О чём говорит искусство. 1 страница

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональныхсостояний. Разница в изображении природы в разное время

года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда,норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского изарубежного искусства, изображающих природу (например,А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих,

К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).Знакомство с несколькими наиболее яркими культурамимира, представляющими разные народы и эпохи (например,Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажиродной природы. Единство декоративного строя в украшении

жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной

культуре. Представления народа о красоте человека (внешнейи духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей,пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие

и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение,презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалови средств для создания проектов красивых, удобных и выра-

зительных предметов быта, видов транспорта. Представлениео роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разныхнародов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

 

ОПЫТ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные,растения).Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации,скульптуре, художественном конструировании.Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна,

объёма, фактуры материала.Использование в индивидуальной и коллективной деятель-

ности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной

пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши,карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных иприродных материалов.Участие в обсуждении содержания и выразительных средствпроизведений изобразительного искусства, выражение своего

отношения к произведению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. 1—4 КЛАССЫ (135 ч)

1 КЛАСС (33 ч)

 

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

Восхитись красотой нарядной осени (8 ч)

1. Какого цвета осень. Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи(1 ч) Восприятиеосени в природе и в про- изведениях русских художников конца XIX — начала XX в. В. Поленова, Н. Кры- мова, Л. Бродской и поэтов. Основные содержательные линии. На- блюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Живопись. Живописные мате- риалы. Цвет — основа языка живописи. Жанр пейзажа. Изображение природы раз- ных географических широт. Диалогоб искусстве. Сходство и различие в создании образа осени в произведениях разных видов искусства. Работа по художественно-дидактической таблице«Приём красочного пятна. Превра- щение его с помощью линий в изображение дерева».   Творческое заданиес использованием средств выразительности языка живописи. Материалы:кисти, акварель и гуашь, бу- мага. Советы мастера. Подведение итогов Рассматриватьпейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу. Различатькраски осени на картинах живописцев и соотноситьих c цветами в осенней при- роде родного края и описаниями их в стихотворениях поэтов. Высказыватьсуждение о понравившемся осен- нем пейзаже живописца. Объяснятьсмысл понятий изобразительное искусство, живопись, пейзаж, художественный образ. Сравниватьпроизведения художников, находитьв них общее и различное в показе осенней природы. Участвоватьв обсуждении особенностей художест- венного изображения природы в отечественной пейзаж- ной живописи и литературе, художественных средств выразительности в создании картины природы на по- лотне. Работатьпо художественно-дидактической таблице. Анализироватьизображение, выполненное приёмом красочного пятна и линии. Выполнятьупражнение: наноситькистью красочные пятна акварелью или гуашью и изображатьс помощью линий деревья согласно худо- жественно-дидактической таблице. Работатьпо художественно-дидактической таблице «Памятка», сверятьс ней свои знания о материалах живописи при выполнении творческого задания. Устно описыватьзамысел своей творческой компози- ции «Золотая осень» перед началом работы. Выбирать соответствующие замыслу живописные материалы. Изображатьпо памяти, по воображению картину «Золотая осень», используя в работе выразительные средства жи- вописи (красочное пятно, линия) и выражатьв ней своё отношение к природе родного края средствами художе- ственного образного языка живописи. Обсуждатьтворческие работы одноклассников, давать оценкурезультатам своей и их творческо-художествен- ной деятельности. Готовитьитоговый проект
2. Твой осенний букет. Декоративная композиция(1 ч) Восприятиепроизведений декоративно- прикладного искусства художника И. Гри- горьева и народных мастеров Л. Романовой, Н. Назаровой. Основные содержательные линии. Виды художественной деятельности в изобрази- тельном искусстве: живопись и декоратив- но-прикладное искусство. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Композиция. . Диалогоб искусстве. Художественные осо- бенности декоративного изображения осен- ней природы из природного и рукотвор- ного материалов (нарядность, условность цвета). Работа по художественно-дидактической таблице«Как красить листья для печатки». Творческое заданиес использованием средств выразительности языка живописи. Материалы:кисти, акварель и гуашь, лист цветной бумаги, листья деревьев и кустар- ников. Советы мастера. Подведение итогов Рассматриватьпроизведения декоративно-прикладно- го и народного искусства. Определять, из каких про- стых элементов составлены их композиции. Объяснятьзначение новых понятий композиция, ап- пликация, коллаж. Сравниватьдекоративные и живописные изображения родной природы, находитьобщее и различное Определять, какие художественные изображения составлены из природных и рукотворных материалов Участвоватьв обсуждении содержания и художествен- ных особенностей декоративных композиций, посвящён- ных осенней природе. Работатьпо художественно-дидактической таблице. Анализироватьпорядок и приёмы выполнения декора- тивного изображения осеннего букета с помощью отпе- чатка с готовой формы (листьев деревьев и кустарни- ков). Устно описыватьзамысел композиции своего осенне- го букета и выбиратьматериалы для её выполнения. Сверятьпоследовательность своих действий при выпол- нении творческой работы с художественно-дидактиче- ской таблицей. Создаватьдекоративную композицию «Осенний букет» приёмом отпечатка с готовой формы (листьев) или способом аппликации из осенних листьев и выражатьв ней своё отношение к осенней природе средствами художественного образного языка декора- тивно-прикладного искусства. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и да- ватьоценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности.
3. Осенние перемены в природе. Пей- заж: композиция, пространство, планы (1 ч) Восприятиепроизведений пейзажной жи- вописи видных мастеров отечественного ис- кусства XIX—XX вв. С. Остроухова, А. Гри- цая, Е. Зверькова, поэзии А. Пушкина, рус- ских народных пословиц. Основные содержательные линии. Наблю- дение природы и природных явлений, раз- личение их характера и эмоциональных со- стояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную по- году. Образы природы и человека в живописи. Эмоциональные возможности цвета. Элемен- тарные приёмы композиции на плоскости. Диалогоб искусстве. Красота различных состояний осенней природы и художествен- ные выразительные средства её передачи в живописи. Работа по художественно-дидактической таблице«Приём раздельного мазка». Творческое заданиес использованием при- ёма раздельного мазка. Материалы:бумага, акварель, гуашь, кисть. Советы мастера. Подведение итогов Рассматриватьпейзажи живописцев, запечатлевших осеннюю природу при разных погодных условиях. Раз- личатьхарактерные признаки изменений в осенней при- роде, сопоставлятьих с художественными изображени- ями на картинах художников и в стихотворениях поэ- тов и русских народных пословицах. Сравниватьживописные произведения и выявлять цветовую гамму разных состояний природы и приёмы изображения. Находитьобщее и различное в изображе- нии родной природы в разную погоду и в передаче из- менчивости её состояний с помощью цвета в пейзажах отечественных художников. Участвоватьв обсуждении различных средств живо- писи, используемых живописцем для создания вырази- тельных образов природы, её эмоциональных состояний при разной погоде, приёмов композиции. Анализироватьизображение живописного средства выразительности — раздельного мазка, зависимость ха- рактера изображения от формы (вида), размера и на- правления мазка. Кистью и красками наноситьудли- нённые и точечные раздельные мазки разной формы и направления с целью создания изображения дерева. Выполнятьупражнение на повтор приёма раздельно- го мазка. Изображатьпо памяти, по представлению осеннюю природу с помощью раздельного мазка и ис- пользуя элементарные приёмы композиции. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средства- ми художественного образного языка живописиОбсуждатьтворческие работы одноклассников и да- ватьоценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности.
4. В сентябре у рябины именины. Деко- ративная композиция(1 ч) Восприятиепроизведений живописи оте- чественных художников XX в. А. Осмёрки- на, В. Юкина и мастеров декоративно-при- кладного и народного искусства из Жосто- ва и Хохломы. Основные содержательные линии. Красо- та и разнообразие природы, выраженные средствами живописи. Природные формы в декоративно-прикладном искусстве. Жанр пейзажа. Жанр натюрморта. Ознакомление с произведениями народных художествен- ных промыслов в России (с учётом местных условий). Диалогоб искусстве. Особенности худо- жественного образа рябины в живописных произведениях (натюрморт, пейзаж) и деко- ративной росписи по дереву (Хохлома) и ме- таллу (Жостово), разнообразие художествен- ных приёмов росписи по дереву и металлу в разных Центрах народных художествен- ных промыслов и регионах России. Работа по художественно-дидактической таблице«Приём изображения ягод». Творческое заданиес использованием при- ёма раздельного мазка (с помощью печат- ки-тычка). Материалы:кисть, акварель, гуашь, бу- мага. Советы мастера. Подведение итогов Рассматриватьпроизведения живописи и декоратив- но-прикладного и народного искусства, запечатлевших образ осенней рябины в природе. Рассказыватьо своих впечатлениях от их восприятия. Различатьразнообразные формы в природе и узнавать их изображения в произведениях декоративно-приклад- ного и народного искусства и живописи. Объяснятьсмысл понятий живопись и декоративно- прикладное и народное искусство. Сравниватьизображения рябиновых ветвей, листьев, ягод в разных произведениях изобразительного (пейзаж, натюрморт) и народного искусства, находить, в чём со- стоит их сходство и различия. Участвоватьв обсуждении характерных признаков ветки рябины и отличия её декоративного изображения (условность формы, цвета, расположение на поверхно- сти художественной вещи) от живописного. Работатьпо художественно-дидактической таблице. Анализироватьприёмы изображения рябины, выпол- ненного раздельным мазком и печаткой-тычком, и по- рядок выполнения этим приёмом изображения рябино- вых листьев и ягод. Решать, какие по виду (форме) раздельные мазки по- дойдут для изображения ягод и листьев (точечные, вы- тянутые, дугообразные). Изображатькистью и краска- ми ягоды рябины с помощью печатки. Рисоватьдеко- ративную композицию нарядной осенней ветки рябины и выражатьв творческой работе своё отношение к кра- соте рябиновых веток средствами декоративной компо- зиции. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и да- ватьоценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
5. Щедрая осень. Живая природа: фор- ма. Натюрморт: композиция(1 ч) Восприятиенатюрмортов отечественных живописцев XX в. Э. Грабаря, И. Машко- ва, В. Зевакина, Г. Попова, В. Шумилова и произведения народного мастера Б. Ермола- ева. Основные содержательные линии. Фор- ма. Природные формы. Жанр натюрморта. Разно образие форм предметного мира и пе- редача их на плоскости с помощью цвета. Расположение предметов в натюрморте. Главное и второстепенное в композиции. Композиционный центр. Диалогоб искусстве. Художественный образ плодов земли в живописном натюр- морте. Способы организации композиции натюрморта — расположение плодов, ово- щей, хлебных изделий в живописных на- тюрмортах (россыпью, рядами, скученно, в разнобой); выделение главного в натюр- морте. Творческое заданиес использованием средств художественного образного языка живописи. Материалы:кисть, акварель, гуашь, бу- мага. Советы мастера. Подведение итогов. Рассказыватьо своих впечатлениях от восприятия красоты разнообразных форм обыденных предметов и даров осени в природе и о чувствах, которые они вызы- вают. Рассматриватьнатюрморты живописцев. Разли- чатьформы, цвета, размеры осенних плодов в природе и находитьсоответствие им в изображениях плодов в на- тюрмортах живописцев. Объяснятьзначение понятия натюрморт. Сравниватьпроизведения разных художников, нахо- дитьсходство и различия в изображении даров приро- ды в них. Определятьцентр композиции, место и ха- рактер расположения плодов относительно него. Участвоватьв обсуждении особенностей композиции и передачи цветом формы и фактуры осенних плодов в натюрморте. Рисоватьпо памяти, по представлению натюрморт «Первый каравай», «Вкусный хлеб», «Хлебные дары земли» (по выбору). Отбиратьдля изображения в нём разные по размерам, форме, цветовой окраске хлебные изделия, выделятьцветом главный предмет и опреде- лятьего месторасположение в композиции. Выражать в творческой работе своё отношение к щедрости приро- ды средствами художественного образного языка живо- писи. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- ватьоценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
6. В гостях у народного мастера С. Весе- лова. Орнамент народов России(1 ч) Восприятиепроизведений народных мас- теров А. Карповой и С. Веселова из Хохло- мы. Основные содержательные линии. Исто- ки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с про- изведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных ус- ловий). Диалогоб искусстве. Народный мастер — хранитель древних традиций кистевого письма, основные элементы и цветовая гам- ма хохломского травного узора. Работа по художественно-дидактической таблице«Элементы хохломского травного узора». Творческое заданиес использованием ки- стевого мазка и мазка тычком. Материалы:кисть, гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов Характеризоватьизделия золотой Хохломы. Опреде- лятьсвоими словами самое главное в них (травный узор и палитра расписных бытовых предметов (посуды) раз- нообразной формы из дерева). Сравниватьизображение трав на картине живописца и в декоративном орнаменте народного мастера из Хох- ломы, находитьобщее и различное. Узнаватьосновные элементы хохломского травного орнамента и называть их. Участвоватьв обсуждении различий изображения род- ной природы в живописи и народном искусстве, элемен- тов хохломского узора и палитры хохломской росписи. Работатьпо художественно-дидактической таблице. Повторятьза народным мастером элементы травного ор- намента Хохломы («травинки», «капельки» «усики», «завитки», «кустики») и сверятьсвои навыки работы кистью с художественно-дидактической таблицей. Выполнятьупражнение на повтор приёмов кистевой росписи элементов травного орнамента хохломского узора. Завершить узор из «ягод» и «травинок» с помощью кисти и печатки. Сверятьрисунок с таблицей. Выражатьв творческой работе своё отношение к красоте природы средствами приёмов кистевого письма. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и да- ватьоценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
7. Золотые травы России. Ритмы травно- го узора хохломы(1 ч) Восприятиепроизведений хохломского мастера И. Маркичева, русского художни- ка XIX в. И. Шишкина. Основные содержательные линии. Пред- ставление о роли изобразительных (пласти- ческих) искусств в повседневной жизни че- ловека, в организации его материальной среды. Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном ис- кусстве. Диалогоб искусстве. Отличие реалистич- ного изображения трав в произведении живописи от их условного изображения в декоративной росписи изделий народного мастера из Хохломы; ритм в хохломском узоре. Работа по художественно-дидактической таблице«Как образуется хохломской узор». Творческое заданиес использованием при- ёмов кистевого письма. Советы мастера. Материалы:кисть, гуашь, бумага белая или цветная. Подведение итогов. Страница для любознательных.Сохра- нение и развитие народных традиций в ис- кусстве и культуре народов России. Изовик- торина. Задания творческого и поискового харак- тера Характеризоватьхудожественные изделия, выполнен- ные мастерами из Хохломы, узнаватьих своеобразный узор и называтьего элементы. Высказыватьсвои впе- чатления от восприятия хохломских изделий. Объяснятьсмысл понятий орнамент, ритм. Участвоватьв обсуждении традиций хохломской ро- списи изделий из дерева; построения хохломского узо- ра, его ритма и палитры, согласованности декора с формой изделия. Работатьпо художественно-дидактической таблице народного мастера. Анализироватьхохломской узор: цветовую гамму, порядок чередования элементов (вол- нистый основной стебель, упругие завитки травинок, одинаковые группы ягод), место расположения элемен- тов («ягоды» — в каждой впадине волны, «листоч- ки» — на гребне волны). Повторятьза народным ма- стером хохломской узор, сверятьсвои действия с таблицей. Составлятьсвою композицию узора на основе волни- стого стебля для украшения хохломской ложки, ковша и рисоватьеё. Выражатьв творческой работе своё от- ношение к красоте природы с помощью приёмов кисте- вого письма. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Выполнятьзадания творческого и поискового харак- тера, применяя знания в изменённых условиях
8. Наши достижения. Что я знаю и могу. Наш проект(1 ч) Демонстрацияи обсуждениедостигнутых результатов, чему научились: виды искус- ства (живопись, декоративная композиция), жанры (пейзаж, натюрморт), приёмы рабо- ты (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы и инструменты (кисть, тычок), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художе- ственных образов. Творческое задание— проект-инсталля- ция с использованием работ, созданных в первой четверти. Материалы:кисть, ножницы, акварель, гуашь, бумага белая и цветная, глина, пла- стилин, работы учащихся, выполненные в течение первой четверти. Подведение итогов Рассматриватьработы одноклассников, созданные в те- чение первой четверти и даватьим оценку. Участвоватьв коллективной работе по завершению проекта «Щедрый лес и его жители». Выбиратьрабочую группу в соответствии со своими интересами. Выполнятьтворческое задание в малых группах со- гласно поставленной задаче: _ составитьи оформитьколлективную композицию пейзажа из работ одноклассников в группе пейзажи- стов; _ создатькомпозицию поляны из осенних листьев, подкрашенных для яркости акварелью, гуашью в груп- пе лесников; _ составитьколлективную композицию панно «Осен- ний букет» из работ одноклассников, выполненных при- ёмом печатания с готовых форм (листьев), украситьбу- кет рисунками веток с гроздьями рябины в группе фло- ристов; _ расписыватьтарелочки для фруктов и овощей по мотивам травного хохломского узора в группе народных мастеров; _ вылепитьиз пластилина овощи, фрукты, которые первоклассники изображали в натюрмортах, и разме- ститьих на узорных тарелочках в группе скульпторов. Выполнятьтворческую задачу, стоящую перед каж- дой группой и всем коллективом. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и да- ватьоценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности. Обсуждатьи оцениватьрезуль- тат коллективной работы

Любуйся узорами красавицы зимы (7 ч)

9. О чём поведал каргопольский узор. Орнамент народов России(1 ч) Восприятиепроизведений народных масте ров из Каргополя игрушечников И. и Е. Дружининых и зодчих XVII в., воз- водивших храмы в Каргополе. Основные содержательные линии. Исто- ки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с про- изведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных усло- вий). Ритм линий, пятен, цвета. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Сопоставлятьформу, цвет знаков-символов с природ- ными явлениями и рассказывать об их связи с приро- дой. Диалогоб искусстве. Храмы древнего се- верного города Каргополя, родство монолит- ной формы каргопольских игрушек с их объёмами, узор и многоцветная палитра рас- писных игрушек из глины. Работа по художественно-дидактической таблице«Знаки-символы каргопольского узора». Творческое заданиес использованием при- ёма кистевого письма и цветовой гаммы кар- гопольской игрушки. Материалы:кисть, акварель, гуашь, бу- мага. Советы мастера. Подведение итогов Рассказыватьо своих впечатлениях от восприятия глиняных игрушек народных мастеров из Каргополя и храмовых построек в городе. Выявлятьхудожественные особенности формы и узоров каргопольской игрушки, сходство её формы с монументальностью здания храма и высказыватьсвоё отношение к творениям народных мастеров из Каргополя. Участвоватьв обсуждении особой монолитной объём- ной формы каргопольской игрушки, древних знаков- символов в её геометрическом узоре, ритма и палитры. Работатьпо художественно-дидактической таблице. Рассматриватьизображения знаков солнца, земли, зё- рен, находитьзнаки-символы, из которых составлен узор изделия, и объяснятьих смысл, выявлятьцвето- вую палитру каргопольской росписи. Повторятьэлементы каргопольского узора (знаки- симво лы солнца, дождя, земли, зёрен) за народным мастером по таблице. Рисоватьих сразу кистью. Ис- пользоватьпалитру каргопольского узора. Выражать в творческо-художественной деятельности своё эмоцио- нально-ценностное отношение к красоте природы с по- мощью приёмов кистевого письма. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и да- ватьоценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
10. В гостях у народной мастерицы У. Баб киной. Русская глиняная игрушка (1 ч) Восприятиепортрета народной мастерицы У. Бабкиной за работой её произведений, поэтического описания сказочного медведя с тальянкой. Основные содержательные линии. Сказоч- ные образы в народной культуре и декора- тивно-прикладном искусстве. Представле- ние о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окруже- ния. Связь изобразительного искусства с му- зыкой, песнями, танцами, былинами, ска- заниями, сказками. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отображённые в искусстве. Образ человека в традиционной культуре. Диалогоб искусстве. Отражение любви и уважения крестьянина к защитнику зем- ли Русской в образе игрушки Полкана-бо- гатыря. Работа по художественно-дидактической таблице«Приёмы лепки из целого куска». Творческое заданиес учётом формы, ор- намента и цвета, присущих каргопольским игрушкам. Материалы:кисть, гуашь или акварель, бумага белая, пластилин. Советы мастера. Подведение итогов Рассматриватькаргопольские глиняные игрушки. Объ- яснятьсмысл древних образов, воплощающих представ- ления русского народа о добре и красоте. Узнаватьгео- метрический узор и цветовую гамму каргопольских игрушек и отличатьих по этим признакам от глиня- ных игрушек, изготовленных народными мастерами в других регионах России. Участвоватьв обсуждении взаимосвязей духовных ценностей русского крестьянина в народном искусстве и творчестве народной мастерицы У. Бабкиной Работатьпо художественно-дидактической таблице народного мастера: рассматриватьпорядок и приёмы лепки (примазывать отдельные части, делать налепы, заглаживать поверхность) каргопольской игрушки из целого куска глины (пластилина). Соблюдатьпоследо- вательность в работе. Отличатьприёмы лепки карго- польской игрушки из целого куска глины от других ви- дов лепки глиняной игрушки. . Придумыватьсказочного героя для своей глиняной игрушки. Рассказыватьсказку в рисунках о своей гли- няной игрушке. Рисоватьсвоего придуманного героя или Полкана-богатыря. Лепитьсказочную игрушку по своему рисунку и расписатьеё. Сверятьсвои действия на разных этапах лепки с таблицей. Выражатьв творческой работе своё отношение к каргопольской игрушке.   Обсуждатьтворческие работы одноклассников и да- ватьоценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
11. Зимнее дерево. Живая природа: пей- заж в графике(1 ч) Восприятиезимней природы в натуре и графических пейзажах выдающихся масте- ров отечественного искусства конца XIX — второй половины XX в. И. Шишкина, И. Билибина, С. Никиреева и стихотворе- нии П. А. Вяземского. Основные содержательные линии. Рису- нок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, вы- раженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Си- луэт. Передача с помощью линии эмоцио- нального состояния природы. Диалогоб искусстве. Главные цвета в зимней природе; возможности передачи в графике (с помощью разнообразных ли- ний, белого и чёрного цвета) многообразия мира природы, животных, растений, лю- дей. Работа по художественно-дидактической таблице«Приёмы работы штрихом и лини- ей».   Творческое заданиес использованием гра- фических приёмов. Материалы:графические (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов Рассматриватьпроизведения графики, запечатлевшие образ зимней природы в разных её состояниях, и рас- сказыватьо своих впечатлениях от их восприятия. Сравниватьизображение зимней природы в различ- ных видах искусства с реальной природой. Определять, какими художественными средствами переданы призна- ки холодного дня, оголённые зимой кустарники и тра- вы, простор и тишина в графическом пейзаже. Объяснятьсмысл понятия графика. Сравниватьпроизведения разных художников-графи- ков и находитьсходство и различия в изображении зимней природы. Участвоватьв обсуждении содержания и художествен- ных выразительных средств графических пейзажей. Работатьпо художественно-дидактической таблице. Выбиратьпо ней подходящие графические приёмы для создания своего образа зимнего дерева и использовать их на практике. Различатьразнообразие штрихов, ли- ний и рассматриватьпревращение художественных гра- фических приёмов в художественное изображение раз- ных деревьев (ель, могучий дуб, берёза и т. д.). Выполнятьупражнение по созданию образа зимнего дерева с помощью приёмов замкнутого контура, штри- ха, дугообразных или спиральных линий. Изображатьпо памяти, по представлению деревья в за- снеженном лесу и выражатьв творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к красоте зимней природы с использованием разнообразных линий. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и да- ватьоценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
12. Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике(1 ч) Восприятиекрасоты зимней природы в разное время суток, произведений масте- ров русского пейзажа XX в. В. Бялыницко- го-Бируля, И. Бродского, Г. Захарова, С. Никиреева, стихотворения И. Сурикова. Основные содержательные линии. На- блюдение природы и природных явлений, различия их характера и эмоциональных состояний. Разница визображении приро- ды в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи родной природы. Роль бе- лой и чёрной краски в эмоциональном зву- чании и выразительности образа. характерные для зимы оттенки цвета в состоянии дня и лунной ночи. Диалогоб искусстве. Графические и жи- вописные приёмы передачи изящества и кра- соты зимнего дня в разное время суток. Творческое заданиес использованием гра- фических приёмов. Материалы:графические — тушь, перо, чёрная и белая гуашь, акварель, чёрный фломастер (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов Рассматриватьпроизведения художников-пейзажи- стов, запечатлевших красоту зимней природы в разное время суток. Определятьсвоими словами главное в них. Высказыватьсвоё отношение к понравившемуся зимне- му пейзажу в технике живописи или графики. Сравниватьживописные и графические пейзажи, на- ходитьв них сходство и различия в передаче красоты зимней природы. Выявлятьв живописных пейзажах Участвоватьв обсуждении художественных приёмов живописи и графики, с помощью которых художники по-разному передали состояния природы в дневное, ве- чернее, ночное время суток, их загадочность, привлека- тельность. Выбиратьхарактер линий для создания образа зим- него дня и ночи и создаватьграфическими средствами выразительные образы природы в это время суток. Вы- являтьв композиции дневное и ночное изображение зимней природы. Подбиратьцвета для изображения сне- гопада днём и ночью. Дорисоватьпо памяти, по представлению чёрной и бе- лой линиями заданную композицию зимнего пейзажа «День и ночь». Использоватьприёмы рисования белой линией на чёрном и чёрной линией на белом. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы с помощью графических приёмов. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и да- ватьоценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
13. Белоснежные узоры. Вологодские кружева(1 ч) Восприятиезимней природы в натуре, про- изведений художника-графика С. Никире- ева, кружевных изделий народного мастера В. Ельфиной из Вологды, стихотворения К. Бальмонта. Основные содержательные линии. Рису- нок. Изображение деревьев, птиц, живот- ных: общие и характерные черты. Роль ри- сунка в искусстве: основная и вспомогатель- ная. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, за- круглённые, спиралью, летящие). Передача с помощью линии эмоционального состоя- ния природы. Ознакомление с произведени- ями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Осо- бая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Композиция. Симметрия и асим- метрия. Диалогоб искусстве. Сходство и различия в передаче признаков зимы в разных видах искусства (графике и вологодском круже- ве). Работа по художественно-дидактической таблице«Элементы вологодского кружева». Творческое заданиес использованием ли- ний разной толщины, разнообразных на- правлений. Материалы:кисть, белая гуашь, цветная бумага. Советы мастера. Подведение итогов. Рассматриватьпроизведения графики и кружевное из- делие. Определятьсвоими словами главное в них. Вы- сказыватьсвоё отношение к ним и к красоте зимней природы. Сравниватьэлементы кружева с объектами реаль- ной природы и изображением их в произведениях гра- фики, узнаватьлинии, разные по виду, и называтьих, находитьаналогии с художественными образами в по- эзии. Объяснятьсмысл понятий симметрия, асимметрия, ритм. Участвоватьв обсуждении характера линий (плавные, округлые, резкие или мягкие), которыми выполнены контуры узора в кружеве, приёмов построения кружев- ного орнамента, роли ритма и симметрии, их сходства и различия с линиями в графике. Работатьпо художественно-дидактической таблице народного мастера. Повторитьза ним элементы воло- годского кружевного узора. Приводитьпримеры на сим- метричное построение предметов и их узоров. Рисоватьсвой белый кружевной узор на цветной бу- маге с использованием элементов (по выбору): дерево, ёлочка, цветок, птица, зверь, Снегурочка, Снежная ко- ролева. Выражатьв творческой работе своё отношение к красоте зимней природы с помощью разнообразных белых линий. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и даватьоценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
14. Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция(1 ч) Восприятиепроизведений народного ма- стера М. Дмитриевой из Мстёры и русско- го художника первой половины XX в. З. Се- ребряковой на тему новогоднего праздника. Основные содержательные линии. Разно- образие форм и предметного мира и пере- дача их на плоскости и в пространстве. Жанр натюрморта. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия бли- же — больше, дальше — меньше, загора- живание. Способы передачи объёма на пло- скости. Ритм линий, пятен, цвета. Диалогоб искусстве. Ритм в расположе- нии новогодних игрушек на ёлке и на та- блице; ритм разнообразных форм игрушек (круглых, вытянутых, овальных...), чередо- вание цветных пятен, ритм размеров (боль- ших и маленьких), ритм в декоре ёлочных украшений. Работа по художественно-дидактической таблице«Ближе — дальше». Творческое заданиес использованием из- вестных средств художественной вырази- тельности (линии, цветные пятна) и приё- мов (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.). Материалы:кисть, тычок, гуашь, бумага белая или цветная. Советы мастера. Подведение итогов. Страница для любознательных.Сохра- нение и развитие народных традиций в ис- кусстве и культуре народов России. Изовик- торина. Задания контрольного характера. Задания творческого и поискового харак- тера Рассматриватьлаковую миниатюры (Мстёра). Узна- ватьи называтьприёмы (цвет, ритм, симметрия), с по- мощью которых народный мастер передаёт праздничное настроение. Рассказыватьо своих впечатлениях от его восприятия. Сопоставлятьприёмы передачи праздничного новогод- него настроения в произведении народного мастера и живописном портрете, находитьсходство и различия. Участвоватьв обсуждении выразительных средств пе- редачи настроения праздника в декоративно-приклад- ном и живописном искусстве, роли композиции, цвета и ритма, симметрии. Работатьпо художественно-дидактической таблице. Определятьместо игрушек в композиции, расположе- ние их в изображении на плоскости (ближе — дальше), пояснятьсвой ответ. Решать, какие предметы войдут в собственную ком- позицию, как их расположить в композиции (ближе — дальше), как чередовать их по размеру, форме, цвету. Рисоватьпо памяти, по представлению декоративную композицию из новогодних игрушек с использованием средств художественной выразительности (линии, цвет- ные пятна) и приёмов выполнения декора (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.). Вы- ражатьв творческой работе своё отношение к новогод- нему празднику известными художественными приёма- ми и средствами выразительности. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и да- ватьоценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности. Группироватьпроизведения на основе общих призна-ков. Распределятьих по классам. Выполнятьзадания творческого и поискового харак- тера, применяя знания в изменённых условиях
15. Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект(1 ч) Демонстрациядостигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоратив- но-прикладное искусство), жанрам (пейзаж, декоративная композиция), по видам народ- ного искусства (орнамент, народная глиня- ная игрушка, кружево), средствам художе- ственной выразительности (линии, цветные пятна) и приёмам (раздельный мазок, ки- стевое письмо, отпечаток тычком и др.); традиции празднования Нового года и Рож- дества в семье и в школе. Работа в творческих группах. Материалы:кисть, гуашь, бумага белая, цветная, гофрированная, пергаментная, обёрточная, глянцевая, блестящая и т. д., работы учащихся, выполненные в течение второй четверти Подведение итогов Характеризоватьработы одноклассников, созданные в течение второй четверти, и даватьоценку им. Приниматьучастие в коллективной работе по завер- шению проекта «Оформление класса к новогоднему празднику». Выбиратьрабочую группу в соответствии со своими интересами. Творческое задание— проект-инсталля- ция «Оформление класса к новогоднему празднику» с использованием работ, создан- ных во второй четверти, результатов изо- эстафеты «Конкурс новогодних фантазий». Выполнять творческое задание. Работатьв группах: определятьзадачу работы, рас- пределятьвиды работ между членами группы, устанав- ливать сроки выполнения работы по частям и в целом, оценивать промежуточно и в целом результаты работы в выбранной рабочей группе: _ создать коллективное панно «Я люблю тебя, Рос- сия» с использованием рисунков одноклассников, в ко- торых отражена зимняя природа родной земли, в груп- пе художников-пейзажистов; _ вылепить фигурки сказочных персонажей и укра- сить их по мотивам каргопольских узоров (импровиза- ция) в группе игрушечных дел мастеров; _ создать коллективную композицию «Новогодние украшения праздничной ёлки» в группе знатоков на- тюрморта; _ выполнить украшения (вырезанки-снежинки, ново- годние персонажи, сказочные деревья) для окон в груп- пе художников-дизайнеров. Принять участие в изоэстафете «Конкурс новогодних фантазий», дополнить свою часть проекта изделиями из бумаги, использовать при этом разнообразные приёмы обработки бумаги. Выполнять творческую задачу, стоящую перед груп- пой и всем коллективом согласно условиям. Подводить итоги работы совместного творчества

Радуйся многоцветью весны и лета (15 ч)

16. По следам зимней сказки. Декора- тивная композиция (1 ч) Восприятие зимней природы в натуре и в произведениях живописи художни- ка Т. Мавриной и лаковой миниатюре на- родных мастеров С. Туканова из Холуя, О. Струниной из Мстёры, вырезанках К. Во- робьёва из Шуи; поэзии Ф. Тютчева и Н. Не- красова. Основные содержательные линии. Разно- образие форм в природе как основа декоративных форм в искусстве (переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Образы архитектуры в декора тивно-прикладном искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Диалог об искусстве. Реальность и услов- ность в создании художественного образа сказочной архитектуры. Важность ритма форм, цветных пятен, вертикальных и го- ризонтальных линий в декоративной ком- позиции. Работа по художественно-дидактической таблице «Выполнение рисунка архитектур- ной постройки». Творческое задание на подбор необходи- мых приёмов работы для создании задуман- ного образа жилища сказочного героя (дво- рец, терем, хоромы, избушка...). Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага. Советы мастера. Подведение итогов Различать в зимней природе цветовые сочетания, разнообразные линии в извивах стволов и ветвей деревьев, в узорах оград и декоре архитектурных сооружений города и села, необычные формы сугробов и т. п. и находить их в произведениях художников-живописцев и народных мастеров. Сравнивать изображение зимних жилых построек в произведениях живописи и народного искусства. Находить сходство и различия. Выявлять ритм форм, вертикальных и горизонтальных линий в их композициях. Приводить примеры сказочных зимних построек наоснове своих наблюдений природы в натуре или их описаний из прочитанных поэтических произведений. Участвовать в обсуждении произведений разных видов искусства о зиме и художественных выразительных средств создания сказочного образа построек в царстве волшебницы-зимы и Мороза-воеводы. Работать по художественно-дидактической таблице. Анализировать постройки по размеру (высокое или при- земистое), по составу объёмов (разнообразие пристроек и башенок), по материалу (ледяное, лубяное, хрусталь- ное, алмазное), цвету (искрящееся, серебряное и т. д.). Придумывать, каким будет жилище твоего сказочно- го героя. Подбирать с помощью таблицы состав его ар- хитектурных элементов. Выбирать краски (тёмные, нежные, светло-голубые, розовые, сиреневые), приёмы работы кистью (раздельный мазок, линия штрих, цвет- ное пятно) в соответствии с замыслом (дворец, терем, избушка, хоромы). Рисовать дом, в котором живёт один из героев зимней сказки (волшебница-зима, Снегуроч- ка, Метелица, Дед Мороз, Морозко и т. п.). Выражать в творческой работе своё отношение к изображению об- раза зимнего дома для одного из сказочных персонажей. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
17. Зимние забавы. Сюжетная компози- ция (1 ч) Восприятие произведений художников XX в. (живопись — Т. Мавриной, К. Юона; графика — М. Афанасьева) и народного ма- стера О. Терентьевой из Палеха, фрагмента стихотворения Г. Рамазановой. Основные содержательные линии. Че- ловек, мир природы в реальной жизни: об- разы человека, природы в искусстве. Глав- ное и второстепенное в композиции. Ком- позиционный центр (зрительный центр композиции). Образы человека и природы в живописи. Передача с помощью цвета ха- рактера персонажа, его эмоционального со- стояния. Диалог об искусстве. Особенности компо- зиции сюжетно-тематической картины. Творческое задание с использованием из- вестных приёмов работы изобразительными материалами. Материалы: кисть, акварель, белая гуашь, цветные мелки, бумага белая или цветная. Советы мастера. Подведение итогов Рассказывать о забавах, играх, в которые школьни- кам нравится играть зимой, использовать свой жизнен- ный опыт и наблюдения, приводить примеры из поэти- ческих произведений. Высказывать суждение о понра- вившемся произведении живописи, народного мастера или учебной работе сверстников. Объяснять смысл понятия сюжет. Участвовать в обсуждении содержания, особенностей композиции сюжетно-тематической картины и цветовых сочетаний, помогающих художникам и народным мастерам передать различные настроения людей в своих произведениях. Рисовать по памяти, по представлению картину «Зимние забавы» на один из сюжетов: «Лыжные гонки», «Учимся кататься на коньках», «Строим ледяную гору». Изображать человека в движении согласно замыслу. Показывать в композиции конкретные действия людей и их настроение. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте природы, к зимним забавам посредством известных средств выразительности. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
18. Защитники земли Русской. Образ бо- гатыря (1 ч) Восприятие образа защитника земли Рус- ской в произведениях художников-живопис- цев В. Васнецова, П. Корина, художника- графика Н. Гончаровой, лаковой миниатю- ре народного мастера В. Смирнова из Палеха. Основные содержательные линии. Образ человека в традиционной культуре, пред- ставления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Представления народа о мужской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, былинах, песнях. Жанр портрета. Композиция портрета. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие. Диалог об искусстве. Средства художе- ственной выразительности в передаче стой- кости и храбрости русских богатырей, их доброты и красоты; разнообразие в изобра- жении фигуры воина (в дозоре, накануне сражения, в бою и т. д.) в боевом снаряже- нии и движении. Работа по художественно-дидактической таблице «Доспехи русского воина-бога- тыря». Творческое задание с использованием жи- вописных и декоративных средств при соз- дании образа русского богатыря. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения русских художников и народных мастеров на темы героического эпоса и исторического прошлого нашей Родины. Определять своими словами самое главное в них. Рассказывать о своих впечатлениях от восприятия этих произведений. Сравнивать образы воинов и их доспехи в произведениях разных художников, средства художественной выразительности, которые используют мастера живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, находить общее и различное. Участвовать в обсуждении своеобразия образов воинов-защитников родной земли, созданных в произведениях разных видов изобразительного искусства и народно-поэтического творчества. Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять изображение воинского снаряжения на своей картине с таблицей. Устно описывать замысел своей композиции и глав- ного героя композиции в воинском снаряжении (одинокая фигура или во взаимодействии с окружающими — соратниками или противниками). Рисовать по памяти, по представлению русского воина-богатыря и украшать его шлем и щит орнаментом. Выражать в творческой работе своё отношение к образу русского воина-богатыря средствами живописи, тщательной проработки фигуры, доспехов, деталей декора. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
19—20. Открой секреты Дымки. Русская глиняная игрушка (2 ч) Восприятие произведений народных ма- стеров Г. Барановой, Е. Удальцовой, Е. Кош- киной, М. Коковихиной, А. Мерзлиной, М. Трухиной, Н. Сухановой, Л. Докиной из Дымкова и стихотворения о дымковской игрушке. Основные содержательные линии. Роль природных условий в характере традицион- ной культуры народов России. Представле- ние о богатстве и разнообразии художе- ственной культуры (на примере культуры народов России). Ознакомление с произ- ведениями народных художественных про- мыслов в России (с учётом местных усло- вий). Элементарные приёмы работы с раз- личными материалами для создания выра- зительного образа. Выразительность объём- ных композиций. Диалог об искусстве. Многообразие и осо- бенности форм дымковской игрушки; мно- гоцветность дымковского узора и его эле- менты. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Разноцветные дымковские узо- ры» и «Как расписать дымковскую игруш- ку». Творческое задание с использованием при- ёмов лепки (по частям) и нанесение узора приёмом кистевого письма. Материалы: кисть, гуашь, глина. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать народные дымковские игрушки, нахо- дить образы животных, птиц, человека в игрушечных фигурках Дымки и определять своими словами самое главное в их форме и декоре. Сравнивать образы фигурок человека («нянек» и «ба- рынь»), находить в них общее и различное. Участвовать в обсуждении художественного своеобра- зия форм и орнамента, цветовой гаммы дымковской гли- няной игрушки (округлость, статность фигуры барыни, стройность коня, богатство оперения хвоста и элемен- тов декора птицы). Работать по художественно-дидактической таблице. Выполнять приёмы орнаментальных элементов кистью, тычком, соблюдать последовательность в работе. Лепить дымковскую игрушку (по выбору) приёмами лепки по частям или расписывать вылепленную из пластилина фигурку либо бумажный силуэт дымковской игрушки, следуя советам мастера. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к образам дымковской игрушки приёмами кистевого письма. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
21. Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм (1 ч) Восприятие русской женщины в нацио- нальном русском наряде на пахоте в живо- писи А. Венецианова, фотоизображений народных женских праздничных костюмов Архангельской, Вологодской, Рязанской гу- берний. Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Пред- ставления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Образ человека в традиционной культуре. Представления человека о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Диалог об искусстве. Особенности кроя и орнамента народного костюма разных реги- онов России. Элементы народного костюма Русского Севера и значение набивных и вышитых орнаментов в нём. Творческое задание с учётом собственных представлений о красоте народного женского костюма, с использованием известных приёмов и техник, в том числе в технике аппликации. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши (на выбор). Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения художника-живописца, посвящённые весенней пахоте и русской красавице в народном традиционном костюме, и произведения народного и декоративно-прикладного искусства (народных костюмов разных регионов России) и высказывать свои впечатления от их восприятия. Сравнивать народный женский костюм из северных регионов России с народным костюмом из южных. Определять, из каких элементов они состоят, какие цветав них преобладают, и объяснять, в каких местах костюма располагается орнамент и каково его значение в декоре костюма. Участвовать в обсуждении состава традиционного народного костюма северорусского сарафанного комплекса и южного (отсутствие сарафана) комплекса, их отличительных особенностей в крое и декоре. Выбирать художественные приёмы для осуществления своего замысла творческой работы. Рисовать посвоему (или выполнить в технике аппликации) наряд девицы-красавицы. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к традиционному народному костюму. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
22. Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет (1 ч) Восприятие произведений художни ков- пейзажистов XX в. Е. Зверькова, А. Бри- това. Основные содержательные линии. Наблю- дение природы и природных явлений, раз- личение их характера и эмоциональных со- стояний. Образ природы и человека в жи- вописи. Пейзажи разных географических широт. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную по- году. Цвет. Диалог об искусстве. Особенности компо- зиционных и цветовых решений живопис- ных пейзажей, запечатлевших весенние из- менения природы. Участвовать в обсуждении выразительности цветовых сочетаний в передаче первых признаков весны в живо- писных пейзажах. Творческое задание с использованием при- ёма цветного мазка и белой линии. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные мелки. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать пейзажи живописцев, находить в них соответствия в передаче главных признаков ранней вес- ны и в пору половодья в природе, различать цветовые сочетания в изображении только что прогретой солнцем земли и тех мест, где появились первоцветы. Сравнивать композицию и цветовое решение пейза- жей разных живописцев. Определять общее и различ- ное в них. Высказывать суждение о понравившемся ве- сеннем пейзаже и давать свою эмоциональную оценку. Аргументировать ответ. Рисовать по памяти, по представлению весенний пейзаж. Показывать при изображении воды с помощью цветного мазка и белой линии её движение. Подбирать жизнерадостные цвета для выражения в творческой работе своего эмоционально-ценностного отношения к весенней природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
23. Птицы — вестники весны. Декора- тивная композиция (1 ч) Восприятие произведения живописи вы- дающегося мастера русского пейзажа XIX в. А. Саврасова, произведения декоративно- прикладного искусства современного народного мастера В. Шумаковой. Основные содержательные линии. Пей- заж родной природы. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Диалог об искусстве. Особенности изобра- жения весны в живописном пейзаже и де- коративной композиции (плоскость, услов- ность формы и цвета, ритм). Творческое задание с использованием при- ёмов аппликации из бумаги, лоскутков тка- ни, рисования кистью. Материалы: кисть, акварель, гуашь, тушь, бумага цветная, лоскутки цветной ткани, клей, ножницы (на выбор). Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать пейзаж А. Саврасова «Грачи прилете- ли» и произведение декоративно-прикладного искусства. Определять своими словами их композицию и коло- рит. Приводить примеры признаков ранней весны и прилёта птиц в природе родного края и находить соответствие им в изображении весны в пейзаже А. Саврасова. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия. Сравнивать изображение птиц в реалистической жи- вописи с их изображением в декоративной композиции народного мастера и давать характеристику особенностям декоративной композиции, её элементам, цветовому решению, технике исполнения. Участвовать в обсуждении своеобразия художествен- ного решения образа весеннего прилёта птиц в живо- писном пейзаже и декоративной композиции, общего и различного в художественном строе произведений раз- личных видов искусства. Сочинять свою декоративную композицию про весну на листе белой или цветной бумаги на одну из тем по выбору «Поющее дерево» или «Птичка и весенняя веточка». Выбирать художественные приёмы (аппликация или смешанная техника) для осуществления своего замысла. Выражать в творческой работе своё отношение к создаваемому образу весенней природы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
24. «У Лукоморья дуб зелёный…» Дере- во — жизни украшение. Образ дерева в искусстве (1 ч) Восприятие художественного образа дере- ва в живописном пейзаже И. Шишкина, декоративной композиции В. Шумаковой и опоэтизированного изображения дерева в народных росписях изделий быта. Основные содержательные линии. Образ- ная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего че- рез единичное. Человек, мир природы в ре- альной жизни: образ человека, природы в искусстве. Природные формы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Диалог об искусстве. Особенности отобра- жения образа дерева в разных видах искус- ства (в устном народном творчестве, произ- ведениях живописи, декоративно-приклад- ного и народного искусства). Творческое задание с использованием при- ёмов преобразования реальной природной формы в декоративную. Материалы: кисть, гуашь, фломастеры, цветная бумага, лоскутки ткани (по вы- бору). Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающих природу. Определять своими словами самое главное в них. Объяснять, почему в народном искусстве всегда почитали и берегли деревья и образ дерева называли «древо жизни». Сравнивать произведения живописи и декоративно- прикладного и народного искусства, находить общее и различное в изображении дерева в зависимости от поставленных задач живописцем и народным мастером. Приводить примеры живописных пейзажей и декоративных композиций, в которых главным мотивом было дерево. Участвовать в обсуждении художественных образов дерева в произведениях разных видов искусства и художественных выразительных средств, с помощью которых они созданы. Придумывать сказочное дерево и изображать его, используя живописный знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства (обобщённость природных форм, выявление существенных признаков для создания декоративного образа, условность цвета). Вы- ражать в творческой работе своё отношение к образу дерева декоративными средствами. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
25. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя (1 ч) Восприятие сюжетно-тематического про- изведения живописи — картины В. Васне- цова, произведений художников-графи- ков — иллюстраторов народных сказок М. Миклашевского, Н. Кузьмина, мастеров каргопольской игрушки И. и Е. Дружини- ных, создававших в своём творчестве образ любимого сказочного героя — коня. Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Красота природы, человека, зданий, предметов, вы- раженные средствами рисунка. Изображе- ние деревьев, птиц, животных: общие и ха- рактерные черты. Красота человека и жи- вотных, выраженная средствами скульптуры. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Диалог об искусстве. Художественное своеобразие образа сказочного коня в де- коративно-прикладном и народном искус- стве. Творческое задание с использованием из- вестных приёмов работы кистью и краска- ми, лепки (по частям или из целого куска), с учётом стилизации характерных пропор- ций и особенностей коня, исполнения соот- ветствующего декора. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, пластилин, глина (на вы- бор). Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения живописи, графики и декоративно-прикладного и народного искусства. Определять своими словами самое главное в них. Сравнивать реальные и сказочно-фантастические образы коня в произведениях разных видов искусства, находить в них общее и различия (в характере формы, декора, цветового решения). Объяснять, почему в представлениях народа коня называют другом и помощником человека. Участвовать в обсуждении образа коня как симво- ла и слуги солнца в декоративно-прикладном и народном искусстве, средств художественной выразительности, используемых при создании образа сказочного, фантастического образа животного и при его реалистическом изображении. Выбирать согласно замыслу произведения художе- ственные выразительные средства и материалы, приёмы лепки и декорирования готового изделия. Рисовать сказочную композицию «Конь-огонь». Лепить игрушку по выполненному рисунку и расписывать её. Выражать в творческой работе своё отношение к сказочному образу коня. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
26—27. В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета (2 ч) Восприятие пейзажей А. Саврасова, К. Айва зовского, К. Юона, Н. Рериха, про- изведений народного мастера М. Чижова из Федоскина. Основные содержательные линии. Ис- пользование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Цвет — основа языка живописи. Эмоциональные возможности цвета. Тёплые и холодные цвета. Основные и составные цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Смешение цветов. Диалог об искусстве. Разнообразие цветов в природе и изобразительном искусстве. Творческое задание на подбор тёплых или холодных оттенков цвета. Материалы: кисть, акварель, бумага. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, находить в них цвета радуги. Объяснять смысл понятий основные цвета (красный, жёлтый, синий) и составные (смешанные) цвета (все остальные), тёплые и холодные. Участвовать в обсуждении многообразия цветов и их оттенков в природе и применения их в изобразительном искусстве для передачи различных её состояний и настроения человека, основ цветоведения и гармонического сочетания цветов в произведениях разных художников. Исследовать возможности цвета: смешивать попарно краски основных цветов на палитре и определять, какие новые цвета получились, и запоминать их. Рисовать одинаковые изображения (например, бабочку, рыбку, пирамидку и т. п.). Выполнять одно изображение в тёплой цветовой гамме, другое — в холодной, третье — в смешанной. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
28. Красуйся красота по цветам лазоре- вым. Цвет и оттенки (1 ч) Восприятие красоты весенней природы в натуре и произведениях художников-жи- вописцев Б. Домашникова, А. Токарева, на- родного мастера Ю. Ваванова из Мстёры. Основные содержательные линии. Наблю- дение природы и природных явлений, раз- личение их характера и эмоциональных со- стояний. Пейзажи разных географических широт. Жанр натюрморта. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных обра- зов природы. Смешение цветов. Эмоциональ- ные возможности цвета. Диалог об искусстве. Особенности переда- чи с помощью цветов и их оттенков восхи- щения весенней природой в произведениях живописцев и народных мастеров; способы получения разнообразных неярких и чистых оттенков цвета. Творческое задание с использованием при- ёмов смешения красок с белой гуашью. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага, фломастеры, цветные карандаши. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения живописи и декоративно-прикладного и народного искусства, различать в них на основе своих наблюдений природы характерные признаки весны и лета и свойственные им цвета и от тенки. Объяснять, что и с помощью каких художественных приёмов изображено в реалистических произведениях (натюрморте и пейзаже) и декоративной компози

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow