(требования к экзамену и его программа могут корректироваться)
Сдача кандидатского минимума по истории педагогики и образования предполагает ответ на два экзаменационных вопроса.
Первый вопрос – это один из вопросов программы кандидатского минимума по истории педагогики и образования. Вопрос определяется непосредственно на экзамене экзаменационной комиссией. Программа инвариантна для обеих специальностей (13.00.01 и 13.00.08).
При ответе на вопрос оценивается:
- умение при ответе на вопрос пользоваться текстами первоисточников;
- умение строить ответ на основе анализа прочитанной литературы (учебников, монографий, статей), по которой велась подготовка к экзамену;
- умение представлять различные точки зрения на проблему, рассуждать по проблеме, формулируя свое видение.
Данная часть экзамена предполагает наличие плана ответа и перечня литературы, по которой проводилась подготовка.
Второй вопрос предполагает ответ по подготовленному к экзамену реферату по истории педагогики и образования.
|
|
В экзаменационную комиссию представляется:
1. Реферат в распечатанном виде (объем 14-20 страниц).
2. Краткий проспект в виде плана раскрытия основных положений реферата и списка использованной литературы.
При ответе на вопрос оценивается:
- связь темы реферата с проблемой диссертационного исследования, умение обосновывать значимость историко-педагогического знания для своей диссертации;
- использование методологических подходов при написании реферата;
- понимание значения полученных результатов для своего диссертационного исследования;
- степень привлечения и знание историко-педагогических первоисточников;
- понимание различных точек зрения в связи с проблемой реферата;
- умение рассуждать по проблеме реферата, формулировать и обосновывать свою точку зрения по его проблеме, реализуя единство историко-педагогических и теоретико-педагогических подходов к ней.
1 экземпляр реферата сдается в комиссию.
Технология проведения семинара
«Определение проблемы реферата по истории педагогики и образования»
Цель семинара:
Оказать научно-методическую помощь аспирантам в определении проблемы реферата по истории педагогики и образовании (в контексте проблемы диссертационного исследования).
Задачи семинара:
1. Познакомить аспирантов с возможными типами рефератов по истории педагогики и образования. Типы реферата выделяется на основе различных вариантов отражения в реферате проблемы диссертационного исследования.
2. Организовать деятельность аспирантов по отработке возможных типов рефератов по истории педагогики и образования.
|
|
3. Организовать работу по определению темы собственного реферата по истории педагогики и образования.
Возможная технология проведения семинара:
Шаг 1.
Знакомство на основе раздаточного материала с возможными типами рефератов по истории педагогики и образования (вариант – короткое теоретическое вступление преподавателя).
Раздаточный материал – Таблица 1.
Возможные типы рефератов (или какими могут быть рефераты):
1. Диссертация имеет историко-педагогический характер
1-1. Реферат - часть историко-педагогического диссертационного исследования.
1-2. Развитие педагогической науки и практики в исторический период, которому посвящена диссертация.
2. Диссертация имеет сравнительно-педагогический характер
2-1. Реферат – история развития системы образования.
2-2. В реферате представлена характеристика истории влияния «чужого» типа культуры, «чужого» образования на отечественное образование.
3. Реферат посвящен проблеме диссертационного исследования (или ее аспекта) с точки зрения изученных на лекциях педагогических систем
4. Реферат посвящен проблеме диссертационного исследования (или ее аспекта) в историко-педагогическом контексте (история развития проблемы)
5. В реферате рассматривается проблема диссертационного исследования (ее аспекта) в конкретную историческую эпоху (наиболее ценную)
6. Диссертация посвящена «молодой» педагогической проблеме
6.1. Реферат посвящен анализ истории актуализации проблемы
6.2. В реферате представлен историко-педагогический анализ классической педагогической проблемы, с которой взаимосвязана проблема диссертации
7. Реферат, в котором предпринята подробная характеристика и анализ наиболее ценной с точки зрения диссертации авторской системы взглядов или исторической образовательной системы (яркий исторический пример решения проблемы исследования)
8. В реферате предпринят анализ проблемы диссертационного исследования с точки зрения культуры определенной исторической эпохи.
Шаг 2.
Отработка возможных типов рефератов.
2.1. Работа в парах.
Каждой паре аспирантов предлагается задание: определить тип каждого реферата, предложенного в раздаточном материале (Таблица 2). Раздаточный материал у всех одинаковый. В течение 10 минут аспиранты работают самостоятельно, после чего оглашаются результаты выполнения задания с обязательным объяснением оснований определения типа.
2.2. Работа в парах.
Каждой паре предлагается карточка (пример – карточка 1-1) и задание: на основании предложенного названия реферата определить возможную проблему диссертационного исследования и, в зависимости от проблемы, тип реферата.
2.3. Работа в парах.
Каждой паре предлагается карточка (пример – карточка 1-2 в Таблице 3) и задание: на основании предложенной темы диссертационного исследования сформулировать возможные варианты названия темы реферата и обозначить его тип.
Шаг 3.
Определение собственной темы реферата по истории педагогики и образования.
Возможны варианты.
Вариант 1.
Домашнее задание: сформулировать тему реферата по истории педагогики и образования и написать краткий проспект будущего реферата. В проспекте целесообразно отразить следующие позиции:
- тема реферата;
- тип реферата;
- обоснование темы и типа;
- характеристика значимости проблемы реферата для диссертационного исследования.
Вариант 2.
Работа в парах или малых группах. Предполагается обсуждение возможных тем рефератов участников пары (малой группы), а также представление и обсуждение результатов работы в группе. Ценность этого варианта определяется возможностью взаимной помощи аспирантов друг другу.
|
|
№ | Тип реферата | ФИО | Спец. | Тема диссертации | Тема реферата по истории педагогики и образования |
1 1-1 1-2 | Диссертация имеет историко-педагогический характер. Реферат - часть историко-педагогического диссертационного исследования Развитие педагогической науки и практики в исторический период, которому посвящена диссертация | Руденко Светлана Георгиевна Лихолетова Ирина Викторовна | 13.00.01 13.00.01 | Становление Российской образовательной школы гуманистической направленности (историко-педагогический аспект) Дидактические воззрения Е.Я.Голанта в контексте педагогической науки 50-60-х годов ХХ века | Становление Российской образовательной школы гуманистической направленности (историко-педагогический аспект) Характеристика основных тенденций развития отечественной педагогической науки в послевоенный период (50-60-е гг.) |
2 2-1 2-2 | Диссертация имеет сравнительно-педагогический характер. Реферат – история развития системы образования В реферате – характеристика истории влияния «чужого» типа культуры, «чужого» образования на отечественное образования | Лаврентьева Ольга Геннадьевна Лаврентьева Ольга Геннадьевна | 13.00.01 13.00.01 | Развитие университетов во Франции на рубеже XX-XXI веков Развитие университетов во Франции на рубеже XX-XXI веков | История французских университетов История влияния французской культуры на российское общество и образование |
3 | Проблема исследования (или ее аспект) с точки зрения изученных на лекциях педагогических систем | Федорова Татьяна Борисовна Корбелайнен Светлана Вяйновна | 13.00.01 13.00.01 | Педагогический процесс в начальной школе как источник методообразования. Предупреждение когнитивной депривации подростка в образовательном процессе | Проблема методов обучения и воспитания в теориях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, А.Дистервега, Л.Н. Толстого Реализация принципа доступности при обучении в истории педагогической мысли (Э. Роттердамский, Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский) |
4 | Проблема исследования (или ее аспект) в историко-педагогическом контексте (история развития проблемы) | Владимиров Вячеслав Леонидович | 13.00.01 | Формирование стимулов и мотивов учебной деятельности школьников Финляндии и России | Анализ мыслей зарубежных и российских педагогов о мотивации и стимулировании обучения |
5 | Рассмотрение проблемы исследования (ее аспекта) в конкретную историческую эпоху (наиболее ценную) | Шубина Оксана Владимировна | 13.00.01 | Педагогические возможности международных проектов в дополнительном образовании детей | История дополнительного образования в России в 20-е, 30-е гг. |
|
|
№ | Тип реферата | ФИО | Спец. | Тема диссертации | Тема реферата по истории педагогики и образования |
6 6-1 6-2 | Диссертация посвящена «молодой» педагогической проблеме Анализ истории актуализации проблемы Историко-педагогический анализ классической педагогической проблемы, с которой взаимосвязана проблема диссертации | Нахметов Ильгар Нариманович Нахметов Ильгар Нариманович | 13.00.01 13.00.01 | Педагогические возможности организации учебных занятий с интернет-поддержкой Педагогические возможности организации учебных занятий с интернет-поддержкой | История развития дистанционного образования Проблема педагогической диагностики и тестирования |
7 | Подробная характеристика и анализ наиболее ценной с точки зрения диссертации авторской системы взглядов или исторической образовательной системы (яркий исторический пример решения проблемы исследования) | Линь Ю-Сю Зверев Евгений Николаевич | 13.00.01 13.00.01 | Современные реформы школьного образования на Тайване Использование метода проектов в подготовке магистров педагогического вуза | Сущность взглядов Конфуция на воспитание Роль и значение «метода проектов» в советской школе 20-х годов |
№ | Тип реферата | ФИО | Спец. | Тема диссертации | Тема реферата по истории педагогики и образования |
8 | Анализ проблемы диссертационного исследования с точки зрения культуры определенной исторической эпохи | Порядина Вера Леонидовна | 13.00.01 | Липецкий опыт в российском образовании и современность | Историко-культурная обусловленность творческих поисков липецких учителей |
№ п/п | Ф.И.О. аспиранта | Спец-ть | Тема диссертации | Тема реферата | Тип реферата |
1 | Катионова Анна Олеговна | 13.00.01 очн. | Социальные и психолого-педагогические основы организации призрения детей в России 20-30 годах XX века | Место и значение воспитательной функции семьи во взаимосвязи с проблемой детского сиротства в истории педагогической мысли (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.И. Бецкой, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко) | |
2 | Киселев Антон Игоревич | 13.00.01 очн. | Социальные и психолого-педагогические основания современных неформальных молодежных объединений | Отношение подростка к миру людей на примере трудов Ж.Ж. Руссо, И.Ф. Гербарта, С.И. Гессена, А.С. Макаренко. | |
3 | Новослов Григорий Александрович | 13.00.01 очн. | Социально-педагогическая реабилитация слабовидящих подростков в условиях художественной творческой деятельности | История социального воспитания и призрения слепых и слабовидящих детей в России. | |
4 | Александрова Людмила Васильевна | 13.00.01 ОЗО | Развитие исследовательских компетенций старшеклассников в учебном процессе | История развития исследовательской деятельности | |
5 | Смирнова Наталья Викторовна | 13.00.01 очн. | Личностно-значимые проблемы подростков как содержательная основа программы дополнительного образования | История внешкольного образования в России в первой половине 20 века | |
6 | Авво Рейна Вольдемаровна | 13.00.01 очн. | Обогащение опыта созидательной жизни подростков в школе-интернате | Философско-педагогические воззрения ученых на категорию «личный опыт» (историко-педагогический аспект) | |
7 | Барышников Александр Евгеньевич | 13.00.01 очн. | Влияние школьного класса на развитие индивидуальности старшеклассников | Проблема взаимоотношений детей в педагогических системах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко. | |
8 | Липатова Ирина Альбертовна | 13.00.01 ОЗО | Постановка и решение дидактических проблем в трудах П.Н.Груздева (50-е годы ХХ века) | Актуальные проблемы дидактики в 50-е гг. ХХ века в СССР | |
9 | Липинская Мария Николаевна | 13.00.01 очн. | Культурно-историческое понимание детства как фактор становления учреждений социальной защиты | Культурно историческое понимание детства в трудах педагогов-классиков (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи) | |
10 | Лихолетова Ирина Викторовна | 13.00.01 очн. | Дидактические воззрения Е.Я.Голанта в контексте педагогической науки 50-60-х годов ХХ века | Характеристика основных тенденций развития отечественной педагогической науки в послевоенный период (50-60-е гг.) | |
11 | Козлова Татьяна Сергеевна | 13.00.01 очн. | Развитие идей «экспериментальной педагогики» в России 60-70 годов | Развитие идей «Экспериментальной педагогики» на Западе и в России в конце 19 – начале 20 вв. | |
12 | Бондарева Ольга Николаевна | 13.00.01 ОЗО | Становление духовно-нравственных качеств Российских горных инженеров» (конец XVIII – начало XX века) | Нравственное воспитание в истории зарубежной и отечественной педагогики | |
13 | Юкова Эльвира Валерьевна | 13.00.08 очн. | Формирование гуманитарной культуры преподавателя технического колледжа | Развитие профессионального образования в России в 1 четверти 18 века. | |
14 | Даниленко Анна Валерьевна | 13.00.01 ОЗО | Особенное и общее в подходах к воспитанию в педагогических системах К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского | Сравнительный анализ проблемы воспитания в педагогических системах К.Д. Ушинского и В.А. Сухомлинского | |
15 | Плотникова Лариса Николаевна | 13.00.01 очн. | Государственная образовательная политика Министерства Народного Просвещения в России первой половины 19 века | Анализ Университетских уставов в политике Министерства просвещения России в первой половине 19 века | |
16 | Бренькова Ольга Сергеевна | 13.00.01 очн. | Воспитание положительного отношения к учению у учащихся в современной школе | Воспитание положительного отношения к учению в педагогических системах И.Ф. Гербарта и К.Д. Ушинского |
Карточка 1-1
Тема реферата: