Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Класс

(Предметная линия учебниковпод редакцией Т. Я. Шпикаловой 1—4 классы)

Количество часов по программе в год: 34 часа, 33 часа (для 1 класса)

Количество часов по программе в неделю: 1 час

 

20__-20__учебный год

Томск-20__г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

 

Общая характеристика курса

 

Место учебного предмета в учебном плане

 

Ценностные ориентирысодержания учебного предмета

 

Результаты освоения курса.

 

Содержание курса

 

Виды художественной деятельности

 

Азбука искусства (обучение основам художественной

 

грамоты). Как говорит искусство?

 

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

 

Опыт художественно-творческой деятельности

 

Тематическое планирование

Изобразительное искусство. 1—4 классы (135 ч)

1 класс (30 ч)

2 класс (34 ч)

3 класс (34 ч)

4 класс (34 ч)

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство»

Авторы программы:

доктор пед. наук, профессор кафедры народного художественного творчества Московского государственного университета культуры и

искусств Т. Я. Шпи калова, доктор пед. наук, декан факультета искусств Шуйского государственного университета Л. В. Ершова, кан-

дидат пед. наук, зав. кафедрой изобразительных искусств и методики преподавания Новгородского государственного университета

им. Ярослава Мудрого Г. А. Поровская, кандидат пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного и народного искусства и методи-

ки преподавания Шуйского государственного университета Н. Р. Макарова, кандидат пед. наук, доцент кафедры декоративно-

прикладного и народного искусства и методики преподавания Шуйского государственного университета А. Н. Щирова, кандидат

пед. наук, доцент кафедры методики начального обучения Орловского государственного университета Е. В. Алексеенко

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебнымипредметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

_ воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,уважения к культуре народов многонациональной России и

других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

_ развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

_ развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

_ совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

_ развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн,

скульптура и др.);

_ освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

_ овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опытаработы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимыетемы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том,

что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одноми том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решениезадач начального художественного образования и воспитания.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неде-

лю, всего — 135 ч.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание иразвитие способностей и творческого потенциала ребёнка,формирование ассоциативно-образного пространственногомышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнкак миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: