О чём говорит искусство. 4 страница

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)

1. Целый мир от красоты. Пейзаж: про- странство, композиционный центр, цве- товая гамма, линия, пятно (1 ч) Восприятие произведений живописцев А. Куинджи, Л. Бродской, З. Серебряко- вой, графика М. Ахунова и резных прялок Архангельской и Вологодской областей вто- рой половины XIX в., запечатлевших кра- соту окружающего человека мира. Основные содержательные линии. Образ- ная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего че- рез единичное. Отражение в произведени- ях пластических искусств общечеловече- ских идей о нравственности и эстетике: от- ношение к природе, человеку и обществу. Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами ху- дожественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Средства художе- ственной выразительности языка живопи- си, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, передающие богат- ство, красоту и художественный образ окру- жающего мира. Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и гра- фики. Материалы: акварель, фломастеры, цвет- ные карандаши и мелки, аппликация. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорахна старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающие- ся линии. Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находитьобщее и различное. Участвовать в обсуждении выразительных средства для передачи образа окружающего пространства в произведениях разных видов искусства и в живописном, графическом пейзаже. Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
2. Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пят- но, светотень (1 ч) Восприятие символических и реалистиче- ских изображений дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в. И. Шиш- кина, А. Саврасова и современного графи- ка А. Мунхалова, в гобелене С. Гавина, учебной работе. Основные содержательные линии. Кра- сота и разнообразие природы, человека, зда ний, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, жи- вотных: общие и характерные черты. Ли- ния, штрих, пятно и художественный об- раз. Пейзажи родной природы. Диалог об искусстве. Роль живописных и графических средств художественной вы- разительности в создании поэтического об- раза дерева. Работа по художественно-дидактической таблице «Наброски лиственных и хвойных деревьев». Творческое задание с использованием гра- фических средств выразительности (линия, штрих, пятно, светотень). Материалы: уголь, фломастер. Советы мастера. Подведение итогов Наблюдать деревья разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в ис- кусстве, в устном народном творчестве. Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы в своих произведениях, относящихся к разным видам искусства. Объяснять значение понятия набросок в художественной деятельности. Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, его возможности в передаче своеобразия природы России разных географических широт, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных особенностей формы. Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять с изображениями на ней собственные наброски. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигура- ции. Выражать в творческой работе своё отношение к природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
3. Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет (1 ч) Восприятие произведений выдающихся художников XIX—XX вв. Ф. Васильева, И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, Н. Ромадина, И. Билибина и современно- го художника А. Либерова, отобразивших родную природу в живописных и графиче- ских пейзажах. Основные содержательные линии. Выда- ющиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Пей- зажи родной природы. Продолжение зна- комства с основами художественной грамо- ты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Вклад русских ху- дожников в развитие отечественного пей- зажа. Средства художественного языка ис- кусства в отображении национального пей- зажа. Понятия мой край родной, моя земля, моя Родина. Образ дерева в композиции пейзажа в зависимости от замысла худож- ника. Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты композиционных схем пейзажа с деревьями». Творческое задание с использованием ху- дожественных выразительных средств жи- вописи и графики в многоплановом пейза- же, в котором дерево — главный герой композиции. Материалы (по выбору): цветные мелки, пастель, уголь, акварель, гуашь. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры. Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон). Объяснять значения слов национальный пейзаж. Высказывать своё мнение об отличии понятия мотив в пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве. Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания родной природы в пейзажах живописцев и графиков, средств художественной выразительности, своеобразия композиции. Работать по художественно-дидактической таблице. Соотносить композиционные схемы с пейзажами, находить соответствия в передаче пространства. Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в пейзаже своё отношение к образу дерева, к природе родного края. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
4. Цветущее дерево — символ жизни. Декоративная композиция: мотив дере- ва в народной росписи (1 ч) Восприятие произведений народных и со- временных мастеров городецкой росписи. Основные содержательные линии. Пред- ставления о богатстве и разнообразии худо- жественной культуры (на примере культу- ры народов России). Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведения- ми народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ис- кусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамо ты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявле- нии приёмов городецкой живописи и дру- гих школ народного мастерства. Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для цветов». Творческое задание с применением по- следовательности и приёмов городецкой ро- списи кистью. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать изделия мастеров Городца, отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй. Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами. Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобразия в отличие от других школ народного мастерства. Работать по художественно-дидактической таблице. Различать приёмы городецкой росписи — «подмалёвка», «разживка чёрным цветом», «разживка белилами». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью. Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами». Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
