1) Целенаправленность, 2) Мотивированность, 3) Предметность.
Педагогическая деятельность как система. Структурные составляющие: 1)Субъект педагогического воздействия; 2)Объект педагогического воздействия; 3)Предмет их совместной деятельности; 4)Цели обучения; 5)Средства педагогической коммуникации. Структура педагогической деятельности: Мотивация. Педагогические цели и задачи. Предмет педагогической деятельности. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. Продукт и результат педагогической деятельности. Назначение педагогического проектирования: – разработать, создать, сконструировать и довести замысел до полезного педагогического результата в практике конкретных педагогических систем. Таким образом, педагогическое проектирование можно определить как прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности.
Принципы педагогического проектирования.
Принципы педагогического проектирования (учебный процесс как проект): 1) Диагностичности целей; 2) Минимизации содержания обучения; 3) Создания среды для деятельности, адекватной содержанию и целям обучения; 4) Формирования у учащихся специфических, характерных данному содержанию методов (способов) мышления; 5) Обобщенности методик обучения.
|
|
Уровни педагогического проектирования: урока (занятия), учебного предмета, образовательной программы.
Уровни проектирования: 1. Сратегический уровень проектирования – формы проектирования: концепции образовательных учреждений, дидактических систем, систем воспитания, программы развития образования, технологии обучения и т.д.; 2. Тактичкский уровень проектирования – формы проектирования: учебные и учебно-тематические планы, планы-конспекты уроков, планы воспитательных мероприятий, учебные программы и т.д. Уровни проектирования: Концептуальный: предполагает создание концепции, например, программы, учебного плана; Содержательный: ориентирован на получение продукта(результата), например, программа развития; Технологический:дает четкую последовательность действий; Процессуальный:выводит деятельность в реальный процесс.
Постановка целей при проектировании педагогического (дидактического) процесса.
Цели и функции обучения:
Образовательная – состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование ЗУНов, компетенций, опыта творческой деятельности;
Развивающая - означает то, что в процессе обучения происходит развитие речи, мышления, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сферы личности,
Воспитательная – состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные, эстетические представления, система взглядов, способность следовать нормам поведения, формируются мотивы деятельности, ценностные ориентации, мировоззрение.
|
|
Цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств. Постановка цели - обозначение желаемого результата, который должен быть получен после осуществления действий управления. Цели занятия это то, что отвечает на вопросы: Для чего это занятие? Какой результат я как организатор процесса обучения планирую получить?
Проектирование содержания образования и обучения. Определение, сущность содержания образования и обучения (СО).
СО - совокупность систематизированных знаний, умений, навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы (традиционная педагогика).
СО – педагогически адаптированная система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-волевых отношений, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению и развитию материальной и духовной культуры общества (современная педагогика). СО является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества, укрепление и совершенствование правового государства.
Таким образом, СО, с одной стороны, является важнейшим условием учебно-познавательной деятельности учащихся и отражает потребности общества, с другой, - оно выступает как инструмент осуществления учащимися учебно-познавательной деятельности и тем самым является содержанием личностных потребностей индивида в обучении.