Пищевые цепочки в лесу

Цели. Закрепить знания детей о взаимосвязях в экосистеме «лес». Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса. Развивать умение выстраивать пищевые цепочки в лесу.

Как животные приспособились к зиме.

Цели. Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям. Развивать умение устанавливать связь между особенностями поведения и условиями среды обитания животного.

Если хочешь быть здоров»

Цели. Закрепить представления о приспосабливаемости человека к зимним условиям. Формировать у детей представления об использовании факторов природной среды для укрепления здоровья. Познакомить детей с правилами поведения при заболеваниях.

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

· Наблюдения за продолжительностью светового дня. Дети замечают заметное прибавление светового дня. Для этого продолжается фиксация времени включения и выключения электрического света в дневнике наблюдений.

· Наблюдения за осадками. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнивать вьюгу, поземку, метель – в чем сходство и различие (в направлении, силе и равномерности ветра).

· Наблюдения за снежным покровом. Обсудить защитные свойства снега. В теплый солнечный день понаблюдать за появлением воронок в снегу вокруг стволов деревьев. Обсудить, почему появились воронки. Для подведения детей к самостоятельному выводу предложить потрогать темную и светлую одежду и убедиться, что темная одежда быстрее нагрелась на солнце. Сравнивать появление воронок у березы и у клена. Закрепить в представлении детей понятие «наст», когда он появляется и почему.

· Наблюдение за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: дуб (крепкий ствол с шероховатой корой, ветки отходят под прямым углом), береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крепких сучьев), клен (каждая ветка раздваивается вилкой, а крупные почки сидят друг против друга), липа (нижние ветки прогибаются, как на качелях).

· Наблюдения за птицами. В конце месяца дети фиксируют оживление в поведении птиц.

· Опыт. Цель: продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Содержание: на вечерней прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующее утро дети видят. Что бутылка лопнула. Воспитатель обсуждает с детьми, почему это произошло, подводит детей к самостоятельным выводам (вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку).

· Опыт. Цель: познакомить детей с магнитом и его свойством притягивать металлические предметы. Содержание: предложить детям исследовать притяжение магнитом предметов из разных материалов (металл, дерево, пластмасса), подвести детей к выводу: все, что притягивается магнитом, сделано из железа. Результаты опыты зарисовать.

Беседы.

«Кто в лесу «вредный», а кто «полезный»?»; «Что помогает животным выжить?»; «Рождение леса».

Труд в природе.

В природе: окучивание снегом кустов и деревьев, уборка снега, посыпание дорожек песком, подкормка птиц.

В уголке природы: уход за птицами (мытье поилок и кормушек, уборка клеток); уход за растениями уголка, посадка семян перца и овса.

Экологические игры.

«Пищевые цепочки», «Лисы и зайцы», «Хищник – добыча», какие бывают растения?», «Лиса мышкует», «Северные олени», «К названному дереву беги».

Чтение художественной литературы.

В.Алферов «птички-синички»; В.Одоевский «В гостях у дедушки Мороза»; И.Винокуров «Кто как зимует»; П.Мочанов «Спасительница»; С.Маршак «Февраль»; В.Бианки «Дотерпят ли?», «Стая птиц под снегом»; Г.Скребицкий «всяк по-своему»; Е.Благинина «Мороз», «Снегурка»; В.Ситников «Голубые дни»; М.Пришвин «Этажи леса»; А.Броцкий «Белый мишка».

Фольклор.

Поговорки о феврале, загадки о лесе и его обитателях; песенки-приговорки о зимних явлениях в природе, народный календарь на февраль.

 

Самостоятельная деятельность детей.

Уголок природы.

Поместить модели существенных признаков зверей и птиц и соответствующие картинки. Макеты деревьев: дуб, сосна, ель, береза, ольха, осина. Макеты мелкого кустарника: черничник, брусничник. Модели приспособления человека к зиме, иллюстрации и модели лекарственных растений.

Книжный уголок.

Поместить репродукции картин А.Саврасова «Зимний пейзаж», «Иней», книги согласно указанному перечню.

Уголок художественно-творческой деятельности.

Выложить материалы для рисования деревьев восковыми мелками либо углем, а на коллективной доске творчества на тему «Этажи леса». По желанию детей, - разнообразные оригами «Лесные животные», раскраски о животных, экологические игры «Пищевые цепочки», «Этажи леса».

Уголок экспериментальной деятельности.

Поместить магниты и различные мелкие предметы из разных материалов (скрепки, крышки от бутылок, ножницы, расчески и т.д.), альбомы для зарисовки результатов опытов.

 

МАРТ.

Задачи.

1. Поощрять детей в наблюдениях самостоятельно выявлять признаки весны в неживой природе, изменения в живой природе; отметить увлечение почек на некоторых деревья, появление сережек у орешника и ольхи, изменения в поведении птиц, отметить прилет грачей.

2. Систематизировать знания детей о комнатных растениях, способах размножения растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями.

3. Обобщить представления детей о типичных экологических системах: лес, луг, водоем, пустыня.

4. Воспитывать интерес к народному календарю.

5. Сформировать представления детей об основных периодах жизни человека.

 

Занятия.

«Как поссорились март и февраль»

Цели. Систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе. Воспитывать интерес к народному календарю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: