Качествоуправленияорганизациейможетоцениватьсяпутеманализазрелостиуправленияеебизнес-процессами.Вданномслучаеподзрелостьюуправленияподразумеваетсянепрерывныйпроцессразвитияорганизацииспомощьюпостоянногосовершенствованияметодологиистратегическогоуправленияиееинтегрированиявобщуюсистемууправленияорганизацией.
Такойподходпозволяетопределитьсильныеислабыестороныорганизации,оценитькачествореализации,управленияиконтроляеебизнес-процессов.
Сегоднясуществуютразличныемоделиуровнейзрелости,новсеониосновываютсянаэволюционном,последовательномразвитииорганизации.Каждыйуровеньзрелостисоздастбазисдляреализациипроцессовнаследующемуровне,т.е.происходитприростметодовиинструментов,позволяющихболееэффективновыполнятьиуправлятьбизнес-процессами.
Приэтомизменения,связанныессовершенствованиемуправлениямогутосуществлятьсянепоследовательно.Поэтомуможетпроисходитьнекотороеналожениеодногоуровнязрелостинадругой.Такаяситуациявозникаетвтехслучаях,когдаворганизацииреализованымеханизмыуправленияодногоуровнязрелости,ноприэтомневнедренывсемеханизмыуправленияпредыдущегоуровня.Врезультатенельзячеткоопределитьуровеньзрелостикомпании,чтовреальнойжизнивстречаетсядовольночасто.Сегоднянапрактикеиспользуютсяследующиемоделизрелостипроцессов:
|
|
•модельзрелостипроцессногоуправления,разработаннаякомпаниейGartner;
•комплекснаямодельоценкизрелостипроцессов(CapabilityMaturityModelIntegrated—CMMI).
Модель"BusinessProcessManagementMaturityModel",разработаннаякомпанией "GartnerInc.",представляетсобойшестьстадийзрелостикомпаниисточкизренияуправлениябизнес-процессами.Использованиеданноймоделипозволяеткомпаниипонятьееуровеньзрелостиисформироватькорпоративнуюстратегиюуправлениябизнес-процессами.
Уровень0."Признаниеоперационнойнеэффективности". Этоначальнаястадияразвитияуправлениябизнес-процессами.Наданномэтапепоявляетсяпониманиетого,чтоулучшениявбизнесеневозможнодостичьспомощьютрадиционныхметодов.
Уровень1."Заинтересованностьвпроцессах". Наданномэтапеорганизациянаходитсявпоискеметодовулучшениядеятельности,начинаетуделятьвниманиеорганизациииуправлениюбизнес-процессами,т.е.выстраиватьсистемууправленияпроцессамииопределятьпоказателирезультативностиихвыполнения.
Уровень2."Локальноепроцессноеуправлениеиавтоматизация". Компания,находящаясянаданномуровне,серьезнозаинтересованавуправлениибизнес-процессами,поэтомуорганизуетихрегламентациюиконтрольисполнения,анекоторыеизнихавтоматизирует.
Уровень3."Управлениеиавтоматизациямежпроцессноговзаимодействия". Наданнойстадиирасширяютсяграницыуправляемыхпроцессов,осуществляетсяинтеграцияихмеждусобойиспроцессамипартнеровиклиентов.
|
|
Уровень4."Управлениецепочкойдобавленнойстоимости". Наданномуровненаходятсяорганизации,которыеумеютреализовывать
настройкубизнeс-процессоввсоответствиисостратегическими,тактическимииоперационнымицелямиорганизации.
Уровень5."Динамическаябизнес-структура". Этовысшийуровеньзрелостиуправлениябизнес-процессами,гдекомпанияумеетоперативноадаптироватьсуществующиеисоздаватьновыепроцессывсоответствиисизменяющимисяусловиямивнутреннейивнешнейсредыбизнеса.
Стоитотметить,чтобольшинствороссийскихкомпанийсейчаснаходитсянанулевомилипервомуровнезрелостивсоответствиисданнойклассификациейGartner.