Как живут наши пернатые друзья зимой

Цели. Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за птицами. Вызвать желание помочь птицам.

Север – царство льда и снега.

Цели. Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Показать детям как приспосабливаются растения и животные к условиям северного климата. Развивать доказательную речь, умение сравнивать.

Что такое огонь?.

Цели. Познакомить детей с огнем как явлением неживой природы. Показать необходимость огня как условия жизни людей на Земле.

Колыбельная из двух слов.

Цели. На уровне элементарных представлений познакомить детей с самым важным органом человека – сердцем. Воспитывать любознательность, бережное отношение к своему организму.

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

· Наблюдения за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

· Наблюдения за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

· Опыт. Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод. Почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.

· Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить. Какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствую прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

· Наблюдения за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

· Опыт. «Почему не тонут корабли?»

Цель. Подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.

Содержание: в емкость с водой опустить металлические предметы, наблюдая за тем как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно нагружая ее металлическими предметами. Дети убедятся, что банка останется на плаву.

Беседы.

«Может ли мороз убить дерево?» (по рассказам В.Бианки «Лес зимой»; «народный календарь о январе»; «как зимуют животные севера»).

Труд в природе.

В природе: ежедневная подкормка птиц. Изготовление новых и ремонт старых кормушек. Стряхивание снега с веток молодых деревьев и кустарников после снегопада. Уборка снега на участке, заливка дорожек для катания. Изготовление цветных льдинок и украшение ими участка.

В уголке природы: подкормка комнатных растений и уход за ними. Уход за питомцами. Подготовка инвентаря, ящиков с землей, семян и организация огорода.

Экологические игры.

«Отгадай и прочитай», «Найдите и покормите зимующих птиц», Каждую птицу – на свое место», Ни сорока, ни ворона», «Северные олени».

Чтение художественной литературы.

Ю.Коваль «Заячьи тропы»; Н.Сладков «Январь», «Птичьи столовые», «Жалобы на сугробы»; И.Бунин «Метель»; В.Бианки «Любитель холодных ванн», «Январский снег», «Лес зимой»; С.Есенин «Пороша»; А.Толстой «Заяц»; О.Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра»; С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».

Фольклор.

Песенки – потешки – поговорки о январе. Скороговорки. Дразнилки о птицах, поговорки, загадки об огне и снеге. Народный календарь на январь.

 

Самостоятельная деятельность детей.

Книжный уголок.

Поместить репродукции картин: А.Саврасов «Зимний пейзаж», В.Токарев «Зимушка – зима», Н.Ульянов «Снегири».

Уголок природы.

Иллюстрации, модели на тему «приспособления животных и растений к жизни в условиях крайнего Севера», картинки с изображениями различных зимующих птиц.

Уголок художественно-творческой деятельности.

Поместить природный материал для изготовления поделок на тему «птицы» (перышки, палочки и т.д.), пооперационные карты (части тела птиц). Для коллективного творчества детей поместить на доску лист ватмана для свободного рисования на тему «Огонь».

Дидактические игры: «Где чей хвост?», «Найди хозяина», «Где чье гнездо?».

Уголок экспериментальной деятельности.

Выложить кусочки коры от разных деревьев и лупы для рассматривания. Для продолжения исследования плавучести предметов приготовить жестяные банки и мелкие металлические предметы.

 

ФЕВРАЛЬ.

Задачи.

1. В наблюдениях обобщать знания детей о зимних явлениях в природе. Продолжать развивать поисковую деятельность детей: по флюгеру, по направлению дыма, по движению веток определить силу ветра и его направление; сравнивать зимние явления: вьюга, поземка.

2.  Закреплять знания детей о деревьях, растущих на участке, сравнивая их по стволу, коре, расположению веток.

3. Развивать у детей умение устанавливать взаимосвязи в экосистеме на уровне частных и обобщенных понятий, сформировать представление о пищевой зависимости живых существ как основной взаимосвязи в природе.

4. Формировать представления о приспособлении человека к зиме (внешний вид, поведение, труд, отдых);о правилах поведения в экстремальных ситуациях зимой. Закрепить представления о том. Что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей.

5. Воспитывать у детей осознанное отношение ко всем животным. Понимание того, что все нужны друг другу. Что вредных животных не бывает.

 

Занятия.

Лес – это живой организм. Этажи леса.

Цели. Сформировать у детей понятия «этажи леса», выявив взаимосвязи между строением живого существа, питанием и его местом обитания. Развивать у детей элементы экологического сознания. «Мы нужны друг другу на Земле».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: