Экскурсия в зимний парк

Цели. Формировать представления детей о парке как сообществе растений и животных, обитающих на одной территории. Показать многоярусность парка (деревья, кусты, травы). Сравнить экосистемы «парк» и «лес» (что общего, чем отличаются). Воспитывать у детей познавательный интерес к природе, развивать чуткость к восприятию зимнего пейзажа.

(Примерный ход экскурсии см. в книге С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры»)

Клуб знатоков леса.

Цели. Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни. Развивать умение выделять и сравнивать существенные признаки, понимать причинно-следственные связи. Развивать доказательную речь.

«Путешествие мамонтенка».

Цели. Закреплять умение детей классифицировать животных. Развивать умственные операции: анализ, сравнение, обобщение. Формировать познавательный интерес к животным.

«Для чего человек ест?»

Цели. Сформировать у детей представления о том, что пища необходима для жизни человека, и об основных органах пищеварения. Развивать познавательный интерес к строению человеческого организма.

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты.

· Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве. Выяснить взаимосвязь характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками». Обсудить с детьми, что происходит. Когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу. Зарисовать в дневнике наблюдения за снежинками.

· Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнивать следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном. Обратить внимание на появление инея и морозных рисунков на окнах.

· Опыт. Повторить опыт, выявляющий защитные свойства снега, и обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

· Опыт. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

· Опыт. Выявление механизма образования облаков (опыт проводится в группе). Побрызгать из пульверизатора на листья комнатных растений. Когда много мельчайших капелек попадет на лист. Они, собираясь вместе, образуют большую каплю. Объяснить детям. Что таким же образом собираются в небе облака.

· Опыт по выявлению плавучести предметов.

П одвести детей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому заполняя полые предметы, он не дает им утонуть. Если вода проникает в предмет, он утонет. Опустить в воду две одинаковые бутылочки с пробками. Одна бутылочка – с плотно закрытой пробко, она будет плавать. Другая бутылочка неплотно завинчивается пробкой. Дети увидят, что вода попадает внутрь бутылочки, она утонет.

Беседы.

«Где рождается снег и иней?»; «Елкины иголки»; «С кем ель дружит»; «Декабрь – полночь года». Обобщить наблюдения детей о декабре, обсудить результаты зарисовок измерения долготы дня в течение месяца.

Труд в природе.

В природе: уборка участка, расчистка от снега, утепление снегом молодых деревьев, сбор ягод рябины, сбор семян ясеня и вяза для подкормки птиц, изготовление и установка кормушек.

В уголке природы: уход за питомцами, уборка клеток, смена воды, кормление. Уход за комнатными растениями. Сортировка семян.

Экологические игры.

«Кто где живет?». «К названному дереву беги!», «Угадайте!», «Найди. Что неверно», «Угадай, какой наш дом».

«Чтение художественной литературы.

В. Брюсов «Первый снег»; К.Бальмонт «Снежинка»; М.Пришвин «Этажи леса»; Л.Толстой «Зайцы»; Н.Некрасов «Мороз – Красный нос»; А.Стрижков «Декабрь»; С.Маршак «Эта снежная страница»; В.Бианки «письмо простое и письмо с хитростью», «Лес зимой»; В.Архангельский «летят пушистые снежинки».

Фольклор.

Пословицы и поговорки о декабре, скороговорки и чистоговорки, загадки о зимних явлениях в природе, народный календарь на декабрь.

 

Самостоятельная деятельность детей.

Уголок природы.

На панно поместить модели существенных признаков животных (рыбы, звери, птицы, насекомые).

Книжный уголок.

Разместить книги согласно перечню. Энциклопедию здоровья, либо книгу Г.Юдина «Главное чудо света». Разместить репродукции: И.Грабарь «Зимний пейзаж», И.Броцкая «Лес зимой в снегу».

Уголок художественно-творческой деятельности.

Поместить раскраски животных, трафареты для обводки и раскрашивания. Экологические игры: лото «Кто где живет» (с элементами моделирования), «Живое домино».

Уголок экспериментальной деятельности.

Пополнить за счет разнообразных бутылочек с пробками (для определения плавучести предметов).

ЯНВАРЬ.

Задачи.

1. Совершенствовать навыки поисковой деятельности детей: измерение глубины снега и температуры воздуха, измерение направления ветра. Развивать умение устанавливать связь между направлением ветра и между свойствами снега и состоянием погоды.

2. В наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц. Выявить особенности взаимоотношений птиц во время еды: кормятся рядом, ссорятся. Отгоняют друг друга и т.д. Обобщить наблюдения детей за жизнью птиц зимой, вызвать желание помочь им.

3. Расширять кругозор детей за счет обогащения знаний детей о природе севера России. Учить выделять приспособительные особенности растений и животных севера к среде обитания.

4. Познакомит детей с огнем как явлением неживой природы.

5. Развивать у детей познавательный интерес к человеку. Сформировать элементарные представления о сердечно - сосудистой системе.

 

Занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: