Ряд статей УК РСФСР 1922 г. (ст. 69, 70, 72, 73) и УК РСФСР 1926 г. (ст. 58-13, 58-15, 58-17, 58-18) был посвящен борьбе с различными формами контрреволюционной агитации и пропаганды: изготовлением, хранением с целью распространения агитационной литературы контрреволюционного характера; измышлением и распространением в контрреволюционных целях ложных слухов или непроверенных сведений и некоторые другие.
Практически за все виды контрреволюционных преступлений и УК РСФСР 1922 г., и УК РСФСР 1926 г. предусматривали высшую меру наказания (расстрел) и конфискацию всего имущества. При наличии смягчающих обстоятельств допускалось понижение наказания до лишения свободы на срок не менее 5 лет со строгой изоляцией и конфискацией всего имущества.
О том, какие же виды репрессий применялись судами за совершение контрреволюционных преступлений, можно заключить, проанализировав данные официальной статистики, в частности, за 1925 и 1926 гг.2 По результатам такого исследования нами была составлена следующая таблица (см. табл. 60).
|
|
Швеков Г. В. Первый советский Уголовный кодекс. М., 1970. С. 187. Статистика осужденных в СССР в 1925,1926 и 1927 гг. М., 1930. С. 154-155.
452 Глава IV
Таблица 60
Число осужденных за совершение контрреволюционных преступлений
в СССР в 1925-1926 гг. (% от общего числа осужденных).
Годы | Расстрел | Лишение свободы | Принудительные общественные работы | Имущественные взыскания | Выговор и общественное порицание | Другие наказания | Освобождение от наказания по амнистии | Освобождение от наказания по другим основаниям |
1925 | 4,1 | 66,4 | 6,6 | 1,4 | 2,4 | 0,2 | 11.2 | 7,6 |
1926 | 5,4 | 83,4 | 3,0 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 2,9 | 3,7 |
Анализ данных, представленных в таблице, свидетельствует, что хотя за абсолютное большинство контрреволюционных преступлений уголовным законом предусматривался расстрел, на практике он применялся судами довольно редко. В то же время в 1926 г. количество осужденных к расстрелу увеличилось по сравнению с 1925 г. Наиболее часто суды назначали лишение свободы (66,4 % осужденных в 1925 г. и 83,8 % — в 1926 г.). Число лиц, осужденных к иным видам репрессий, невелико (особенно в 1926 г.).
Февраля 1927 г. постановлением ЦИК СССР было утверждено «Положение о преступлениях государственных (контрреволюционных) и особо для СССР опасных преступлениях против порядка управления».
Первая глава этого Положения предусматривала ответственность за совершение контрреволюционных преступлений (вооруженное восстание; шпионаж; подрыв государственной промышленности, транспорта, торговли, денежного обращения и кредитной системы; совершение террористических актов; пропаганду или агитацию, контрреволюционный саботаж и некоторые другие). За совершение абсолютного большинства указанных преступлений предусматривался расстрел или объявление врагом трудящихся с конфискацией имущества и лишением гражданства союзной республики и Союза ССР навсегда, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения наказания до лишения свободы со строгой изоляцией на срок не менее 3 лет с конфискацией всего или части имущества.1
|
|
1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР-1917-1952 гг. М., 1953. С. 221.
Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 453
8 июня 1934 г. было принято постановление ЦИК СССР «О дополнении Положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене Родине», которое определяло понятие измены родине и усиливало наказание за совершение этого преступления. Виновные в измене Родине карались высшей мерой наказания — расстрелом с конфискацией всего имущества, а при смягчающих обстоятельствах — лишением свободы на срок 10 лет с конфискацией имущества. То же преступление, совершенное военнослужащими, наказывалось только расстрелом с конфискацией всего имущества, смягчающие вину обстоятельства не предусматривались. Статья 13 этого Закона устанавливала, что совершеннолетние члены семьи военнослужащего, чем-либо способствовавшие готовящейся или совершенной измене или хотя бы знавшие о ней, но не сообщившие властям, карались лишением свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией всего имущества. Остальные совершеннолетние члены семьи изменника подлежали лишению избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет.1
Таким образом, упомянутый Закон вводил средневековый институт объективного вменения — ответственности без вины.
Постановлением ЦИК СССР от 2 октября 1937 г. наказание за совершение государственных преступлений (шпионаж, вредительство, диверсию) было усилено с 10 до 25 лет лишения свободы.2
Опасность контрреволюционных преступлений еще более возросла во время Великой Отечественной войны. Однако для борьбы с подобными преступлениями в условиях военного времени в основном достаточными оказались средства, предусмотренные Положением о преступлениях государственных.3 Однако это не исключало издания отдельных нормативных актов, направленных на усиление ответственности именно за контрреволюционные преступления. Так, например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. установил суровое наказание для фашистских убийц и их пособников: смертную казнь через повешение и каторжные работы.
Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. *917-1952 гг. М., 1953. С. 344.
2 Там же. С. 396.
Герцензон А. А., Дурманов И. Д., Исаев М. М. и др. История советского уголовного пРава. 1917-1947. М., 1948. С. 434.
454 Глава IV
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение государственной тайны и утрату документов, содержащих государственную тайну», было установлено суровое наказание за совершение таких преступлений — до 10 лет лишения свободы.1
В послевоенный период также был принят ряд указов, направленных на борьбу с рассматриваемыми преступлениями. В их числе можно назвать, например, Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну», от 9 июня 1947 г., который устанавливал суровое наказание за разглашение сведений, составляющих государственную тайну; за утрату документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну; за разглашение военнослужащими сведений военного характера, составляющих государственную тайну и некоторые другие преступления.2
|
|
Наконец, в 1958 г. был издан закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления», заменивший Положение о преступлениях государственных 1927 г. Упомянутый закон уточнил составы таких преступлений, как измена Родине, шпионаж, террористический акт, антисоветская агитация и пропаганда и др. За совершение подобного рода преступлений предусматривалось наказание в виде смертной казни.3
Таким образом, можно отметить, что уже с первых лет Советской власти уголовным законодательством предусматривалась ответственность за совершение контрреволюционных, а затем и государственных преступлений. В течение всего рассматриваемого периода составы этих преступлений дополнялись, уточнялись, но наказание за их совершение всегда устанавливалось предельно суровое.
Следующим видом преступлений, предусматривавшихся уголовным законодательством в рассматриваемый период, являлись преступления против порядка управления, в первую очередь экономические преступления.
1 Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР-
1917-1952 гг. М., 1953. С. 423-424.
2 Там же. С. 432-434.
3 Хрестоматия по истории государства и права. 1917-1991 гг. М., 1997. С. 339-340.
Дазнагение уголовных наказаний на разлитых этапах развития... 455
К числу подобных преступлений относилось противодействие проведению национализации промышленности. В отдельных декретах первых лет Советской власти было дано общее указание о наказуемости таких нарушений. В частности, в п. 7 декрета СНК от 2 мая 1918 г. «О национализации сахарной промышленности» указывалось: «Все нарушения настоящего декрета караются, как преступления против достояния всего народа, согласно всей строгости революционных законов».1 Но в большинстве случаев в законодательных источниках давалось более точное описание состава преступления. Например, в декрете СНК от 6 июня 1919 г. «О национализации телефонных сообщений Российской Республики» указывалось: «Виновные в неподчинении или противодействии проведению в жизнь настоящего декрета, а также в злонамеренной порче и укрытии частей телефонного оборудования и прочего имущества телефонных сообщений подлежат строжайшей ответственности».2
|
|
Следующим видом преступлений против порядка управления были нарушения декретов о регулировании производства, обмена и распределения. Так, например в ст. 11 декрета СНК «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле» указывалось, что «за нарушение настоящего декрета или основанных на нем предписаний городского самоуправления, а равно за противодействие мерам городского самоуправления в деле продовольствия виновные подвергаются тюремному заключению до года и имущественному взысканию вплоть до конфискации всего имущества в пользу городов».3 Инструкция НКЮ от 19 декабря 1917 г. «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» предусматривала, в частности, ответственность лиц, «которые прекращают или сокращают производство предметов массового потребления без действительной к тому необходимости».4
Среди преступлений против порядка управления можно выделить и нарушения в финансовой сфере. К таковым можно отнести подделку государственных денежных знаков, операции с аннулиро-
Собрание узаконений. 1918. № 34.
Там же. 1919. № 35. * Там же. 1917. № 1.
Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917-1952 гг. М., 1953. С. 19-20.
456 Глава IV
ванными ценными бумагами, операции с иностранной валютой и т. д. (ответственность за них предусматривалась декретами СНК от 18 мая 1918 г., от 29 мая 1918 г. и др.). Но регламентирующие ответственность за подобного рода нарушения нормы практически не ссылаются на конкретные наказания, а, в основном, в общей форме упоминают об «уголовной ответственности перед народным судом или революционным трибуналом».
К преступлениям против порядка управления можно отнести и ряд нарушений государственных повинностей — несдачу продналога, невыполнение разверсток и т. д. Ответственность за эти преступления предусматривалась декретом ВЦИК от 9 мая 1918 г. «О предоставлении Народному Комиссариату Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими», декретами СНК «О несдаче в установленный срок льна», «О невыполнении обязательных поставок коровьего масла» и др. Большая часть этих декретов, как правило, не устанавливала конкретных видов наказания, а лишь предусматривала «суровые меры воздействия» (арест, предание суду, заключение в лагерь с конфискацией имущества и т. д.).
Среди норм о преступлениях против порядка управления в рассматриваемый период значительное место занимали нормы, посвященные уклонению от военной службы. Подобные нормы предусматривались декретом ВЦИК от 22 апреля 1918 г. «Об обязательном обучении военному искусству», различными декретами СНК о призыве в Красную Армию и т. д. В большинстве случаев в этих нормах также не предусматривалось конкретных наказаний, а говорилось об «уголовной ответственности», «суровой ответственности» и т. д.
Преступлениям против порядка управления были посвящены в том числе и нормы ряда декретов и постановлений, охраняющих сельское хозяйство (Декрет II Всероссийского Съезда Советов от 26 октября 1917 г. «О земле», декреты СНК от 14 декабря 1917 г., от 24 мая 1921 г., от 27 мая 1919 г., от 22 февраля 1919 г. и многие другие).
Среди преступлений против порядка управления — также и транспортные преступления. Ответственность за них устанавливалась несколькими декретами СНК, постановлением Совета Труда и Обороны от 15 апреля 1921 г. «Об усилении наказания за проезд на паровозах и тормозных площадках лиц, не имеющих на то права»»
Цазнагение уголовных наказаний на разлигных этапах развития... 457
положением «О революционных военных железнодорожных трибуналах», утвержденным декретом ВЦИК от 20 марта 1920 г., и другими законодательными актами.
В большинстве декретов СНК не предусматривалось конкретного наказания за совершение преступлений, а лишь говорилось, что виновные лица привлекаются к строгой ответственности и могут быть отправлены в концентрационные лагеря. Вышеупомянутое постановление СТО от 15 апреля 1921 г. уже более точно называло меру наказания: немедленный арест с последующим направлением через местные чрезвычайные комиссии в концентрационный лагерь на срок до 5 лет.1
Последнюю группу преступлений против порядка управления составляли различные виды противодействия власти. Одним из них являлся бандитизм. Декрет ВЦИК от 20 июня 1919 г. «Об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении», предоставил ВЧК право непосредственной расправы (вплоть до расстрела) с лицами, виновными в бандитизме.2
Наряду с бандитизмом к рассматриваемой группе относились в числе прочих преступления, предусмотренные декретом СНК от 12 июля 1920 г. «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним». За их совершение предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок не менее 6 месяцев.3
Среди преступлений против порядка управления, заключающихся в противодействии власти, можно выделить также подлог советских документов и их использование, нарушение порядка выезда и въезда в РСФСР, контрабанду и некоторые другие преступления, ответственность за которые предусматривалась различными декретами и постановлениями.
Ответственность за преступления против порядка управления была предусмотрена также вторым разделом главы I УК РСФСР 1922 г. и главой II УК РСФСР 1926 г. И в ст. 74 УК РСФСР 1922 г., и в ст. 59-1 УК РСФСР 1926 г. законодателем были даны определения преступлений против порядка управления, которые достаточно точно отражают понятие и сущность рассматриваемых преступлений. В то же время, как справедливо отмечается учеными, эти определения нельзя признать дающими вполне исчерпывающий ответ на вопрос
! Там же. С. 93-94. 3 Там же. С. 48-49. Там же. С. 77.
458 Глава IV
об ограничении преступлений против порядка управления от контрреволюционных преступлений.1 При разграничении этих двух групп преступлений следует учитывать, что контрреволюционное преступление либо направлено на свержение или подрыв пролетарской диктатуры, либо содержит в себе существенную угрозу этой диктатуре; преступление же против порядка управления хотя и причиняет интересам пролетарской диктатуры тот или иной ущерб, поскольку нарушает деятельность органов советской власти, тем не менее не содержит в себе существенной угрозы пролетарской диктатуре и не направлено на ее свержение или подрыв.2
Среди преступлений против порядка управления, предусмотренных УК РСФСР 1922 и 1926 гг., можно выделить такие, как участие в массовых беспорядках (ст. 75 УК РСФСР 1922 г. и ст. 59-2 УК РСФСР 1926 г.), организация и участие в бандах (ст. 76 УК 1922 г. и ст. 59-4 УК 1926 г.), уклонение от уплаты налогов (ст. 78 УК 1922 г. и ст. 59-5 УК 1926 г.), уклонение от воинской обязанности (ст. 81 УК 1922 г. и ст. 67—69 УК 1926 г.), агитация и пропаганда всякого рода, заключающая призыв к совершению преступлений, предусмотренных ст. 75—81, а равно направленная на возбуждение национальной вражды и розни (ст. 83 УК 1922 г. и ст. 59-6 УК 1926 г.), подделка денежных знаков (ст. 85 УК 1922 г. и ст. 59-8 УК 1926 г.), сопротивление представителям власти (ст. 86 УК 1922 г. и ст. 73 УК 1926 г.) и многие другие.
Следует отметить, что в УК РСФСР 1926 г. в отличие от УК РСФСР 1922 г. законодателем дан уже более широкий перечень преступлений против порядка управления (если в УК 1922 г. им посвящено всего 30 статей, то в УК 1926 г. - уже 60). Так, УК РСФСР 1926 г. предусматривал такие преступления, не закрепленные УК РСФСР 1922 г., как хулиганство (ст. 74), нарушение правил, регулирующих торговлю (ст. 105), неисполнение или нарушения правил производства строительных работ (ст. 108), изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ (ст. 104) и некоторые другие преступления.