5. Птица — символ света, счастья и до- бра. Декоративная композиция: равнове- сие красочных пятен, узорные декоратив- ные разживки, симметрия, ритм, единство колорита (1 ч) Восприятие образа птицы-света в творче- стве городецких мастеров конца XIX— XX вв. Основные содержательные линии. Пред- ставление о роли изобразительных (пласти- ческих) искусств в повседневной жизни че- ловека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведени- ями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм. Диалог об искусстве. Разнообразие ком- позиционных мотивов городецкой росписи, восходящих к древней традиции росписи прялок. Парные фигуры в едином сюже- те — две женские фигуры, две птицы, два всадника на коне «у древа». Работа по художественно-дидактическим таблицам «Образцы декоративных разжи- вок для птиц». Творческое задание с использованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, ли- ния, «разживки белилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображе- нии птиц. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца. Участвовать в обсуждении символики мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразительных средств решения этой декоративной композиции. Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами». Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием приёмов городецкой росписи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
6. Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разжи- вок (1 ч) Восприятие образов вороного коня и всад- ника в изделиях городецких мастеров и произведениях художника-графика Т. Мав- риной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества. Основные содержательные линии. Исто- ки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о син- тетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, ору- дий труда, костюма; музыка, песни, хоро- воды; былины, сказания, сказки). Ознаком- ление с произведениями народных художе- ственных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знаком- ства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Глубина поэтическо- го изображения коня и всадника на коне, их синтетичность в фольклоре (конь-время, конь-свет, конь-птица, конь-богатырская сила), связанные с возрождением солнеч- ного тепла, света, жизни. Живописная ма- нера кистевой росписи в творчестве горо- децких мастеров. Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для коня». Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов Различать, как образ-символ коня представлен в раз- ных видах устного народного творчества в декоратив- но-прикладном и народном искусстве. Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить при- меры из разных видов народного творчества. Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в на- родном искусстве и называть их. Работать по художественно-творческой таблице. Ов- ладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня. Выполнять кистью свой вариант росписи коня с ис- пользованием приёмов городецкой росписи и декора- тивного обобщения фигуры коня без карандашного ри- сунка. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
7. Связь поколений в традициях Город- ца. Декоративная композиция с вариа- циями городецких мотивов: ритм, сим- метрия, динамика, статика (1 ч) Восприятие произведений мастеров раз- ных поколений, современных мастеров, продолжающих и развивающих традиции старейших мастеров городецкой росписи И. Мазина, Ф. Красноярова, И. Лебедева и детских творческих работ. Основные содержательные линии. Искус- ство вокруг нас сегодня. Ознакомление с произведениями народных художествен- ных промыслов в России (с учётом мест- ных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: ком- позиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Особенности приё- мов композиции в панно как произведении декоративного назначения. Художествен- ная ценность обыденных предметов из де- рева, украшенных городецкой росписью. Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства, с при- менением традиционных приёмов декора- тивных разделок для объединения разных цветовых сочетаний. Материалы: кисть, гуашь, бумага. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения народного искусства, выражать своё отношение к развитию традиций горо- децкой росписи в творчестве современных мастеров. Называть традиционные мотивы городецкой росписи в современных изделиях. Участвовать в обсуждении художественно-эстетиче- ской ценности изделий с городецкой росписью, преем- ственности живописных традиций в творчестве масте- ров современного художественного промысла «Городец- кая роспись». Выполнять декоративную композицию по мотивам го- родецкой росписи для украшения изделий разнообраз- ных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Вы- ражать в творческой работе своё отношение к искус- ству городецкой росписи. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности
8. Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица че- ловека (1 ч) Восприятие произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Ма- ковского, В. Васнецова, В. Сурикова и со- временных художников Г. Васько, П. Пав- лова, запечатлевших в своих работах обра- зы творческих людей. Основные содержательные линии. Образ современника. Образ человека в традици- онной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами худо- жественной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм. Диалог об искусстве. Искусство портре- та. Выявление характерных признаков об- раза портретируемого и его принадлежно- сти к творческой профессии. Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы изобра- жения лица человека в разных ракурсах». Творческое задание с использованием средств выразительности живописи и гра- фики, соблюдением пропорции лица чело- века. Материалы: акварель, гуашь, пастель, фломастеры. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать, по каким признакам мож- но определить, что на портрете изображён художник или народный мастер. Участвовать в обсуждении образов художников и на- родных мастеров в произведениях живописи и графи- ки, особенностей передачи внешнего облика в лице, ко- стюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры. Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном по- ложении и вполоборота. Выполнять портрет народного мастера или художни- ка в момент создания им художественного произведе- ния. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому герою. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
9. Вольный ветер — дыхание земли. Пей- заж: линии, штрихи, точки, пятно, свет (1 ч) Восприятие пейзажей живописцев XIX— XX вв. А. Куинджи, Н. Крымова, А. Тка- чёва, Э. Браговского, Е. Винокурова и гра- фика В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимает изображение неба. Основные содержательные линии. Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, ритм. Диалог об искусстве. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просто- ров, стремительности продвижения облаков по небу. Статика и динамика в компози- ции пейзажа. Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс». Творческое задание с использованием средств выразительного языка графики (точка, линия, штрих, светотеневое пятно). Материалы: простой карандаш, цветные карандаши, гелиевая ручка, фломастеры. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, созданные художниками. Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы. Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи состояния природы в пейзаже (чередование резких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие переходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных работах). Работать по художественно-дидактической таблице. Различать графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы. Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
10. Движение — жизни течение. Набро- ски с натуры, по памяти и представле- нию: подвижность красочных пятен, ли- ний (1 ч) Восприятие произведений отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домашнико- ва, графики А. Пахомова, В. Курчевского, М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного ма- стера И. Маркичева из Палеха. Основные содержательные линии. Обра- зы природы и человека в живописи. Раз- ница в изображении природы в разное вре- мя года, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соот- ветствии с поставленными задачами. Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм. Диалог об искусстве. Искусство как уни- версальный способ отображения изменчи- вости в природе и человеческой жизни. Жи- вописные средства художественной выра- зительности, передающие статичность и динамичность композиции произведений раз- ных видов искусства. Работа по художественно-дидактической таблице «Живописные наброски на пере- дачу динамики». Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи и графики. Материалы: акварель, гуашь, фломасте- ры, цветные карандаши. Советы мастера. Подведение итогов Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Рассказывать, какие произведения передают спокойное, малоподвижное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы, различных ритмов, движения. Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в природе или её ритмов и изменений. Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динамики. Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать, как передана подвижность цветовых пятен в набросках людей, деревьев. Выполнить композиционные схемы к понравившимся произведениям, подчеркнув направление движения главных элементов в их композициях. Выполнять наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
11. Осенние метаморфозы. Пейзаж: ко- лорит, композиция (1 ч) Восприятие произведений живописцев С. Жуковского, А. и С. Ткачёвых, А. Тка- чёва, графика И. Воробьёва, учебной рабо- ты и поэтического произведения, посвящён- ных разным состояниям осени. Основные содержательные линии. На- блюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных худо- жественных материалов и средств для соз- дания выразительных образов природы. Жанр пейзажа. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: ком- позиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Средства художе- ственной выразительности в представлен- ных произведениях. Работа по художественно-дидактической таблице «Колористические приёмы отобра- жения изменений в осенней природе». Творческое задание с использованием языка живописи для передачи движения в композициях. Материалы (по выбору): акварель, гуашь, обрывная бумажная мозаика, фломастеры. Советы мастера. Подведение итогов Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Рассматривать произве- дения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору. Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы и человека осенью. Называть приёмы, которые используют художники для передачи в картине движения, яркости и мажорности пейзажей. Участвовать в обсуждении колорита, динамики пейзажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пятен, многообразных графических и цветовых подвижных элементов. Работать по художественно-дидактической таблице. Прослеживать колористические приёмы передачи изменчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мо- тива осеннего пейзажа. Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить композицию изображениями домов, людей, техники. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в осенней природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)

12. Родословное дерево — древо жиз- ни, историческая память, связь поколе- ний. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция (1 ч) Восприятие произведений живописцев XIX—XX вв. Ф. Толстого, Д. Жилинского, И. Симонова, Ю. Кугача, отобразивших в своём творчестве разные моменты из жиз- ни семьи. Основные содержательные линии. Образ современника. Жанр портрета. Тема люб- ви, дружбы, семьи в искусстве. Продолже- ние знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия. Диалог об искусстве. Уважительное отно- шение к своей родословной. Красота и гар- мония общения с людьми старшего поко- ления. Средства художественной вырази- тельности в групповом семейном портрете. Творческое задание с учётом композици- онных особенностей группового портрета, особенностей пропорций лица человека, с использованием средств акварельной жи- вописи. Материалы: кисть, акварель, бумага. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам художественной выразительности, выбранным авторами. Объяснять смысл понятий индивидуальный портрет и групповой портрет. Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими. Участвовать в обсуждении разнообразия тем и сюжетов в изображении семьи разными художниками, особенностей рисования характерных пропорций лица. Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету на тему «Я горжусь своей родословной». Выражать в творческой работе отношение к своей семье. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
13. Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная компо- зиция: приём уподобления, силуэт (1 ч) Восприятие сказки С. Маршака «Двенад- цать месяцев» и произведений живописца К. Васильева и художника-графика В. Ал- феевского. Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Образ человека в традиционной культуре. Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм. Диалог об искусстве. Книжная графика. Выразительные средства в создании худо- жественного образа в иллюстрации к сказ- ке. Приём уподобления, характерный для народного восприятия красоты каждого вре- мени года. Работа по художественно-дидактическим таблицам «Рисунки старинной русской одежды», «Гармонические сочетания цве- тов». Творческое задание на размещение фи- гур с использованием условного, обобщён- ного силуэта. Материалы: простой карандаш, бумага. Советы мастера. Подведение итогов Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки и обсуждении приёма уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С. Маршака. Рассматривать поэтические произведения живописи и книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки с изображениями в иллюстрациях художников-иллюстраторов. Объяснять значение понятий книжная графика, иллюстрация, эскиз. Участвовать в обсуждении роли художника-иллюстратора, развивающего и углубляющего мысль писателя, вносящего в иллюстрацию свою творческую мысль. Работать по художественно-дидактическим таблицам. Знакомиться с традиционной русской одеждой (кафтаном, платьем, шубой, ферезью и ферезеей), прослеживать гармоничное сочетание цветов и подбирать их на палитре. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию и персонажам сказки. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
14. Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: компо- зиция, цвет (1 ч) Восприятие произведений художников, создавших сказочные сюжеты — И. Били- бина, В. Алфеевского, мастеров лаковой миниатюрной живописи из Палеха и Хо- луя, гравюры XVI в. Основные содержательные линии. Ска- зочные образы в народной культуре и де- коративно-прикладном искусстве. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм. Диалог об искусстве. Цветовая гармония как средство художественной выразитель- ности, особенности старинной русской одеж- ды героев сказочных сюжетов. Работа по художественно-дидактической таблице. Значение цветового круга в опре- делении гармонического сочетания цветов: родственные и контрастные цвета. Творческое задание с использованием жи- вописных и графических средств вырази- тельности. Материалы (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составные цвета. Объяснять роль воздействия цвета в произведениях изобразительного искусства. Сопоставлять произведения художников и рассказывать, какую роль в них играет цвет в зависимости отсодержания выбранных сюжетов. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности — роли цвета в передаче настроения и признаков времён года, цветовой гармонии в произведениях на темы сказок. Работать по художественно-творческой таблице. Рассматривать примеры гармонического сочетания цветов и определять по цветовому кругу родственные и контрастные цвета. Исследовать возможности живописи, подбирать цвета и оттенки, передающие цветовую гамму разного состояния природы в январе, феврале, марте, апреле. Выполнить иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» на основе эскизов предыдущего урока с учётом особенностей состояния природы в костюме конкретного месяца года с помощью цвета и декора. Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
15. Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов (1 ч) Восприятие произведений художников А. Ставровского, П. Парухнова, О. Богаев- ской, посвящённых празднованию Нового года. Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соот- ветствии с поставленными задачами. Эмо- циональные возможности цвета. Продолже- ние знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Роль цвета в произ- ведениях изобразительного искусства, по- свящённых подготовке к новогоднему празднику и встрече Нового года. Работа по художественно-дидактической таблице. Значение цветового круга в опре- делении гармонического сочетания цветов: родственные и контрастные цвета. Творческое задание с поиском художе- ственных приёмов для создания вариантов основы праздничной новогодней открытки. Материалы: акварель, гуашь, восковые мелки. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть, какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах. Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работах художников для передачи настроения новогоднего праздника. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств различных жанров изобразительного искусства, отображающих новогодний праздник. Работать по художественно-дидактической таблице. Вспомнить художественные приёмы, с которыми знакомились во 2—3 классах. Осуществлять поиск праздничного цвета. Выполнять художественный приём «по-сырому» и художественный приём «мазок по восковому рисунку», применять разное гармоническое сочетание цветов — родственных и родственно-контрастных в соответствии со своим настроением. Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к празднику. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
16. Твои новогодние поздравления. Про- ектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия (1 ч) Восприятие поздравительных новогодних и рождественских открыток разных лет. Основные содержательные линии. Искус- ство вокруг нас сегодня. Элементарные при- ёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представ- ление о возможности использования навы- ков конструирования и моделирования в жизни человека. Продолжение знаком- ства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. История авторской открытки. Содержание и выразительные художественные средства новогодней от- крытки. Работа по художественно-дидактической таблице «Новогодняя открытка». Конструк- ция современных новогодних открыток. Творческое задание с использованием ма- териалов предыдущего урока и включени- ем в проект открытки поздравительной над- писи для создания праздничного новогод- него настроения. Материалы (по выбору): альбомная бума- га, поролоновая губка, гуашь, акварель, фломастеры, гелиевая ручка. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать поздравительную открытку как произведение графического искусства малых форм. Рассказывать об основных элементах и атрибутах поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкций новогодних открыток. Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамму. Участвовать в обсуждении привлекательности новогодней открытки, приёмов, которыми пользуются художники для создания праздничного, весёлого настроения. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать конструкции современных новогодних открыток и приёмы их выполнения. Изготовить проект открытки-сюрприза с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнения рисунка-отпечатка и разноцветного фона. Выражать в творческой работе своё отношение к новогоднему празднику. Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу творческой работы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. Оформить выставку и пригласить на неё родителей
17. Зимние фантазии. Наброски и зари- совки: цвет, пятно, силуэт, линия (1 ч) Восприятие живописных произведений А. Саврасова, Э. Грабаря, Н. Ромадина и графических работ П. Петрова, посвящён- ных зимней природе; стихотворений рус- ских поэтов. Основные содержательные линии. Обра- зы природы и человека в живописи. Кра- сота и разнообразие природы, человека, зда- ний, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географических широт. Продолжение знакомства с основа- ми художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Художественные приёмы, которыми художники передают причудливость заснеженных деревьев и за- индевевших веток. Разнообразие колорита зимнего пейзажа. Творческое задание с использованием жи- вописных и графических средств вырази- тельности в передаче красоты зимы. Материалы (по выбору): фломастеры, цветные мелки, акварель. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что художники, перед тем как написать картину, подолгу наблюдают природу, выполняют много зарисовок, эскизов будущей картины. Объяснять символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности, которыми художники передают приметы зимы в разные периоды в разных видах искусства, называть их. Описывать устно свои зимние впечатления и наблюдения и использовать их в зарисовках в дальнейшей работе. Подбирать цветовые оттенки для изображения зимнего неба, снега, передавать состояние зимней природы. Использовать в набросках собственные впечатления и наблюдения зимней природы. Выполнить быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
18. Зимние картины. Сюжетная компози- ция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика (1 ч) Восприятие произведений изобразитель- ного искусства современных художников В. Калиничевой, В. Курчевского, поэзии и музыки. Основные содержательные линии. Обра- зы природы и человека в живописи. Кра- сота и разнообразие природы, человека, зда- ний, предметов, выраженные средствами живописи. Продолжение знакомства с ос- новами художественной грамоты: компози- ция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Особенности зимне- го времени года в жизни природы и чело- века, выразительные средства живописцев и графиков в создании художественного об- раза русской зимы. Работа по художественно-дидактической таблице «Схемы фигуры человека в разно- образных движениях». Творческое задание с использованием вы- разительных средств живописи, набросков предыдущего урока. Материалы (по выбору): белая и цветная гуашь, акварель. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать тематические произведения современных художников. Рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том, как переживают зиму люди, животные, растения. Сопоставлять поэтические описания зимы с произведениями живописи и графики, сравнивать приёмы, которыми пользуются художники и поэты. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине. Называть цветовые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в натуре, и находить их в произведениях художников. Участвовать в обсуждении композиции картин, выбора художником уровня горизонта и размещения композиционно-сюжетного центра. Рисовать картину зимней природы, включать в композицию улицы, дома людей, использовать в изображении их действий таблицу «Схемы фигуры человека в разнообразных движениях». Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы. Участвовать в подведении итогов творческой работы и оформлении работ для зимнего вернисажа
19. Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция (1 ч) Восприятие предметного мира в произ- ведениях живописцев XX в. К. Петрова- Водкина, П. Кончаловского, И. Машкова, А. Васильева, В. Эльконина и современных графиков М. Андреева, М. Ромадина. Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с ос- новами художественной грамоты: компози- ция, цвет, линия, форма, объём. Диалог об искусстве. Старинные и совре- менные предметы в жизни человека и ис- кусстве. «Жизнь обычных вещей» в натюр- морте. Выявление красоты старинных ве- щей в натюрморте. Работа по художественно-дидактической таблице «Изображение симметричных со- судов». Творческое задание с использованием гра- фических средств выразительности, с учё- том пропорций и конструктивных особен- ностей формы предметов. Материалы: простой карандаш, фло- мастеры, шариковая ручка, цветные мел- ки. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный мир, окружающий человека. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах. Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни. Описывать их историю. Рассказывать о предметах декоративно-прикладного и народного искусства как вещах-реликвиях, имеющих историческую ценность. Участвовать в обсуждении выразительных средств создания художественного образа вещи в произведениях живописи и графики. Вспомнить последовательность изображения симметричных округлых предметов на основе работы по художественно-дидактической таблице и рисовать их. Выпол нять упражнения на передачу пропорций, конструктивных особенностей формы и объёма отдельных предметов с натуры. Выполнять натюрморт, в котором предметы объединены одной темой (по выбору), — «Вещи из старого дома», «Старинные предметы из нашего школьного музея» или придумывать свой натюрморт. Выражать в творческой работе своё отношение к задуманному на- тюрморту. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.
20. Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета (1 ч) Восприятие реалистических и декоратив- ных натюрмортов профессиональных ху- дожников И. Машкова, Е. Романовой и учебных работ. Основные содержательные линии. Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с ос- новами художественной грамоты: компози- ция, цвет, линия, форма, объём. Диалог об искусстве. Художественные приёмы обобщения в декоративном натюр- морте: условность формы и цвета предме- та, чёрная линия, штрихи в обобщении фор- мы предмета. Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционно-колористические варианты декоративных натюрмортов». Творческое задание с использованием гра- фических средств выразительности и при- ёмов симметричного изображения предме- тов по основным парным ориентирам. Материалы: простой карандаш, флома- стеры, шариковая ручка, цветные мелки. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать натюрморты художников. Сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приёмы создания декоративного натюрморта, изученные в 1—3 классах, и называть их. Объяснять смысл понятия декоративность и то, какую роль играет цвет в декоративной композиции, насколько он может соответствовать цвету реального предмета или отличаться от него. Узнавать и называть при- ёмы декоративного решения натюрморта: условность формы и цвета предмета, усиление цветового контраста. Участвовать в обсуждении средств выразительности в декоративном решении натюрмортов, художественных приёмов обобщения в декоративном натюрморте. Работать по художественно-дидактической таблице. Читать композиционные схемы декоративных натюрмортов и находить соответствие каждой из них натюрморту художника. Выполнять декоративный натюрморт, составленный из предметов современного быта (посуда), с использованием локальных цветов тёплой или холодной гаммы. Выражать в творческой работе своё отношение к натюрморту. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
21. Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр (1 ч) Восприятие произведений портретного и батального жанров в искусстве. Основные содержательные линии. Отра- жение в произведениях пластических ис- кусств общечеловеческих идей о нравствен- ности и эстетике: отношение к природе, че- ловеку и обществу. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами художественной гра- моты: композиция, цвет, линия. Диалог об искусстве. Герои Бородинско- го сражения в искусстве. Средства художе- ственной выразительности, использованные художниками в произведениях для переда- чи черт отваги, мужества, стойкости вои- нов, их преданности Родине и верности сво- ему воинскому долгу. Работа по художественно-дидактической таблице «Схематические фигуры воинов в движении». Творческое задание с использованием ху- дожественных приёмов и средств вырази- тельности графики и приёма схематичного рисования фигур для определения пропор- ций и характера движения воина. Материалы: фломастеры, пастель, шари- ковая ручка. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г. Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения. Объяснять смысл понятия батальный жанр. Участвовать в обсуждении героических страниц Отечественной войны 1812 г., нашедших отражение в батальном жанре искусства и в стихотворении М. Лермонтова «Бородино», выразительных средств и композиционных приёмов, которые используют художники для передачи «славы чудесного похода» в портретах участников войны 1812 г., и называть их. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать фигуры воинов в движении. Выполнять по представлению зарисовки русских и французских воинов периода Отечественной войны1812 г. Выражать в творческой работе своё отношение к воинской доблести и героизму русских солдат. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
22. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная компози- ция: композиционный центр, колорит (1 ч) Восприятие произведений художников В. Верещагина, Ф. Рубо, посвящённых дей- ствующей армии и партизанскому движе- нию в период войны 1812 г., и стихотворе- ния М. Лермонтова «Бородино». Основные содержательные линии. Образ защитника Отечества. Эмоциональная и худо жественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие чело- веческие чувства и качества: доброту, со- страдание, поддержку, заботу, героизм, бес- корыстие и т. п. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: ком- позиция, цвет, линия. Диалог об искусстве. Отечественная вой- на 1812 г. в изобразительном искусстве. Созвучность образного строя произведений живописи и графики об Отечественной во- йне 1812 г. произведениям о Великой От- ечественной войне 1941—1945 гг. Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы возмож- ных сюжетов». Творческое задание с применением из- вестных средств художественной вырази- тельности и использованием графических или живописных материалов. Материалы по выбору. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили мужество и героизм всего русского народа. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. Называть главных героев батальных композиций, их действия, де тали воинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказывать своё мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В. Верещагин. Объяснять смысл понятий художник-баталист, круговая панорама. Участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в представленных живописных про- изведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать возможные сюжеты военных действий. Выполнять иллюстрацию к фрагменту стихотворения М. Лермонтова «Бородино», используя предварительные зарисовки, выполненные на прошлом уроке. Вы- ражать в творческой работе своё отношение к героизму русского народа известными художественными приёмами и средствами. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
23. Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, сим- метрия, символика (1 ч) Восприятие орнаментов в конструкции избы, костюма, а также образов-символов в их орнаментальном украшении. Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Пред- ставление о роли изобразительных (пласти- ческих) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Продолжение знакомства с ос- новами художественной грамоты: компози- ция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Символика народ- ного искусства, образ мира, заключённый в облике и орнаментике крестьянского жи- лища и народного костюма. Сходство этих орнаментальных композиций и их место- нахождение. Творческое задание с использованием приёмов коллективной работы в группах. Материалы (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения народного декоративноприкладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнамен- тальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. Высказывать своё мнение об их значении и местонахождении, находить в них общее и различия. Участвовать в обсуждении сходства орнаментальных композиций и их места в украшении крестьянского дома и народного костюма. Выполнять композицию «На деревенской улице праздник», работая в одной из творческих групп по изготовлению праздничного женского головного убора, основной части народного женского костюма, силуэтов фасада крестьянских домов, оконных наличников или кукол в народных костюмах. Выражать в творческой работе свои художественно-эстетические знания и художественные умения и навыки в рисунке, аппликации, бумагопластике, лоскутной технике. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
24. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1 ч) Восприятие народных лубочных карти- нок, их разнообразной тематики (песенное искусство, былинные и исторические собы- Основные содержательные линии. Пред- ставление о роли изобразительных (пласти- ческих) искусств в повседневной жизни че- ловека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических ис- кусствах природных, географических усло- вий, традиций, религиозных верований раз- ных народов (на примере изобразительно- го и декоративно-прикладного искусства народов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: ком- позиция, цвет, линия, форма, ритм. стороны жизни людей, и объяснять их. Диалог об искусстве. Злободневность тем лубка (от забавной картинки до мудрого ос- мысления явлений повседневной жизни). Графические и колористические особенно- сти лубочных картинок. Работа по художественно-дидактической таблице «Графическое решение природы (земли, травы, цветов, деревьев)». Творческое задание с использованием гра- фических приёмов чёрного контура, штри- хов и цветовой гаммы лубочной картинки. Материалы: чёрная шариковая ручка и тонкие фломастеры, кисть, акварель, бу- мага. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать, анализировать народные лубочные картинки для получения представления о разнообразии сюжетов, тем, образов, отражающих самые разные тия, отдельные батальные эпизоды и сце- ны из жизни разных сословий, причуды моды и чудеса техники). Объяснять смысл понятия лубок. Объяснять, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства. Участвовать в обсуждении специфики искусства русского лубка, графического решения природы (земли, травы, деревьев, животных), человека, элементов одеж- ды в лубочных картинках. Работать по художественно-дидактической таблице. Выполнять упражнение на выразительность лубочной линии и штриха. Выполнять поисковый эскиз композиции лубка, выбрав для сюжета декоративной композиции пословицу, поговорку или слова народной песни. Выражать в творческой работе своё отношение к сюжету средствами художественного образного языка народного декоративно-прикладного искусства. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
25. Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1 ч) Восприятие однофигурных, двухфигур- ных и многофигурных композиций народ- ных лубочных картинок. Основные содержательные линии. Кра- сота и разнообразие природы, человека, зда- ний, предметов, выраженные средствами рисунка. Продолжение знакомства с осно- вами художественной грамоты: компози- ция, цвет, линия, форма, ритм. Диалог об искусстве. Народные лубочные картинки как своеобразные портреты одно- го, двух героев в композиции. Композици- онные, графические, декоративные и коло- ристические особенности народного лубка. Главные из них — чёткий графический ри- сунок, который часто держится на чёрном контуре с множеством разнообразных штри- хов, передача пространства, размер и ме- сто текста. Творческое задание с использованием гра- фических приёмов чёрного контура, штри- хов и цветовой гаммы лубочной картинки. Материалы: графические. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать народную картинку как иносказательный, часто насмешливый рассказ о людских пороках, когда народные мастера «прятали» своих героев в образы животных, шутов, былинно-сказочных или песенных героев. Высказывать своё мнение о понравившем- ся сюжете и отношении к нему, подбирать текст к сюжету. Объяснять смысл понятий лубок, лубочная картина, народная картина. Участвовать в обсуждении композиционных, графических и колористических особенностей народного лубка. Выполнять композицию лубка карандашом, раскрашивая акварелью и нанося обводку чёрным фломастером, тонкой кистью. Выражать в творческой работе своё отношение к выбранному сюжету, выбирая соответствующие средства художественной выразительности. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.

Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)

26. Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, ли- ния, пятно (1 ч) Восприятие произведений живописцев XIX—XX вв. И. Айвазовского, П. Петрови- чева, Е. Востокова, графиков Т. Лящука, К. Пюсса, народного мастера В. Денисова из Холуя. Основные содержательные линии. Осо- бенности художественного творчества: ху- дожник и зритель. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, вы- раженные средствами рисунка. Фотография и произведение изобразительного искус- ства: сходство и различие. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных обра- зов природы. Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами худо- жественной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм. Диалог об искусстве. Природная сти- хия — вода, раскрытие её роли в жизни че- ловека и места в искусстве. Виды и язык плакатного искусства, особенности его гра- фического, цветового и композиционного решения. Творческое задание с использованием средств художественной выразительности (линии, цветные пятна). Материалы (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила природной стихии — воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде. Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Называть художественные средства выразительности в плакате. Участвовать в обсуждении особенностей искусства плаката, его видов и языка, находить подтверждение этому в произведениях искусства. Подготовить материалы (вырезки из журналов, связанные с темой изображения, цветную бумагу, слова-заготовки) для выполнения на следующем уроке плаката в технике коллажа. Выполнять кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода — жизнь», намечая яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
27. Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике колла- жа (1 ч) Восприятие произведений отечественных художников-плакатистов Г. Серебрякова, Н. Чарухина, В. Говоркова. Основные содержательные линии. Искус- ство вокруг нас. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Продолжение знакомства с основами худо- жественной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм. Диалог об искусстве. Средства художе- ственной выразительности плаката (лако- ничность, ограниченность цвета, условность и простота изобразительных элементов, чёт- кость и хорошая читаемость текста, деко- ративность). Творческое задание с использованием под- готовленных материалов. Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, газет, фотографии, маркер, фло- мастер. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художни- ков-плакатистов. Объяснять смысл понятий экологический плакат, коллаж. Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа, того, как можно использовать технику коллажа для создания проекта плаката. Создать проект плаката на тему «Вода — жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами ху- дожественного образного языка плаката. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
28—29. Русский мотив. Пейзаж: компо- зиция, колорит, цветовая гамма, про- странство (2 ч) Восприятие произведений русских худож- ников-пейзажистов XIX—XX вв. А. Савра- сова, Б. Домашникова, П. Фомина и народ- ного мастера Т. Ми люшина из Холуя, их ко- лорит в передаче примет весны. Основные содержательные линии. Пей- зажи родной природы. Продолжение зна- комства с основами художественной грамо- ты: композиция, цвет, линия. Диалог об искусстве. Средства вырази- тельности в передаче художниками весен- него состояния природы, характерного для среднерусской полосы и северных регионов России, в произведениях изобразительного искусства. Разнообразные средства вырази- тельности в создании образа весенней при- роды (колористическая гамма, состояние освещённости, уровень линии горизонта). Работа по художественно-дидактическим таблицам «Композиционные схемы пейза- жей», «Цветовая гамма произведений вер- нисажа». Творческое задание с использованием из- вестных живописных средств художествен- ной выразительности (композиция, коло- рит, цветовая гамма, освещение) и подгото- вительных материалов предыдущих уроков. Материалы: кисть, акварель, гуашь, бу- мага. Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения изобразительного искус- ства, в которых созданы образы русской весенней при- роды России разных географических широт. Расска- зывать о своих наблюдениях и впечатлениях от вос- приятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. На- зывать оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью, гуашью. Участвовать в обсуждении того, какие моменты ве- сенней природы заинтересовали художников, чем они любуются и восхищаются, находить общее и различное в передаче радостного обновления всего живого, при- роды, человека, сравнивать средства художественной выразительности в передаче особых примет весенней природы в разные периоды. Работать по художественно-дидактической таблице. Обращать внимание на приёмы заполнения простран- ства и передачи воздушной среды, находить различия в построении композиционных схем, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении уровня горизонта. Определять, на каких палитрах пред- ставлена цветовая гамма произведений вернисажа. Экспериментировать с художественными материалами в пе- редаче определённого весеннего состояния. Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз композиции весеннего пейзажа. Выполнять композицию «Русский мотив», выбрав художественные материалы для создания максимальной выразительности замысла. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
30. Всенародный праздник — День По- беды. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества (1 ч) Восприятие произведений живописца П. Корина и скульптора А. Бичукова, ко- торые передают настроение праздника По- беды в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг. Основные содержательные линии. Пред- ставления народа о красоте человека (внеш- ней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Основные темы скульптуры. Выразительность объёмных композиций. Продолжение знакомства с ос- новами художественной грамоты: компози- ция, цвет, линия, форма, объём, ритм. Диалог об искусстве. Эстафета поколений и историческая перспектива подвига наше- го народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. и памяти о нём. Творческое задание с использованием из- вестных средств выразительности и худо- жественных материалов. Материалы (по выбору). Советы мастера. Подведение итогов Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о героях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и о Дне Победы. Называть произведения искусства, посвящённые защите Отечества, из курса 1—3 классов. Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное искусство. Участвовать в обсуждении произведений искусства, посвящённых историческим событиям Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., подвигу народа. Выполнить эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю». Выполнять эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Выражать в творческой работе своё отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности
31. «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы (1 ч) Восприятие изображений орденов и ме- далей для награждения за заслуги в защи- те социалистического Отечества и другие военные заслуги в период Великой Отече- ственной войны 1941—1945 гг. Основные содержательные линии. Основ- ные темы скульптуры. Элементарные при- ёмы работы с пластическими скульптурны- ми материалами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: ком- позиция, цвет, линия, форма, объём, ритм. Диалог об искусстве. Медальерное искус- ство. Особенности лаконичного решения ор- денов и медалей, применение символов, эм- блем и аллегорий. Творческое задание с использованием из- ве

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow