Каковы причины того, что наука государственного права сложилась гораздо позже гражданского права и с какими общественными изменениями связано ее становление и развитие?

Назовите приведенные автором примеры, подтверждающие участие и значимую роль науки в общественных процессах, государственной деятельности, продолжите их.

Опираясь на текст работы В.А. Туманова, покажите, как идеологическая, социально-политическая позиция того или иного ученого (научной школы) отражается на его научных выводах, построенных концепциях и теориях. Обратите внимание, как связанность советской идеологией сказывается на оценках автором буржуазной науки государственного права.

Основные школы в науке государственного права: юридическая («классическая»), социологическая, институционализм.

Используйте соответствующие фрагменты текста для характеристики процессов политизации и модернизации, проявившихся в науке государственного права.

 

ИОГАН КАСПАР БЛЮНЧЛИ

ОБЩЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

 

Общее и особенное государственное право

Особенное государственное право относится к отдельному определенному государству. Так, например, говорят об особенном праве римской республики....

Общее государственное право касается не отдельного государства, а государства вообще. Итак, особенное государственное право отправляется от определенного народа, общее же обращается прежде всего к человеческой природе и отправляется от человечества.

Государственное право часто принимают за продукт идеальной мысли и пытаются вывести его из спекулятивного миросозерцания путем простых логических заключений. Таким образом возникли многие системы так называемого философского или естественного государственного права, противополагавшиеся называемому положительному и историческому.

Я иначе понимаю эту противоположность. Нужно и философски понять государство и познать его исторически: от этого двойного труда общее государственное право имеет так же мало оснований отказаться как и особенное.

Особенное государственное право предполагает общее, как отдельный народ предполагает целую человеческую природу. Наука общего государственного права излагает основные понятия, в разнообразных видах проявляющиеся в особенном государственном праве. Она имеет в виду всемирную историю, а не узкую историю отдельной страны, объясняемую особенным государственным правом. Во всемирной истории мы находим проверку философских мыслей; в ней открывается полнота положительного содержания, которого так часто не достает спекулятивному исследованию. Всемирная история указывает различные ступени развития, пережитые человечеством со времени его младенчества, и на каждой ступени мы видим особенные воззрения на государство и различные государственные формы. Она объясняет степень участия в общей задаче человечества, которая выпала на долю разных народов.

Но не все периоды всемирной истории и не все народы имеют одинаковое значение для нашей науки. Ее задача состоит преимущественно в познании общего государственного права настоящего. Античные и средневековые государственные построения входят в рассмотрение только как предшествующие ступени или же вводятся в науку с той целью, чтобы противоположностью их теперешнему государству лучше уяснить последнее. Значение различных народов для общего государственного права мы определяем сообразно их участию в процессе политической цивилизации, т.е. человечески устроенного и человечески свободного общежития. Во всемирной истории арийская семья народов назначена преимущественно к образованию государства, как семитическая — построению религии; но только в Европе арийские народы дошли до сознательного и более совершенного построения государства. Из этих народов в древности стояли выше других эллины и римляне, а в средние века — германцы; настоящая же государственная культура основывается преимущественно на смешении эллино-романских и германских элементов. В ней принимают самое значительное участие англичане, у которых это смешение сильнее, нежели у других народов, совершилось даже в самой расе, и вслед за ними французы; американская государственная жизнь вышла из европейской, но сделала, преимущественно в Северной Америке, некоторые особенные успехи.

Итак, наука общего государственного права в том виде, как мы понимаем ее, должна представить всеобщее государственное сознание современного цивилизованного человечества и изложить основные понятия и существенные общие всем учреждения, различным образом проявляющиеся в отдельных государствах. Общее государственное право не есть одно теоретическое учение, оно имеет положительную действительность; но это положительное значение не есть непосредственное, ибо в действительности нет всеобщего государства, а проявляется в отдельных государствах. Общее государственное право имеет не идеальную только, но и реальную истинность, и это так же несомненно, как несомненно то, что челове-чество и всемирная история суть не только предметы мысли, но и реальные истины.

 

Блюнчли И.К. Общее государственное право. Т. I. М.: Унив. типогр., 1865. С. 8-10

Вопросы к тексту

1. Покажите схожее и различное в общем и особенном государственном праве, ориентируясь на вопросы:

а) от чего «отправляется» та и другая наука;

Б)Как Блюнчли предлагает изучать государство в общем государственном праве и в особенном.

В) какие периоды истории какие государства значимы для общего государственного права и особенного.

Прокомментируйте данное К. Блюнчли определение общего государственного права.

 

ВИТТОРИО ЭМАНУЭЛЕ ОРЛАНДО

ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: