Экономическаяинформационнаясистема (ЭИС)представляетсобойсовокупностьвнутреннихивнешнихпотоковинформацииэкономическогообъекта,методов,средств,специалистов,участвующихвпроцессахсбора,хранения,обработки,поискаивыдачинеобходимойинформации,предназначеннойдлявыполненияфункцийуправления.
СутьсодержанияжизненногоцикларазработкиЭИСвразличныхподходаходинаковаисводитсяквыполнениюследующихстадий:
§ Планированиеианализтребований(предпроектнаястадия)-системныйанализ.Исследованиеианализсуществующейинформационнойсистемы,определениетребованийксоздаваемойЭИС,оформлениетехнико-экономическогообоснования(ТЭО)итехническогозадания(ТЗ)наразработкуЭИС.
§ Проектирование(техническоепроектирование,логическоепроектирование).Разработкавсоответствиисосформулированнымитребованиямисоставаавтоматизируемыхфункций(функциональнаяархитектура)исоставаобеспечивающихподсистем(системнаяархитектура),оформлениетехническогопроектаЭИС.
§ Реализация(рабочеепроектирование,физическоепроектирование,программирование).Разработкаинастройкапрограмм,наполнениебазданных,созданиерабочихинструкцийдляперсонала,оформлениерабочегопроекта.
§ Внедрение(тестирование,опытнаяэксплуатация).КомплекснаяотладкаподсистемЭИС,обучениеперсонала,поэтапноевнедрениеЭИСвэксплуатациюпоподразделениямэкономическогообъекта,оформлениеактаоприемо-сдаточныхиспытанияхЭИС.
§ ЭксплуатацияЭИС(сопровождение,модернизация).СборрекламацийистатистикиофункционированииЭИС,исправлениеошибокинедоработок,оформлениетребованийкмодернизацииЭИСиеевыполнение(повторениестадий2-5).
Внедрениесистемы–этопроцесспостепенногопереходаотсуществующейсистемыучетаианализакновой,предусмотреннойдокументациейрабочегопроектанавсюсистему.
Основнымиэтапамивнедрениясистемыявляются:
v подготовкаобъектаквнедрениюсистемы;
v сдачазадачиподсистемвопытнуюэксплуатацию;
v проведениеопытнойэксплуатации;
v сдачазадач,подсистем,системывцеломвпромышленнуюэксплуатацию.
ВводвэксплуатациюЭИС:
Ø развертываниепрограммныхитехническихсредствЭИСнарабочихместахпользователей;
Ø актуализациябазыданных(заполнениеЭИСреальнымиданными);
Ø опытнаяэксплуатациясистемы(отработкавыполненияреальныхоперацийвсистеме);
Ø авторскийнадзорзаработойЭИС(контрольсостороныразработчиковсистемызафункционированиемсистемыиеёотдельныхэлементов).
МодельЖЦ:внедрениеИСнапредприятии.
Основнымнаправлениемразвитияинформационныхсистемвпоследниедесятилетиясталсистемныйподход,которыйрассматриваетсянетолькокакметодологияисследования,ноикаксовременныйспособуправленческогомышления,дающийцелостноепредставлениеоборганизации,существующейвсложнойрыночнойсреде.
Важнейшимметодомреализациисистемногоподходависследованияхявляетсясистемныйанализ,сутькоторогосостоитвовсестороннемизучениивсехважныхаспектовобъектаисследования.
Длясистемыуправленияпредприятиемосновнымиаспектамиявляютсяследующиефакторы:
· цельдеятельностиорганизации;
· взаимосвязьобщейцелиорганизациисцелямиизадачамикаждогоизподразделенийпредприятия;
· выполнениекаждымработникомсвоихфункций,вытекающихизпоставленнойзадачи;
· наличиевзаимосвязеймеждуразличнымиэлементамисистемыуправления;
· наличиеорганауправленияпредприятием;
· обязательнаяобратнаясвязьмеждуэлементамисистемы-наличиефункцииконтроля.
Системауправленияпредприятиемсостоитизтрехвзаимосвязанныхподсистем:информационной,управляющейиобъектауправления.(Составсистемыуправления).Управляющаяподсистема(управленческийаппараторганизации)объединяетсотрудниковпредприятия,формирующихцели,разрабатывающихпланы,вырабатывающихтребованиякпринимаемымрешениям.Объектуправленияреализуетзадачиповыполнениюплановыхзаданий,выработанныхуправленческимаппаратом.Обеподсистемысвязанымеждусобойпрямойиобратнойсвязью.Прямаясвязьвыражаетсяпотокомдирективнойинформации(управляющиевоздействия),направляемойотуправляющейподсистемыкобъектууправленияввидеприказов,планов,распоряжений.Обратнаясвязьпредставляетсобойпотокотчетнойинформацииовыполнениипринятыхрешенийисостоянииобъектауправления,котораяобрабатываетсяприпомощиинформационнойподсистемы.
Дляинформационныхсистемуправленияпредприятиемхарактерныследующиеособенностиисвойства:
· общаяцельуправлениядлясистемлюбогоуровня;
· наличиебольшогочисласистемныхэлементов,связанныхмеждусобойканаламипередачиданных;
· функционированиесистемвсехуровнейвусловияхихвзаимодействиясвнешнейсредой;
· постоянноевзаимодействиепользователейитехническихсредстввпроцессереализациифункцийуправления;
· ориентациясистемынаавтоматизациюобработкиинформации;
· управлениесиспользованиемсистемыобратнойсвязи.