Очерки истории науки государственного права

Юридическая наука, имея, в общем, практический эффект, не сводится исключительно к доставлению разных видов пользы и способов удовлетворения приземленных или высоких потребностей. Она сама образует пространство, в котором люди получают возможность утолять одну из потребностей, не менее насущную, чем прочие, а именно – влечение к знанию.

К.В. Арановский

 

Владик Сумбатович Нерсесянц

Дуализм объектов и единство предмета юриспруденции

Каждая наука — это определенный способ производства и организации знаний о тех объектах, изучением которых она занимается. В этом смысле юридическая наука является определенным способом производства и организации юридических знаний, т. е. научных знаний о таких объектах, как право и государство.

Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект с позиций своего особого предмета и метода.

Объект — это то, что еще подлежит научному изучению с помощью познавательных средств и приемов соответствующей науки. В процессе научного изучения исходные эмпирические знания об объекте дополняются теоретическими знаниями, т. е. системой понятий об основных сущностных свойствах, признаках и характеристиках исследуемого объекта, о закономерностях его генезиса, функционирования и развития. Научное (теоретическое) познание тем самым представляет собой творческий процесс глубинного постижения изучаемого объекта в мышлении, в созидании его мысленного образа (модели) в виде определенной системы понятий о сущностных свойствах данного объекта.

Эти искомые сущностные свойства объекта (в. их понятийном выражении) и являются предметом соответствующей науки.

В весьма упрощенном виде можно сказать, что объект науки — это то, что мы о нем знаем до его научного изучения, а предмет — это изученный объект, то, что мы знаем о нем после научного познания. Речь, по существу, идет о различении познаваемого объекта и идеи (теоретического смысла, мыслительного образа, логической модели и т. д.) познанного объекта.

Приведенные положения об объекте и предмете науки в целом относятся и к юридической науке. Поэтому в общем виде можно сказать, что объектами юридической науки являются право и государство, а ее предметомосновные сущностные свойства права и государства. Иначе говоря, предметом юридической науки являются понятие права и понятие государства, поскольку сущностные свойства объекта в соответствии с требованиями научного (теоретического) познания можно адекватно выразить лишь в такой высшей познавательной форме, как понятие. Это означает, что надлежащее (логически, последовательное, согласованной и непротиворечивое, системно полное) раскрытие теоретического содержания понятия права и понятия государства, а вместе с тем и адекватное научное их обоснование представлены в юридической науке в целом и составляют ее предмет.

Проблемы общей теории права и государства: Учебник для вузов / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. и., проф. В. С. Нерсесянца. — М.: Норма, 2004. — 832 с.

Вопросы по тексту

Как понимает В.С. Нерсесянц предмет и объекты науки?

В чем проявляется дуализм изучаемых наукой объектов?

В чем смысл единства предмета науки?

 

ВЛАДИМИР МАТВЕЕВИЧ ГЕССЕН

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

 

Говоря об истории науки государственного права, необходимо иметь в виду самостоятельный ход развития науки общего и науки положительного государственного права. Разумеется, между той и другой наукой всегда существовала более или менее тесная связь и состояние каждой из них оказывало известное влияние на состояние другой. Тем не менее, только параллельное изучение их исторической эволюции может в достаточной степени выяснить то место, которое в настоящее время они занимают в системе юридических наук.

ОЧЕРК ПЕРВЫЙ

Зарождение современной науки общего государственного права; ее развитие в германской литературе

§1

На развалинах "безгосударственного средневековья" новое время создает новое государство. История ставит государственной науке XVI—XVIII вв. практическую, а не теоретическую, — творческую, а не познавательную задачу. Наука должна создать теорию нового государства; она должна установить право на самостоятельное существование отдельных территорий, независимость территориального государства от Империи и Папства, превосходство... государственной власти над властью феодальных баронов и феодальных общин.

Впервые наука отливает ту форму абсолютной монархии, которую жизнь постепенно наполняет конкретным содержанием. Учеными-юристами (легистами) дается теоретическое обоснование наступательной политике растущего абсолютизма; теория королевского суверенитета является победоносным оружием, которым пользуется абсолютизм в борьбе за монополизацию публично-правовой власти в своих руках.

Разложение феодального строя в связи с обособлением государства от церкви усложняет задачи государственного управления. Разнообразные функции управления, осуществляемые в течение средних веков церковью, городскими общинами и феодалами, отныне переходят на государство. Государственная наука указывает государству его новые задачи, намечает пути и изыскивает средства для их разрешения. Определяя содержание и объем так называемых "прав верховенства", наука тем самым определяет содержание и объем правительственной деятельности нового государства.

Историческими потребностями эпохи определяется характер науки. Государственная наука нового времени является, прежде всего, практической (политической) наукой. Ее первой задачей является не изучение того, что естъ, а уяснение того, что должно быть. Чем должно быть государство и что государство должно делать — таковы те вопросы, которые повсеместно, в эпоху XVI—XVIII вв., занимают и волнуют публицистическую мысль. И даже в тех случаях, когда государственная наука, по-видимому, изображает существующее государство, — в действительности, под видом существующего, она изображает государство, долженствующее существовать.

Стремясь к одной и той же цели — к созданию нового государства, — наука о государстве, подобно науке о праве, с самого начала идет к этой цели двумя, далеко расходящимися путями, распадается на две, друг от друга резко отличных, школы: первую можно назвать философской, вторую — эмпирической или позитивной....

К концу XVIII века вопросы так называемого общего государственного права — в разной мере и с разных точек зрения — изучаются тремя, еще не успевшими в достаточной мере определиться, научными направлениями: политикой государственного права, входящей в состав науки политики права вообще, т.е. доктрин естественного права; социальным учением о государстве и прикладной государственной наукой (учением о государственном искусстве), образующими в слитном и не дифференцированном виде энциклопедическую науку о государстве, именуемую "Политикой", в классическом смысле этого слова.

§2

Обратимся теперь к рассмотрению исторической эволюции науки государственного права в течение XIX века. При этом мы будем иметь преимущественно в виду германскую публицистическую литературу, так как именно в германской публицистике XIX века наблюдается наиболее интенсивная разработка вопросов так называемого общего государственного права.

Состояние науки государственного права в рассматриваемую эпоху характеризуется следующими моментами.

Во-первых, из состава доктрины естественного права выделяется наука естественного государственного права. Она образует самостоятельную публицистическую дисциплину, известную под именем Общего Государственного Права....

Во-вторых, содержание энциклопедической науки о государстве, именуемой "Политикой", дифференцируется, распадается на две самостоятельные научные дисциплины: теоретическую — Общее учение о государстве... и прикладную — Политику, в тесном смысле этого слова....

Общее государственное право, Общее учение о государстве, Политика таковы - три самостоятельные отрасли государственной науки, представленные в германской публицистике первой половины XIX века.

[…]

Являясь самостоятельной научной дисциплиной, философское или общее государственное право в течение первой половины XIX века сохраняет свой первоначальный естественно-правовой характер...

Однако под влиянием исторической школы и в этой науке замечается постепенный, все более и более заметный, поворот от рационализма к позитивизму....

Совершенно новый период в развитии науки общего государственного права наступает со второй половины XIX века. Параллельно с постепенным усилием догматического элемента в науке положительного государственного права происходит эволюция от политики к догме и в науке общего государственного права. Повсеместное установление конституционного строя — тождественного везде и всюду в своих основных началах — облегчает сравнительное изучение государственного права различных государств. На почве такого изучения возникает теория конституционного права, как высший синтез государственно-правовых начал, отвлекаемых от положительного конституционного права отдельных государств. Сначала теория конституционного права развивается параллельно с теорией общего государственного права и независимо от нее. В германской литературе уже в 20-х годах XIX столетия появляются труды, посвященные теории конституционного права частью догматического, частью философского и исторического характера, еще далеко не свободные от естественно-правовых переживаний... Эпоха реакции 40-х и 50-х годов на некоторое время останавливает развитие этой науки.

С окончательным установлением конституционного режима она возникает вновь, — на этот раз не рядом с наукой общего государственного права, а на ее месте.

В системе современной юриспруденции рационалистической доктрине философского (общего) государственного права не оказывается места. В трудах новейших германских публицистов наука общего государственного права является не чем иным, как теорией конституционного права на почве сравнительного изучения права отдельных государств. Под общим государственным правом в настоящее время понимается теоретическая (догматическая) наука, изучающая государственно-правовые нормы абстрактного — т.е. отвлеченного от реально существующих — конституционного государства....

... В настоящее время, как уже указано выше, существенно изменился характер науки, именуемой Общим государственным правом. Как теория конституционного государства, наука эта является не политической, а теоретической дисциплиной. Наряду с ней, казалось бы, и может, и должна возникнуть наука Политики государственного права, подобно тому, как наряду с догматической наукой гражданского права возникает и складывается наука цивильной политики.

Однако современная действительность самостоятельной политической науки государственного права не знает; политические элементы входят случайным ингредиентом в догматическую науку государственного права. Быть может, настанет время, — и государственная жизнь перерастет современные формы государственного строя. Перед наукой права, как в былое время, встанет опять, категорически требуя ответа, политическая проблема. И этот ответ будет дан прямой преемницей естественно-правовой доктрины — наукой Политики государственного права....

•... Общее учение о государстве в тесном смысле этого слова — как учение о правовой природе государства, об его основных институтах, о территории, населении и власти — является необходимым введением к науке современного Общего государственного права. Самостоятельного научного значения такое введение как часть социальной науки о государстве не имеет и не может иметь.

ОЧЕРК ВТОРОЙ

Наука положительного государственного права во французской и германской литературе

Систематическая разработка положительного государственного права становится практически возможной только с окончательным разложением империи и папства, краеугольных устоев средневековья, и с образованием новых, территориально обособленных и независимых государств. Значительная по количеству трудов, но крайне однообразная и бедная по числу затрагиваемых ими тем публично-правовая литература средних веков не выходит за пределы политических и полемических рассуждений на тему о преобладании церковной или светской, имперской или территориальной власти.

...Вообще, не подлежит никакому сомнению, что в политических и общественных условиях, создаваемых абсолютным режимом, сколько-нибудь успешное развитие науки положительного государственного права оказывается почти невозможным.

Так, прежде всего, существенным препятствием для догматической разработки государственного права в эпоху старого режима является крайняя бедность содержания и, вместе с тем, ничтожность практического значения действующего публичного права. Важнейшие отношения между гражданами и властью, регулируемые в настоящее время объективными нормами права, в государствах старого режима определяются ничем не сдерживаемым усмотрением и произволом верховной и подчиненных властей. До тех пор, пока монарх может сказать о себе: "Государство — это я", науке государственного права нет и не может быть места.

С другой стороны, весьма неблагоприятным условием, препятствующим развитию науки государственного права, является отрицательное отношение подозрительного и нетерпимого абсолютизма к публичному обсуждению в печати и с кафедры вопросов государственного права. С точки зрения правительств абсолютного режима, государственное право — государственная тайна. Если государственная власть — Провидение, его пути должны оставаться неисповедимыми. Невежество народа считается абсолютизмом в такой же мере гарантией патриотизма, в какой Церковью — гарантией веры....

...Говоря о причинах, препятствовавших успешной разработке положительного государственного права в течение XVII и XVIII вв., необходимо, наряду с вышеизложенными частными причинами, отметить еще одну, более общего характера.

В эпоху господства философии естественного права наука положительного права не может быть, по существу, сколько-нибудь продуктивной. С одной стороны, сознание глубокой и безнадежной порочности существующего порядка, создаваемого исторической случайностью и человеческим произволом, естественно внушает непреодолимое отвращение к научной, объективной и догматической разработке положительного права; с другой, наиболее живые и отзывчивые силы охватываются стремлением уйти от печальной и хаотической действительности в прекрасную область совершенного и неизменного, логически стройного и законченного естественного права.

При таких условиях наука положительного права становится уделом ограниченных и узкопрактических умов, и сама разработка положительного права теряет свой научный характер.

Таковы, в общих чертах, причины, препятствовавшие успешной разработке во Франции и Германии в течение XVII и XVIII вв. догматической науки положительного государственного права...

