Совместная деятельность воспитателя с детьми

· Наблюдения за солнцем. Обратить внимание детей на то. Что оно поднимается с каждым днем все выше. С этой целью понаблюдать за тенью от столба на участке, обратить внимание на то. Что в полдень тень становится короче. Несколько раз в течение месяца измерить длину тени и зафиксировать в дневнике наблюдений.

· Объяснить детям понятие «ледоход», рассказать, что после ледохода начинается бурное побуждение природы. Предложить детям посмотреть, какое место участка просыхает быстрее (с глинистой почвой или с песчаной). Объяснить, что глинистая почва сильнее удерживает воду и поэтому долго не сохнет, а песчаная – пропускает воду и поэтому быстро просыхает (вспомнить проведенные ранее опыты). Обратить внимание на то, что на глинистой почве растений мало, а на песчаной почве растения появляются раньше, но потом быстро засыхают.

· Наблюдения за деревьями. Объяснить детям. Что у деревьев весной начинается сокодвижение. На участке найти дерево, у которого из трещины на коре выделяется сок, и обратить внимание на то, что возле трещины собираются насекомые – любители «сладкого». Объяснить детям, что стало тепло, и вода с растворенными веществами из почвы поднимается по стволу к почкам, они оживут и распустятся листья.

· Наблюдения за птицами.

· Опыт. Цель: закрепить представления о том, что в почве есть вода и воздух. 1. Бросить в воду кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха. 2. Нагреть на солнце ком земли, затем подержать на нем холодное стекло. На стекле образуются капельки воды. Объяснить, что вода, которая содержалась в почве, от нагревания превратилась в пар, а на холодном стекле пар снова превратился в воду – стал росой.

 

Беседы.

«Птичий календарь»; «Что возьмем с собой в парк?»; «22 апреля – Международный день Земли».

Труд в природе.

Весенняя работа на участке: окапывание деревьев. Сбор листьев, обрезка сухих веток с деревьев и кустарников.

В уголке природы: уход за питомцами и растениями уголка, продолжение пересадки комнатных растений и выращивание рассады овощных культур.

 

Экологические игры.

«Живое – неживое», «Лесные заморочки», «Дедушка Мазай и зайцы», «Не поется птицам без небес», «Ни сорока, ни ворона», «Сова», «Что растет в родном краю?»

Чтение художественной литературы.

С.Маршак «Ледоход»; В.Жуковский «Жаворонок»; Ф.Тютчев «Весенние воды»; Г.Ладанщиков «Весенняя песенка»; А.Шевченко «Весна – мастерица»; В.Бианки «Синичкин календарь», «Апрель», «Последняя льдина»; В.Снегирев «Скворец»; Н.Сладков «Апрель», «Шепчущие следы», «Трое на одном берегу», «Сердитые голоса»; М. Пришвин «Жаркий час».

Фольклор.

Поговорки и пословицы об апреле. Апрельские приметы, весенние приговорки и заклички, загадки о первых весенних явлениях природы, народный календарь на апрель.

 

Самостоятельная деятельность детей.

Уголок природы.

Поместить модели признаков весны, модели функций разных частей растения, иллюстрации лекарственных и ядовитых растений, а также растения наших лесов, занесенные в «Красную книгу».

Книжный уголок.

Поместить картины для рассматривания: И.Бродская «Апрель»; А.Грицай «Половодье»; иллюстрации весенней тематики; книги М.Пришвина, В.Бианки с иллюстрациями.

Уголок художественно-творческой деятельности.

Поместить обводки лекарственных растений и птиц, раскраски. Экологические игры «Живое – неживое», лото «Соседи по планете».

Уголок экспериментальной деятельности.

Поместить кору разных деревьев, емкость с водой и разную по составу почву. Поместить коробочки с семенами цветов и овощей и разнообразные сыпучие материалы (опилки, песок, стружка из пенопласта).

 

МАЙ.

Задачи.

1. В наблюдениях поощрять детей к самостоятельному выявлению новых признаков весны: увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, первые грозы. Предложить детям доказать, почему май называют месяцем пробуждения жизни: появление первой весенней травы, цветов тюльпанов и нарциссов, цветение дикорастущих трав и деревьев., распускание листьев, появление насекомых, прилет ласточек и кукушек, выведение и выкармливание птенцов.

2. Систематизировать знания детей о весенних изменениях в жизни растений и животных.

3. Формировать представления детей о развитии насекомых через длительное наблюдение за превращением гусеницы бабочки в куколку, а затем в бабочку.

4. Обобщать знания детей о типичных экологических системах.

5. Формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний о факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе.

 

Занятия.

«Весенние заботы птиц».

Цели. Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в жизни птиц весной, учить устанавливать связи между сроком прилета птиц и наличием корма. Познакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда, заботятся о птенцах.

«Строим экологический город».

Цели. Уточнить природоведческие знания детей о факторах окружающей среды, необходимых для жизни на Земле. Формировать умение прогнозировать последствия своих действий. Воспитывать гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.

 

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

· Наблюдения за солнцем. Уточнить, когда солнце греет сильнее: утром, днем или вечером. С этой целью вынести металлические предметы на утреннюю и вечернюю прогулки, понаблюдать, какие предметы сильнее нагреются – темные или светлые. Подвести детей к выводу, что почва темного цвета, она удерживает тепло.

· Наблюдения за грозой. Обратить внимание на изменения в природе перед грозой. Понаблюдать, что происходит раньше – гремит молния и почему. Обсудить с детьми, что общего и чем отличается грозовой ливень от других видов дождей (кратковременный, затяжной, моросящий, грибной). Вспомнить правила поведения во время грозы.

· Наблюдения за растениями. Понаблюдать за цветением березы: обратить внимание, что сережки разные по цвету, одни – зеленые, а другие – буроватые. Взять сережки в руки – на руках останется пыльца. Обсудить с детьми, для чего березе нужна пыльца. Сравнивать цветение клена и березы, что общего и чем отличаются. Повторить серию наблюдений за мать-и-мачехой и одуванчиком. Наблюдения за цветением черемухи, сравнить с цветением тополя и березы. Познакомить детей с народной приметой, что черемуха цветет в период похолодания. Обратить вниманием на появление большого количества мух, комаров и других летающих насекомых.

· Понаблюдать за гнездованием птиц.

 

Беседы.

«Да сохранится шар земной»: «Давай пройдемся медленно по лугу».

Труд на участке.

На участке: перекопка земли, оформление клумбы, рыхление почвы. Высадить рассаду, выращенную для цветника и огорода. Уход за посаженными растениями (полив, рыхление, прополка).

В уголке природы: подкормка комнатных растений минеральными удобрениями. Уход за питомцами живого уголка. Предложить детям устроить уголок леса – посадить несколько весенних растений, пересаженных из леса.

Экологические игры.

«Почему меня так назвали?», «Бывает или нет», «Кому что по вкусу?», «Комары и ребята», «Ласточки и мошки», «Ручеек», «Ни сорока, ни ворона», «Лягушки и цапля».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: