Актуальность темы.
Образование первых специализированных департаментов по связям с органами государственной власти в России относится к началу 2000-х годов. С течением времени подобные структуры стали значимой частью многих российских отраслевых предприятий, заняв свою собственную нишу в корпоративной иерархии. Наиболее быстрыми темпами отделы по связям с государственными органами развивались в филиалах международных корпораций (чаще всего табачных), которые опирались на существенный опыт взаимодействия с административными структурами в странах Западной Европы и США. В этих государствах направление «government relations» выстраивалось в течение пятидесяти лет.
В российских и зарубежных политических PR-коммуникациях все большее значение приобретает термин «GR-менеджмент». В него вкладывается не только механизм взаимодействия бизнеса с представителями органов государственного и муниципального управления, но также и предполагается установление партнерских отношений с некоммерческими организациями в сфере продвижения социокультурных проектов. Подобные мероприятия направлены на формирование стабильного общественного сектора российской экономики, проведение органами государственной власти значимых культурно-массовых мероприятий, презентаций, ярмарок и выставок. Особо важным инструментом в подобной деятельности является умение вести деловые переговоры с пользой для общественной жизни. Налаживание открытого диалога с бизнес-структурами является одним из приоритетных направлений коммуникационной работы органов государственного и муниципального управления. Для этого устанавливаются общие потребности властных структур и представителей бизнеса, которые мотивируют обе стороны к решению актуальных социально-экономических вопросов. Необходимо понимать, что социально значимые решения разрабатываются конкретными специалистами и могут иметь различные вариации, из которых руководитель органа государственной власти избирает наиболее оптимальный для реализации вариант, соответствующий целям и интересам органа власти. Именно в данной коммуникационной модели вступают в силу инструменты лоббистской деятельности. Иногда для решения сложных ситуаций властные структуры привлекают внешних консультантов для установления соответствия принимаемых решений интересам бизнес-сообщества.
|
|
Объектом исследования является GR-менеджмент.
Предмет исследования:GR-менеджмент в лоббистской деятельности.
Цель работы – изучить и проанализировать ключевые характеристики GR-менеджмента и эффективные технологии осуществления лоббистской деятельности.
|
|
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие и сущность GR-менеджмента;
2) ознакомиться с целями и задачами лоббистской деятельности и выделить ее отличия от GR-менеджмента;
3) разобраться с аспектами нормативного регулирования GR-менеджмента и лоббистской деятельности в пределах мирового коммуникационного пространства;
4) провести комплексный анализ PR-кампаний, реализованных в лоббистской деятельности России;
5) выявить исключительные особенности лоббистской деятельности за рубежом;
6) осуществить систематизированный сравнительный анализ GR-менеджмента и лоббистской деятельности в России и за рубежом.
Гипотеза исследования: комплексный сравнительный анализ GR-менеджмента и лоббистской деятельности позволит разработать более эффективную модель продвижения интересов бизнес-структур в рамках данных направлений реализации PR-технологий.
Теоретической и методологической основой исследования послужили публикации в специализированных печатных изданиях, материалы учебных пособий, посвященных GR-менеджменту и лоббистской деятельности, а также технологиям работы с ними. Основной базой выступают работы таких зарубежных исследователей данного вопроса как Э.Фарби, Д. Огилви и Т.Гринберг. Среди отечественных исследователей данной проблемы были рассмотрены работы О. Феофанова, Г. Почепцова, И. Кирюхина и др.
Методы исследования: анализ, синтез, сопоставление, статистика и сравнительный анализ.
Эмпирическая база исследования представляет собой системный анализ специализированных статей, а также сравнительный анализ зарубежной и российской GR-деятельности, полученный в ходе практической части дипломной работы.