...Конец XVIII и первая половина XIX века знаменуется падением старого режима и затем борьбой за новый политический и социальный порядок. Одна революция сменяется другой. Прогресс и реакция одинаково вооружены с головы до ног. Вековые институты падают и возрождаются вновь; новые институты возникают и снова падают. Общественная жизнь несется с горы мутным и шумным потоком, то, разбиваясь о скалы, то, разбивая их...

Не трудно понять, что в такие эпохи догматическая разработка государственного права не делает и не может делать успеха. Наука права сохраняет свой резко выраженный политический характер; она учит тому, что должно быть, а не тому, что есть.

...Господство исторической школы юристов в области философии права отражается и на науке государственного права. Поскольку политическая мысль обращена к прошлому, наука государственного права приобретает "исторический" характер; исторический метод становится орудием реакции. Наоборот, рационализм естественного права остается орудием политического прогресса — орудием революционного стремления к идеалам конституционализма. Таким образом, стоит ли наука положительного государственного права на исторической почве или на почве рационалистической, она в одинаковой степени является наукой политики, а не догмы государственного права. Таков — везде и повсюду — характер науки государственного права в течение первой половины XIX века.

Догматическая наука государственного права возникает позднее, с окончательным торжеством конституционного строя, во второй половине XIX века. Отечеством догматического направления является современная Германия. Французской публицистике направление это до последнего времени остается чуждым. При той неустойчивости конституционных форм, какой характеризуется новейшая политическая история Франции, догматическая разработка положительного права не может быть сколько-нибудь успешной....

...Не подлежит никакому сомнению, что, по мере упрочения государственного строя третьей республики, и во Франции начинает все более и более сознаваться необходимость догматического изучения государственного права. Красноречивым доказательством пробуждающегося интереса к догматике является, между прочим, издание в переводе на французский язык Монументальной Лабандовской системы "Государственного права Германской Империи".

...Только в последнее время, приблизительно начиная с 70-х и особенно 80-х гг., в германской науке публичного права зарождается новое — или, точнее, возрождается вновь старое и забытое — "юридическое направление", которое ставит себе целью догматическую разработку положительного государственного права, создание догмы государственного права....

Основной принцип этого направления — исключение всякой философии и всякой политики из области науки государственного права. Из расплывчатого состояния неопределенной и неограниченной науки государствоведения... государственное право должно перелиться в твердые, кристаллизированные формы юридической дисциплины — такова та цель, к которой последовательно и успешно стремится юридическая школа публичного права. Научная задача догматики определенного позитивного права... заключается в конструировании правовых институтов, в приведении отдельных правовых положений к общим принципам, в дедукции из этих принципов соответствующих выводов. Догматика есть работа чисто логическая. Все исторические политические и философские рассуждения, как бы они не были ценны... для догматики определенной правовой материи не имеют значения и часто служат лишь к тому, чтобы скрыть недостатки конструктивной работы.

Поскольку в вышеприведенных словах заключается теоретическое обоснование самостоятельности задач и методы догматического исследования, постольку, разумеется, они не вызывают и не могут вызвать никаких возражений.

Опасной и неправильной представляется, однако, скрывающаяся в них несомненная тенденция к отождествлению догматического исследования как такового с наукой права, вообще. Такая тенденция, проходящая красной нитью через всю, вообще современную германскую науку права, искажает и умаляет значение этой науки.

Юрист и догматик, наука права и догма — не синонимы. Юрист остается юристом, изучая историческое происхождение действующего права или отыскивая принципы законодательного совершенствования его.

История, догма и политика права — три одинаково необходимых направления науки права. Они постоянны и неизменны постольку, поскольку постоянны и неизменны те цели, к которым каждое из них стремится.

В зависимости от характера и содержания положительного права той или иной эпохи, той или иной страны в его разработке преобладает то история, то догма, то политика права. Вопрос о таком преобладании является вопросом исторической, а не логической необходимости. И если в настоящее время в германской науке государственного права преобладает догматическое направление, то это свидетельствует об одном: современная Германия пока еще довольна своим публичным правом; она хочет его знать, но менять его не хочет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: