ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Класс
(Предметная линия учебниковпод редакцией Т. Я. Шпикаловой 1—4 классы)
Количество часов по программе в год: 34 часа, 33 часа (для 1 класса)
Количество часов по программе в неделю: 1 час
20__-20__учебный год
Томск-20__г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентирысодержания учебного предмета
Результаты освоения курса.
Содержание курса
Виды художественной деятельности
Азбука искусства (обучение основам художественной
грамоты). Как говорит искусство?
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Опыт художественно-творческой деятельности
Тематическое планирование
Изобразительное искусство. 1—4 классы (135 ч)
1 класс (30 ч)
2 класс (34 ч)
3 класс (34 ч)
4 класс (34 ч)
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного предмета «Изобразительное искусство»
Авторы программы:
доктор пед. наук, профессор кафедры народного художественного творчества Московского государственного университета культуры и
искусств Т. Я. Шпи калова, доктор пед. наук, декан факультета искусств Шуйского государственного университета Л. В. Ершова, кан-
дидат пед. наук, зав. кафедрой изобразительных искусств и методики преподавания Новгородского государственного университета
им. Ярослава Мудрого Г. А. Поровская, кандидат пед. наук, доцент кафедры декоративно-прикладного и народного искусства и методи-
ки преподавания Шуйского государственного университета Н. Р. Макарова, кандидат пед. наук, доцент кафедры декоративно-
прикладного и народного искусства и методики преподавания Шуйского государственного университета А. Н. Щирова, кандидат
пед. наук, доцент кафедры методики начального обучения Орловского государственного университета Е. В. Алексеенко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебнымипредметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
_ воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,уважения к культуре народов многонациональной России и
других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
_ развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
_ развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
_ совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
_ развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн,
скульптура и др.);
_ освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
_ овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опытаработы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимыетемы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том,
что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одноми том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решениезадач начального художественного образования и воспитания.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неде-
лю, всего — 135 ч.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание иразвитие способностей и творческого потенциала ребёнка,формирование ассоциативно-образного пространственногомышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнкак миру, его духовно-нравственное воспитание. Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.