылки (maillists) — периодическая рассылка тематических сообщений всем желающим (подписчикам) через электронную почту. Идея работы списка рассылки состоит в том, что существует некий адрес электронной почты, который на самом деле является общим адресом многих людей — подписчиков этого списка рассылки. Сообщение на этот адрес получат все подписчики списка рассылки по данной теме;

- служба ICQ («I seek you», англ. — я тебя ищу) — служба, которая позволяет пользователям сети обмениваться сообщениями в режиме реального времени, а также организовывать чат, передавать файлы и многое другое;

- служба FTP («File Transfer Protocol» — протокол передачи файлов) — это служба, позволяющая осуществлять копирование файлов (программ, видео-, аудиофайлов, документации и т. п.) в режиме реального времени как с удаленного компьютера на свой, так и наоборот;

- видео- и онлайн-игры — компьютерные игры, использующие постоянное соединение с интернетом. Они обладают следующими признаками: массовостью, доступностью, высокой информативностью (учитывая образовательную роль таких игр, как, например, «World of Warcraft», число пользователей которой сегодня превышает 10 млн ежемесячно), актуальностью (тема игры должна представлять интерес и новизну, чтобы сделать продукт коммерчески выгодным), одновременностью и узнаваемостью[61];

- видеоконференции, предоставляющие возможность участникам совещания /конференции, находящимся в разных городах и странах, видеть друг друга на экране монитора в процессе обсуждения, происходит аудиовизуальное общение в режиме реального времени[62]
и т. д.;

2) новые массмедиа или интернет-СМИ. Интернет-СМИ — это сетевое издание, зарегистрированное в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в качестве средства массовой информации, с периодически обновляемой и распространяемой массовой общественно значимой информацией, имеющее признаки гипертекстуальности, мультимедийности, интерактивности и онлайновости;

3) социальные медиа (англ. social media) — совокупность всех интернет-площадок, которые на основе онлайн-технологий предоставляют пользователям возможность производить собственный медиаконтент и устанавливать коммуникации друг с другом. Это интернет-ресурсы, созданные для самопрезентации и общения пользователей в сети. Социальные медиа включают в себя:

- социальные сети (англ. social networks) — интерактивный многопользовательский веб-сайт, предназначенный для регистрации и размещения информации о пользователе, а также построения, отображения и организации социальных взаимоотношений между пользователями. При этом пользователь может размещать информацию в любом формате и объеме (текст, звук, фото, видео) и искать контакты с любыми другими пользователями сети. В отличие от блогеров пользователям социальных сетей не нужно иметь определенный талант в области написания текстов или тратить много времени на поддержание своей активности постоянными постами; каждый участник социальной сети находит свою аудиторию и развивает коммуникацию[63]. Можно выделить следующие основные группы социальных сетей по целям создания:

· «социальные сети для общения;

· профессиональные или специализированные социальные сети (для установления и поддержания деловых контактов);

· развлекательные сетевые сообщества;

· сети знакомств»[64].

Социальные сети становятся все более эффективной медиаплатформой для анализа аудитории, так как пользователи размещают на сайте большое количество личной информации, отражающей их интересы, покупательские цели и способности. Главными особенностями социальных сетей являются: неограниченные возможности для обмена разнообразной информацией (текстовой, фото, видео, аудио); персональные профили с личной информацией (ФИО, место работы, вуз, фотографии, интересы и т. д.); установление различных социальных связей — индивидуальные (друзья, знакомые, родственники, одноклассники — одногруппники и т. д.) и групповые (сообщества).

При этом социальные сети имеют достаточно развитые сервисы, среди которых можно выделить: социальные библиотеки (приложения, благодаря которым пользователь может выставить список своих книг, коллекций или аудиозаписей); многопользовательские сетевые игры; социальные закладки (веб-сайты, которые позволяют своим пользователям выставлять на рассмотрение список своих популярных сайтов или закладок) и другое;

- персональные сайты — относятся к некоммерческим сайтам, владельцами которых являются частные лица, и их содержание характеризуется таким определением, как «Ноmе page» (домашняя страница), где выкладывается личная информация человека, и этот сайт не используется в коммерческих целях;

- чаты (англ. chatter — болтать) — средство интерактивной письменной коллективной коммуникации (дискуссии), осуществляемой по компьютерной сети в режиме реального времени. Служба чата используется как в развлекательных целях, так и для проведения серьезных дискуссий по проблемам экономики, политики, культуры и т. д.;

- вики (англ. wiki) — веб-сайт, в содержание и структуру которого пользователи могут самостоятельно вносить письменные сведения и их форматировать с использованием вики-разметки. На базе этой технологии построен ресурс «Википедия»;

- блог (микроблог) — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа[65]. В настоящее время выделяют достаточно широкий спектр блогов, которые представляют собой интерактивные цифровые ресурсы от личных «онлайновых дневников» до практически профессиональных медиапроектов в интернете (например, порталы «Ohmynews», «IndyMedia» и другие). Среди блогов можно выделить блоги, специализирующиеся на конкретной тематике: политика, культура, кино, путешествия, мода, право (так называемые blawgs), бизнес (slogs), спамерские блоги (splogs)[66] и т. д. Существуют блоги, реализуемые исключительно в видеоформате (vlogs) или фотоформате (photoblogs); а также блоги профессиональных журналистов, которые ведутся на добровольной или корпоративной основе в рамках интернет-порталов зарегистрированных средств массовой информации[67];

- журналистские блоги, не закрепленные за традиционными редакциями. Данные блоги не размещаются на сайтах традиционных медиа, а существуют или на альтернативных блого-порталах (и в этом случае не ограничены какой-либо официальной редакционной политикой), или на порталах альтернативных медиа (например, «WikiNews»);

- «корпоративные» блоги, которые ведутся официальными организациями или общественными деятелями и реализуют, в первую очередь, механизмы интерактивной коммуникации между официальными лицами и потребителями;

- «политические» блоги — блоги известных политиков, включая лидеров государств, а также сотрудников их аппаратов; посредством которых поднимается уровень интерактивности взаимодействия граждан с политическими лидерами. Наиболее активно эти коммуникационные механизмы блогосферы используются сегодня в рамках политических избирательных кампаний;

- личностно-ориентированные блоги, которые ведутся индивидуальными независимыми авторами и не имеют отношения к существующим средствам массовой информации или официальным структурам.

Таким образом, традиционные и новые медиа обеспечивают разные виды коммуникации между людьми, различными социальными и профессиональными группами. При этом новые медиа позволяют связывать между собой группы пользователей вне зависимости от их географического расположения, пола, возраста, семейного положения и других значимых социальных характеристик в рамках единой информационно-коммуникативной системы.

Необходимо отметить, что появление новых медиа не ведет к исчезновению традиционных, как это уже было во взаимоотношениях телевидения с прессой, радио с кинематографом, поскольку происходит перераспределение функций и контента. Каждое средство массовой коммуникации используется там, где наилучшим образом обнаруживаются его уникальные возможности.

Интернет-СМИ как новый вид медиа появились в результате развития информационно-коммуникационных технологий и интернета, сопутствующих этому процессу изменений информационно-коммуникативного пространства, а также структурных и содержательных преобразований в медиа и средствах массовой информации. В настоящее время интернет-СМИ занимают заметное место в системе средств массовой информации. При этом их роль в данной системе постоянно возрастает. Это связано с тем, что интернет изменил конфигурацию всей системы СМИ в глобальном, национальном и региональном масштабах, которая пополнилась качественно новыми СМИ, вещающими в Мировой паутине[68].

Поскольку в процессе взаимодействия интернет-СМИ с социальным пространством постепенно формируется их система, к ней применим классический системный подход, основанный на следующих положениях:

- «СМИ включают в себя различные виды социальной деятельности, имеющей свои цели, средства и результаты (сбор, создание, распространение и потребление массовых информационных продуктов, усвоение аудиторией передаваемой массовой информации);

- создают и потребляют эти продукты социальные субъекты — представители духовной, духовно-практической и практической деятельности. В создании произведений СМИ участвуют авторы, редакторы, режиссеры, ведущие, дикторы и другие личности. Потребляют, усваивают получаемую информацию читатели, радиослушатели, телезрители, посетители сетевых СМИ и т. д.;

- СМИ являются частью более общей социальной системы — общества как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей;

- СМИ участвуют в осуществлении многих социальных функций, в том числе функций общественного сознания: познавательно-отражательных, идеологических, конструирования социальной действительности и т. д.;

- представляют собой один из механизмов общественного диалога, социального взаимодействия, которое определяет существование и структурную организацию любой социальной системы;

- основным участником этого взаимодействия выступает личность как носитель общественных отношений общественного и группового сознания. Через личность в общественный диалог вовлекаются различные социальные группы и организации»[69].

Подобный подход позволил выделить несколько определений и ряд типологических особенностей интернет-СМИ.

В энциклопедии «Яндекс» под интернет-СМИ понимается регулярно обновляемый информационный сайт, пользующийся определенной популярностью и авторитетом (имеющий свою постоянную аудиторию)[70]. Ключевыми признаками в данном определении являются: регулярное обновление информации, наличие постоянной аудитории.

А.С. Игнатьева определяет интернет-СМИ как средство не массовой, а глобальной коммуникации, сетевой ресурс, являющийся средством массовой информации, переведенный в онлайн-формат и предназначенный для передачи и распространения информации от адресанта к адресату в пределах планетарного масштаба[71]. М.М. Лукина под интернет-СМИ (также веб-СМИ, онлайн-СМИ) подразумевает род ресурсов в интернете, выполняющих функции средства массовой информации[72]. При этом уточняется, что СМИ в интернете так же, как и традиционные медиа (газеты, телевидение, радиовещание), производят информацию, создаваемую с определенной периодичностью журналистским коллективом, и отражают жизнь общества.

Е.В. Лазуткина считает, что интернет-СМИ — новое явление, находящееся в стадии становления и развития. При этом автор дает собственную трактовку интернет-издания, под которым понимает специализированный сайт, использующий в названиях разделов традиционные для СМИ термины: журнал, альманах, газета, редакция, редактор и другие, распространяющий с определенной периодичностью социально значимую информацию, направленную на массовую аудиторию, и предназначенный для решения задач, свойственных печатным и электронным несетевым средствам массовой информации[73]. В качестве важных положений данного определения можно выделить следующие: специализация сайта, периодичность распространения, социальная значимость информации и наличие массовой аудитории.

Анализ различных авторских трактовок сущности понятия «интернет-СМИ» показывает, что при рассмотрении данного феномена выделяются следующие ключевые характеристики: это средство глобальной коммуникации; специализированный информационный сайт; профессиональный характер создаваемой информации; социальная значимость информации; периодическое обновление информации; наличие массовой аудитории.

Таким образом, интернет-СМИ — это сетевое издание, зарегистрированное в установленном порядке в качестве средства массовой информации с периодически обновляемой и распространяемой массовой, общественно значимой информацией, имеющее признаки гипертекстуальности, мультимедийности и интерактивности.

Типологическая характеристика интернет-СМИ также базируется на основе классификации интернет-ресурсов в целом. Типология интернет-сайтов вне зависимости от их принадлежности к медиа[74]:

1. Визитка — лаконичный сайт, содержащий общую информацию о компании и роде оказываемых услуг c целью их презентации и формирования максимальной заинтересованности у потребителей в покупке или иных формах коммуникаций с компанией;

2. Промоушн-сайт — сайт, являющийся рекламой отдельно взятого товара, услуги или события для привлечения новых клиентов, выполняющий рекламно-маркетинговую цель;

3. Электронный магазин — сайт, предназначенный для организации системы заказа и продажи товаров, услуг через интернет. Цель — маркетинговая, предполагающая обеспечение возможности покупки и привлечение покупателей;

4. Информационный сайт содержит исчерпывающую информацию по некоторой предметной области, а также такие услуги, как опросы, голосование, рассылки. Цель — информационная и коммуникативная;

5. Корпоративное представительство — автоматизация деятельности компании, включающая электронный магазин, систему заказов, сервисное обслуживание клиентов и посетителей, переговоры в режиме онлайн и т. д. Цель — организационно-менеджерская;

6. Система управления предприятием — сайт, интегрированный в корпоративную информационную систему управления предприятием, предназначенный для сотрудников предприятия, клиентов и партнеров. Цель — информационная и организационно-менеджерская;

7. Портал — крупный веб-ресурс, имеющий большое количество страниц и разделов, сложную систему навигации, службу поддержки для постоянного развития ресурса, широкий спектр интерактивных услуг, предназначенный для формирования некоего интернет-сообщества. Цель — коммуникативная.

Как видно из представленной классификации, все вышеперечисленные типы интернет-сайтов имеют свою специфику и реализуют разные цели (презентационные, маркетинговые, управленческие и т. д.). Здесь в качестве основного системного типологического признака выступает бизнес-модель и функциональность.

Среди всех вариантов бизнес-моделей онлайновых СМИ большое будущее именно у портала, особенно у многоцелевого, так как потребитель получает доступ к структурированному интерфейсу содержания и рекламы, а также к многочисленным сервисам. Именно многоцелевые цифровые порталы получат широкое распространение в связи с увеличением емкости линий связи и расширением возможностей предоставления медиаконтента и услуг[75].

Возможна и развернутая типология интернет-СМИ, предполагающая выделение нескольких классификационных параметров[76]:

- по способу выхода — собственно сетевые издания, сетевые версии традиционных СМИ;

- по тематике — монотематические (внутри этой группы деление может стать почти бесконечным ввиду обилия вариантов представленных монотематических ресурсов) и политематические;

- по принадлежности — принадлежащие государству, частным лицам, медийным группам, политическим группам, бизнес-группам и т. д.

Наибольшее распространение получила типология, предлагаемая М.М. Лукиной[77]. В соответствии с данной классификацией интернет-СМИ можно разделить на три большие группы: 1) эквивалентные копии традиционных СМИ — «клоны»; 2) модифицированные онлайн-версии традиционных СМИ — «гибриды»; 3) медиапроекты, возникшие в сети и не имеющие оффлайновых прототипов — оригинальные интернет-СМИ. Данная типология устанавливает формат представления СМИ в интернете относительно существующих традиционных медиа.

Более комплексно отражает современную инфраструктуру интернет-СМИ типология, предложенная О.В. Шагаловой[78], где используется пересечение двух параметров — характер медиаконтента и тип бизнес-модели интернет-ресурса:

1. Интернет-дайджест (сборка новостей или статей из других источников);

2. Информационное интернет-СМИ (по большей части собственная информация):

– информационное агентство;

– cетевая версия оффлайнового СМИ;

– СМИ, выходящие только в интернете (интернет-журнал, интернет-газета);

– портал, представляющий какую-либо организацию,
компанию.

Все существующие характеристики интернет-СМИ можно разделить на две группы[79]:

1. Общие признаки, совпадающие с характеристиками традиционных массмедиа: организационно-правовой статус издания — зарегистрировано как СМИ; концепция СМИ формируется в соответствии со специализацией; цель деятельности — информирование широкой общественности; производитель информации — профессионал (журналист), журналистский коллектив; потребитель — массовая аудитория;

2. Специфические признаки, отличающие интернет-СМИ от традиционных массмедиа: оперативный характер производственного цикла, реализация концепции вещания — 24 часа в сутки 7 дней в неделю, благодаря чему не существует задержки между созданием медиапродукта и его распространением; кастомизация (англ. customer — клиент, потребитель) контента — это изготовление массовой медиапродукции под конкретный заказ потребителя путем ее комплектации дополнительными элементами или услугами; возможность сквозного поиска информации и наличие архива на сайте позволяет получить необходимую информацию без существенных затрат средств или времени; возможность размещать большие объемы информации в различных медиасредах (телевидение, радио, пресса, интернет-СМИ) и объединять информационные потоки на главной странице интернет-портала медиа; разнонаправленный характер коммуникации, которую можно обозначить как «кросс-коммуникация», в рамках которой информационный поток регулируется не только производителями, но и непосредственно потребителями, когда обратная связь с ними и каждого из них друг с другом оказывается новым регулятором процесса создания и распространения информации, а также медиаконтент характеризуется процессом слияния на одной медиаплощадке журналистики, рекламы и PR.

Необходимо отметить, что в системе интернет-СМИ, с одной стороны, совмещаются все каналы (визуальный, аудиальный, аудиовизуальный) и сохраняется часть свойств традиционных медиа, а с другой, — в них существенно трансформируются такие базовые признаки, как периодичность, технология выпуска текущего номера, тираж и распространение и формируются новые системные типологические признаки.

К ним относятся следующие ключевые особенности: цифровые носители, интерактивность, гиперссылки, виртуальность, сетевое устройство, симуляция реальности[80].

При этом интернет-СМИ под влиянием процессов конвергенции переходят от создания мономедийных вещательных платформ к многоцелевым цифровым порталам. Процессы конвергенции приводят к кардинальной трансформации интернет-СМИ, диверсификации аудитории, созданию персонифицированных и высокотехнологичных медиапродуктов.

Итак, современное информационно-коммуникативное пространство становится основой для развития интернет-СМИ как главного представителя новых медиа.







Контрольные вопросы

1. Охарактеризуйте специфику интернет-коммуникации.

2. Дайте определения понятий «медиа», «новые медиа» и «интернет-СМИ».

3. Объясните, в чем заключаются особенности социальных медиа как новой среды медиакоммуникации.

4. Рассмотрите основные отличия интернет-СМИ от традиционных.

5. Приведите классификацию интернет-СМИ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: