Экзамена по истории педагогики и образования

(требования к экзамену и его программа могут корректироваться)

Сдача кандидатского минимума по истории педагогики и образования предполагает ответ на два экзаменационных вопроса.

 

Первый вопрос – это один из вопросов программы кандидатского минимума по истории педагогики и образования. Вопрос определяется непосредственно на экзамене экзаменационной комиссией. Программа инвариантна для обеих специальностей (13.00.01 и 13.00.08).

При ответе на вопрос оценивается:

- умение при ответе на вопрос пользоваться текстами первоисточников;

- умение строить ответ на основе анализа прочитанной литературы (учебников, монографий, статей), по которой велась подготовка к экзамену;

- умение представлять различные точки зрения на проблему, рассуждать по проблеме, формулируя свое видение.

Данная часть экзамена предполагает наличие плана ответа и перечня литературы, по которой проводилась подготовка.

 

Второй вопрос предполагает ответ по подготовленному к экзамену реферату по истории педагогики и образования.

В экзаменационную комиссию представляется:

1. Реферат в распечатанном виде (объем 14-20 страниц).

2. Краткий проспект в виде плана раскрытия основных положений реферата и списка использованной литературы.

При ответе на вопрос оценивается:

- связь темы реферата с проблемой диссертационного исследования, умение обосновывать значимость историко-педагогического знания для своей диссертации;

- использование методологических подходов при написании реферата;

- понимание значения полученных результатов для своего диссертационного исследования;

- степень привлечения и знание историко-педагогических первоисточников;

- понимание различных точек зрения в связи с проблемой реферата;

- умение рассуждать по проблеме реферата, формулировать и обосновывать свою точку зрения по его проблеме, реализуя единство историко-педагогических и теоретико-педагогических подходов к ней.

1 экземпляр реферата сдается в комиссию.



Технология проведения семинара

«Определение проблемы реферата по истории педагогики и образования»

Цель семинара:

Оказать научно-методическую помощь аспирантам в определении проблемы реферата по истории педагогики и образовании (в контексте проблемы диссертационного исследования).

Задачи семинара:

1. Познакомить аспирантов с возможными типами рефератов по истории педагогики и образования. Типы реферата выделяется на основе различных вариантов отражения в реферате проблемы диссертационного исследования.

2. Организовать деятельность аспирантов по отработке возможных типов рефератов по истории педагогики и образования.

3. Организовать работу по определению темы собственного реферата по истории педагогики и образования.

 

Возможная технология проведения семинара:

Шаг 1.

Знакомство на основе раздаточного материала с возможными типами рефератов по истории педагогики и образования (вариант – короткое теоретическое вступление преподавателя).

 

Раздаточный материал – Таблица 1.

 

Возможные типы рефератов (или какими могут быть рефераты):

 

1. Диссертация имеет историко-педагогический характер

1-1. Реферат - часть историко-педагогического диссертационного исследования.

1-2. Развитие педагогической науки и практики в исторический период, которому посвящена диссертация.

 

2. Диссертация имеет сравнительно-педагогический характер

2-1. Реферат – история развития системы образования.

2-2. В реферате представлена характеристика истории влияния «чужого» типа культуры, «чужого» образования на отечественное образование.

 

3. Реферат посвящен проблеме диссертационного исследования (или ее аспекта) с точки зрения изученных на лекциях педагогических систем

 

4. Реферат посвящен проблеме диссертационного исследования (или ее аспекта) в историко-педагогическом контексте (история развития проблемы)

 

5. В реферате рассматривается проблема диссертационного исследования (ее аспекта) в конкретную историческую эпоху (наиболее ценную)

 

6. Диссертация посвящена «молодой» педагогической проблеме

6.1. Реферат посвящен анализ истории актуализации проблемы

6.2. В реферате представлен историко-педагогический анализ классической педагогической проблемы, с которой взаимосвязана проблема диссертации

 

7. Реферат, в котором предпринята подробная характеристика и анализ наиболее ценной с точки зрения диссертации авторской системы взглядов или исторической образовательной системы (яркий исторический пример решения проблемы исследования)

 

8. В реферате предпринят анализ проблемы диссертационного исследования с точки зрения культуры определенной исторической эпохи.

 

Шаг 2.

Отработка возможных типов рефератов.

2.1. Работа в парах.

Каждой паре аспирантов предлагается задание: определить тип каждого реферата, предложенного в раздаточном материале (Таблица 2). Раздаточный материал у всех одинаковый. В течение 10 минут аспиранты работают самостоятельно, после чего оглашаются результаты выполнения задания с обязательным объяснением оснований определения типа.

 

2.2. Работа в парах.

Каждой паре предлагается карточка (пример – карточка 1-1) и задание: на основании предложенного названия реферата определить возможную проблему диссертационного исследования и, в зависимости от проблемы, тип реферата.

 

2.3. Работа в парах.

Каждой паре предлагается карточка (пример – карточка 1-2 в Таблице 3) и задание: на основании предложенной темы диссертационного исследования сформулировать возможные варианты названия темы реферата и обозначить его тип.

 

Шаг 3.

Определение собственной темы реферата по истории педагогики и образования.

Возможны варианты.

 

Вариант 1.

Домашнее задание: сформулировать тему реферата по истории педагогики и образования и написать краткий проспект будущего реферата. В проспекте целесообразно отразить следующие позиции:

- тема реферата;

- тип реферата;

- обоснование темы и типа;

- характеристика значимости проблемы реферата для диссертационного исследования.

 

Вариант 2.

Работа в парах или малых группах. Предполагается обсуждение возможных тем рефератов участников пары (малой группы), а также представление и обсуждение результатов работы в группе. Ценность этого варианта определяется возможностью взаимной помощи аспирантов друг   другу.


 

Тип реферата ФИО Спец. Тема диссертации Тема реферата по истории педагогики и образования
1   1-1     1-2 Диссертация имеет историко-педагогический характер.   Реферат - часть историко-педагогического диссертационного исследования   Развитие педагогической науки и практики в исторический период, которому посвящена диссертация     Руденко Светлана Георгиевна     Лихолетова Ирина Викторовна       13.00.01     13.00.01     Становление Российской образовательной школы гуманистической направленности (историко-педагогический аспект)   Дидактические воззрения Е.Я.Голанта в контексте педагогической науки 50-60-х годов ХХ века     Становление Российской образовательной школы гуманистической направленности (историко-педагогический аспект)     Характеристика основных тенденций развития отечественной педагогической науки в послевоенный период (50-60-е гг.)
2   2-1   2-2 Диссертация имеет сравнительно-педагогический характер.   Реферат – история развития системы образования   В реферате – характеристика истории влияния «чужого» типа культуры, «чужого» образования на отечественное образования     Лаврентьева Ольга Геннадьевна     Лаврентьева Ольга Геннадьевна     13.00.01   13.00.01     Развитие университетов во Франции на рубеже XX-XXI веков     Развитие университетов во Франции на рубеже XX-XXI веков     История французских университетов   История влияния французской культуры на российское общество и образование
3 Проблема исследования (или ее аспект) с точки зрения изученных на лекциях педагогических систем Федорова Татьяна Борисовна   Корбелайнен Светлана Вяйновна 13.00.01   13.00.01   Педагогический процесс в начальной школе как источник методообразования.   Предупреждение когнитивной депривации подростка в образовательном процессе Проблема методов обучения и воспитания в теориях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, А.Дистервега, Л.Н. Толстого   Реализация принципа доступности при обучении в истории педагогической мысли (Э. Роттердамский, Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский)
4 Проблема исследования (или ее аспект) в историко-педагогическом контексте (история развития проблемы) Владимиров Вячеслав Леонидович 13.00.01 Формирование стимулов и мотивов учебной деятельности школьников Финляндии и России Анализ мыслей зарубежных и российских педагогов о мотивации и стимулировании обучения
5 Рассмотрение проблемы исследования (ее аспекта) в конкретную историческую эпоху (наиболее ценную) Шубина Оксана Владимировна 13.00.01 Педагогические возможности международных проектов в дополнительном образовании детей История дополнительного образования в России в 20-е, 30-е гг.

 

Тип реферата ФИО Спец. Тема диссертации Тема реферата по истории педагогики и образования
6   6-1     6-2 Диссертация посвящена «молодой» педагогической проблеме   Анализ истории актуализации проблемы   Историко-педагогический анализ классической педагогической проблемы, с которой взаимосвязана проблема диссертации     Нахметов Ильгар Нариманович Нахметов Ильгар Нариманович     13.00.01     13.00.01     Педагогические возможности организации учебных занятий с интернет-поддержкой Педагогические возможности организации учебных занятий с интернет-поддержкой     История развития дистанционного образования     Проблема педагогической диагностики и тестирования
7 Подробная характеристика и анализ наиболее ценной с точки зрения диссертации авторской системы взглядов или исторической образовательной системы (яркий исторический пример решения проблемы исследования) Линь Ю-Сю   Зверев Евгений Николаевич 13.00.01     13.00.01 Современные реформы школьного образования на Тайване   Использование метода проектов в подготовке магистров педагогического вуза Сущность взглядов Конфуция на воспитание     Роль и значение «метода проектов» в советской школе 20-х годов
Тип реферата ФИО Спец. Тема диссертации Тема реферата по истории педагогики и образования
8 Анализ проблемы диссертационного исследования с точки зрения культуры определенной исторической эпохи Порядина Вера Леонидовна 13.00.01 Липецкий опыт в российском образовании и современность Историко-культурная обусловленность творческих поисков липецких учителей

 


 

№ п/п Ф.И.О. аспиранта Спец-ть Тема диссертации Тема реферата Тип реферата
1 Катионова Анна Олеговна 13.00.01 очн. Социальные и психолого-педагогические основы организации призрения детей в России 20-30 годах XX века Место и значение воспитательной функции семьи во взаимосвязи с проблемой детского сиротства в истории педагогической мысли (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.И. Бецкой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко)  
2 Киселев Антон Игоревич 13.00.01 очн. Социальные и психолого-педагогические основания современных неформальных молодежных объединений Отношение подростка к миру людей на примере трудов Ж.Ж. Руссо, И.Ф. Гербарта, С.И. Гессена, А.С. Макаренко.  
3 Новослов Григорий Александрович 13.00.01 очн. Социально-педагогическая реабилитация слабовидящих подростков в условиях художественной творческой деятельности История социального воспитания и призрения слепых и слабовидящих детей в России.  
4 Александрова Людмила Васильевна 13.00.01 ОЗО Развитие исследовательских компетенций старшеклассников в учебном процессе История развития исследовательской деятельности  
5 Смирнова Наталья Викторовна 13.00.01 очн. Личностно-значимые проблемы подростков как содержательная основа программы дополнительного образования История внешкольного образования в России в первой половине 20 века  
6 Авво Рейна Вольдемаровна 13.00.01 очн. Обогащение опыта созидательной жизни подростков в школе-интернате Философско-педагогические воззрения ученых на категорию «личный опыт» (историко-педагогический аспект)  
7 Барышников Александр Евгеньевич 13.00.01 очн. Влияние школьного класса на развитие индивидуальности старшеклассников Проблема взаимоотношений детей в педагогических системах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко.  
8 Липатова Ирина Альбертовна 13.00.01 ОЗО Постановка и решение дидактических проблем в трудах П.Н.Груздева (50-е годы ХХ века) Актуальные проблемы дидактики в 50-е гг. ХХ века в СССР  
9 Липинская Мария Николаевна 13.00.01 очн. Культурно-историческое понимание детства как фактор становления учреждений социальной защиты Культурно историческое понимание детства в трудах педагогов-классиков (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи)  
10 Лихолетова Ирина Викторовна 13.00.01 очн. Дидактические воззрения Е.Я.Голанта в контексте педагогической науки 50-60-х годов ХХ века Характеристика основных тенденций развития отечественной педагогической науки в послевоенный период (50-60-е гг.)  
11 Козлова Татьяна Сергеевна 13.00.01 очн. Развитие идей «экспериментальной педагогики» в России 60-70 годов Развитие идей «Экспериментальной педагогики» на Западе и в России в конце 19 – начале 20 вв.  
12 Бондарева Ольга Николаевна 13.00.01 ОЗО Становление духовно-нравственных качеств Российских горных инженеров» (конец XVIII – начало XX века) Нравственное воспитание в истории зарубежной и отечественной педагогики  
13 Юкова Эльвира Валерьевна 13.00.08 очн. Формирование гуманитарной культуры преподавателя технического колледжа Развитие профессионального образования в России в 1 четверти 18 века.  
14 Даниленко Анна Валерьевна 13.00.01 ОЗО Особенное и общее в подходах к воспитанию в педагогических системах К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского Сравнительный анализ проблемы воспитания в педагогических системах К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского  
15 Плотникова Лариса Николаевна 13.00.01 очн. Государственная образовательная политика Министерства Народного Просвещения в России первой половины 19 века Анализ Университетских уставов в политике Министерства просвещения России в первой половине 19 века  
16 Бренькова Ольга Сергеевна 13.00.01 очн. Воспитание положительного отношения к учению у учащихся в современной школе Воспитание положительного отношения к учению в педагогических системах И.Ф. Гербарта и К.Д. Ушинского  

 






Карточка 1-1

Тема реферата:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: