Усыновление (удочерение)

 

647. Нормы СК РФ об усыновлении (удочерении), являющемся приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отразили серьезные изменения в регулировании этого института российским законодателем.

Во-первых, следует прежде всего упомянуть о требовании, допускающем возможность усыновления ребенка, являющегося российским гражданином, гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

648. Передача детей на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также российским гражданам, постоянно проживающим за пределами территории России, не являющимся родственниками детей, разрешается по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п. 4 ст. 124 СК РФ).

649. Порядок формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"*(327), а также Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием"*(328).

650. Во-вторых, усыновление ребенка, являющегося российским гражданином, иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также отмена усыновления, производятся на территории России в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель (при усыновлении ребенка лицом без гражданства - в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства) на момент подачи заявления об усыновлении или об отмене усыновления. Вместе с тем в целях защиты интересов детей должны быть соблюдены также требования, установленные ст. 124-126, ст. 127 (за исключением абз. 8 п. 1), ст. 128 и 129, ст. 130 (за исключением абз. 5), ст. 131-133 СК РФ, с учетом положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Часть этих требований распространяется на все случаи усыновления. Некоторые требования относятся лишь к иностранным гражданам и лицам без гражданства либо к российским гражданам, постоянно проживающим за рубежом, желающим усыновить детей - российских граждан.

651. Усыновление на территории России иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с российскими гражданами, детей, являющихся российскими гражданами, производится в порядке, установленном СК РФ для российских граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

При усыновлении на территории России российскими гражданами ребенка, являющегося иностранным гражданином, необходимо получить согласие законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.

652. Если в результате усыновления могут быть нарушены права ребенка, установленные российским законодательством или международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя. В этом случае усыновление, если оно состоялось, подлежит отмене в судебном порядке.

653. В-третьих, защита прав и законных интересов детей, являющихся российскими гражданами и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории России, если иное не предусмотрено международным договором РФ, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации. Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся российскими гражданами и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством РФ.

654. В-четвертых, определены требования в отношении усыновления ребенка, являющегося российским гражданином и проживающего за пределами Российской Федерации, когда оно производится компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель. Такое усыновление признается действительным в Российской Федерации при условии получения предварительного разрешения на усыновление от органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории России.

655. СК РФ дополнен ст. 126.1 "Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей". В соответствии с этой статьей такая деятельность по усыновлению детей, т.е. любая деятельность других лиц в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, не допускается. При этом не рассматривается в качестве посреднической деятельность органов опеки и попечительства и органов исполнительной власти по выполнению возложенных на них обязанностей, связанных с выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей, а также деятельность специально уполномоченных иностранными государствами органов или организаций по усыновлению детей, которая осуществляется на территории России в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности. Названные выше органы и организации не могут преследовать в своей деятельности коммерческие цели.

656. Положение о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654*(329).

657. Правительством РФ утверждены также Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, а также Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства*(330).

658. Сердцевину российского законодательства о правах ребенка образует Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"*(331).

 

7. Международно-правовое регулирование коллизионных вопросов
семейных отношений

 

659. Согласно ст. 6 СК РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора.

660. Важнейшими документами, формирующими международно-правовую основу прав человека в области семейных отношений, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

661. Российская Федерация участвует в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., в двусторонних договорах о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, консульских конвенциях, ряде иных международных договоров, предусматривающих положения по вопросам семейных отношений. Российской Федерацией подписана многосторонняя Конвенция о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения) 1993 г.

Предложение о ратификации указанной Конвенции, несмотря на поддержку в доктрине*(332), к настоящему времени не реализовано. "На наш взгляд, - пишет Н.И. Марышева, - положения Конвенции, закрепляющие на международном уровне в конкретных обязательных для всех стран-участниц нормах правила международного сотрудничества по усыновлению, едва ли могут противоречить интересам усыновляемых детей. Этот международный документ, как видно из его преамбулы, исходит из принципов Конвенции ООН о правах ребенка... он следует принципу приоритета права ребенка на усыновление в стране происхождения и ставит своей первоочередной целью обеспечение интересов усыновляемого ребенка при соблюдении его основных прав, признанных международным правом... Таким образом, правила российского законодательства, защищающие интересы детей, как нам кажется, не будут умалены. Действующих ныне договоров России, решающих коллизионные вопросы усыновления, Гаагская конвенция 1993 г. не затрагивает"*(333).

662. Новшества в решении коллизионных вопросов, закрепленные в СК РФ, в значительной мере являются результатом обобщения опыта заключения и применения международных договоров РФ о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Показательно в этом плане сравнение некоторых коллизионных правил разд. VII СК РФ с соответствующими положениями Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. Так, одно и то же коллизионное начало - законодательство государства, гражданином которого является усыновитель в момент подачи заявления об усыновлении или его отмене, выражено в п. 1 ст. 37 Конвенции*(334) и п. 1 ст. 165 СК РФ.

663. Существенные различия в материальном праве зарубежных стран, регламентирующем вопросы заключения и расторжения брака, личных неимущественных и имущественных отношений между супругами, алиментных обязательств, усыновления, опеки и попечительства, обусловили разработку и заключение ряда многосторонних международных договоров в области семейных отношений. Основное содержание многих из них составляют унификация коллизионного права, определение коллизионных начал, на основе которых устанавливается статут соответствующего отношения, регулирование порядка признания и исполнения судебных решений. Опыт применения этих договоров представляет для России несомненный интерес. Должны быть всесторонне изучены возможности ее присоединения к отдельным таким договорам. К многосторонним международным договорам, регулирующим вопросы семейных отношений, относятся, в частности:

Гаагские конвенции - о праве, применимом к алиментным обязательствам в отношении детей, 1956 г.; о признании и исполнении решений по делам об алиментных обязательствах в отношении детей 1958 г.; о юрисдикции и применимом праве в отношении защиты несовершеннолетних 1961 г.; о признании разводов и решений о судебном разлучении супругов 1970 г.; о праве, применимом к алиментным обязательствам, 1973 г.; о заключении и признании действительности браков 1978 г.; о праве, применимом к режимам собственности супругов, 1978 г.; о гражданских аспектах международного похищения детей 1980 г.; о юрисдикции, применимом праве, признании, исполнении и сотрудничестве в отношении ответственности родителей и мер по защите детей 1996 г.;

Нью-Йоркская конвенция о взыскании за границей алиментов 1956 г.;

конвенции об усыновлении детей 1967 г.; о юридическом статусе детей, рожденных вне брака, 1975 г., о контактах, связанных с детьми, 2003 г., заключенные в рамках Европейского Совета;

Кодекс Бустаманте 1928 г.*(335)

664. В связи с перенесением Амстердамским договором 1997 г. регулирования сотрудничества по гражданским делам из сферы действия международного права в сферу действия права ЕС не вступившая в силу (из-за отсутствия должного количества ратификаций) Конвенция относительно юрисдикции, признания и исполнения решений по семейным делам 1998 г. была преобразована до своего вступления в силу в Регламент Совета N 1347/2000. В свою очередь, он был заменен Регламентом Совета N 2201/2003 от 27 ноября 2002 г. относительно юрисдикции, признания и исполнения решений по семейным делам и делам об ответственности родителей ("Брюссель II")*(336).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: