История дополнительного образования в России в 20-е, 30-е гг

 

Возможный вариант темы диссертации Тип реферата
1.    
2.    
3.      

 



Карточка 1-2

Реальная тема диссертации:

Педагогические возможности международных проектов в дополнительном образовании детей

(Шубина Оксана Владимировна)

Тип реферата Вариант темы реферата
1.      
2.      
3.    

 



Краткие проспекты рефератов по истории педагогики и образования

Козлова Татьяна Сергеевна

Тема диссертации:

«Развитие идей «экспериментальной педагогики» в России 60-70 годов»

Тема реферата:

«Экспериментальной педагогики» на Западе и в России в конце 19 – начале 20 вв.»

 

Тип реферата: 1-1

(реферат – часть диссертации историко-педагогического характера)

 

Прежде всего, в реферате обосновывается актуальность поиска нового типа образования в конце 19-начале 20 веков – как в мире, так и в России. Роль такого типа в рассматриваемый в реферате период сыграло, в частности, направление экспериментальной педагогики.

Обозначается одна из важнейших задач, которую выдвигали сторонники «экспериментальной педагогики» - развитие активности и самостоятельности детей, необходимость опоры на их личный опыт, уважения к индивидуальности. С позиции этих задач дается краткая характеристика идей педагогов-классиков. В частности, рассматриваются педагогические системы В. да Фельтре, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци.

Следующая часть реферата посвящена собственно анализу особенностей развития идей «экспериментальной педагогики», в частности, в России конца 19 – начала 20 веков:

1. Раскрываются психологические основы идей «экспериментальной педагогики»: раскрывается их сущность, направления изучения ребенка, дается характеристика «главного достижения» «экспериментальной педагогики» - разрушения представления о ребенке как о маленьком взрослом и экспериментальному обоснованию призыва Руссо: уважать ход естественного развития ребенка.

2. Рассматривается характеристика течения «новые школы», в основе которого лежали идеи «экспериментальной педагогики». Для характеристики развития идей «новой школы» предлагается следующая «цепочка»: “экспериментальная педагогика” ⇒ “новые школы” в западной Европе ⇒ “новые школы” в России ⇒ методы и приемы работы в “новых школах”.

3. Предлагается перечень имен ученых, внесших значительный вклад в развитие идей «экспериментальной педагогики», это: Д.Аксентьевский, М.Бескин, П.П.Блонский, М.В.Богуславский, О.Декроли, Дж.Дьюи, А.У.Зеленко, Э.Клапаред, Я.Корчак, М.Крупенина, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, М.Монтессори, С.Т.Шацкий, М.М.Пистрак, Г.Поляк, В.Н.Сорока-Росинский, А.Феррьер и многие другие.

4. Охарактеризованы направления противопоставления «старой» и «новой» школы (по работам П.П. Блонского, А. Феррьера и С.Т. Шацкого).

5. На основе анализа исторических документов обосновывается культуросообразность идей «экспериментальной педагогики» в условиях отечественной педагогики и образования постреволюционного периода (20-е гг. ХХ века)

6. Дается характеристика других направлений поисков в образовании рубежа веков (как за рубежом, так и в России): подробно рассматриваются идеи и деятельность К.Н. Вентцеля.

Последняя часть реферата посвящена анализу и характеристике двух основных методов работы, которые выделились в ходе развития экспериментальной педагогики, а вместе с ней и в «новой школе». Это метод проектов и мастерские. Выбор рассматриваемых методов обусловлен повышенным вниманием к ним в условиях современного отечественного образования.

В выводах к реферату определяется значимость идей «экспериментальной педагогики» для развития современного образования.

 

Литература:

1. Блонский П.П. “Избранные педагогические произведения” – М., изд – во “Академии педагогических наук РСФСР”, 1961 г.

2. Васконселлос А.Фариа, де “Новая школа в Бельгии”// С предисловием А.Феррьера – М., изд – во “Библиотека свободного воспитания и образования и трудовой школы”, под редакцией И.И Горбунова – Посадова, 1919 г.

3. Дж.Дьюи “Введение в философию воспитания” – М., 1921 г.

4. Э.Клапаред “Психология ребенка и экспериментальная педагогика” – СПб., изд – во О.Богдановой, 1921 г.

5. Э.Мейман “Очерк экспериментальной педагогики” – М., изд – во “Мир”,1922 г.

6. А.А.Окунев “Развитие и реализация философско – педагогических идей французской группы “Новое образование” (GFEN) в опыте современной школы России”, автореферат – СПб., 2001 г.

7. Педагогическая Энциклопедия, Т 2// статья “Экспериментальная педагогика”, автор А.А.Никольская// научное издательство “Большая Российская Энциклопедия”, 1993 г.

8. Уошборн К. “Новые школы Западной Европы” (“New school in the old world”) – М., изд – во “Посредник”, 1928 г.

9. Феррьер А. “Новая школа” – СПб., изд – во О.Богдановой, 1911 г.



Колчина Анастасия Андреевна

(научный руководитель: д.п.н., проф. Богданова Р.У.)

Тема диссертации:

«Студенческое сообщество как основа воспитательной деятельности в педагогическом вузе в современных условиях»

Тема реферата:

Проблемы университетского образования в России в XIX веке

Тип реферата: 5

(рассмотрение проблемы исследования (ее аспекта) в конкретную историческую эпоху)

 

В начале реферата дается характеристика источниковой базы реферата, в которую вошли: исследования В. Г. Кинелева К.Т Галкина, В. И. Жукова, А.Е Иванова, Г.Г Кричевского, А. Н Якушева и анализ законодательных документов (Уставы 1804 г., 1835 г.,  1863 г., 1884 г., «Положения» 1819 г., 1837 г., 1844 г., 1864 г.)

Реферат посвящен рассмотрению проблем высшего образования в России (на примере университетского) в 19 веке.

В первой части с позиции культурологического подхода анализируется проблема статуса образования в России XIX столетия, обосновываются главные направления изменений.

Далее охарактеризованы основные проблемы высшей ступени образования (университетского) в рассматриваемый период. В качестве одной из важнейших причин обозначенных проблем выделяется фактор государственной политики России 19 века в области университетского образования.

Следующая объемная часть реферата посвящена тщательному анализу основных направлений государственной политики России 19 века в области университетского образования. В реферате дается общая картина 19 века в свете рассматриваемой проблемы, а также характеристика особенностей государственной политики в сменяющиеся периоды реформ и контрреформ. В тексте проанализированы периоды:

1. Первая половина 19 столетия: период правления Александра I, реакционные контрреформы в период правления Николая I.

2. Вторая половина 19 столетия: третья четверть 19 века – прогрессивные реформы, последняя четверть 19 века – реакционные контрреформы.

В последней части обзора государственной политики предлагаются выводы об общих особенностях и тенденциях в университетском образовании России 19 века, дается оценка тенденций.

Заключительная объемная часть реферата посвящена одной из частных проблем высшего образования в России 19 века, а именно анализу испытаний на ученую степень (на примере испытаний на ученую степень магистра). На основе ряда исторических документов, с одной стороны, а также с позиции выявленных особенностей государственной политики в области университетского образования, с другой, дается подробная характеристика состоянию решения проблемы испытаний на ученую степень в рамках различных временных периодов истории образования в России 19 века. Результат анализа – обозначение ведущих тенденций в подготовке магистров к концу 19 века, а именно:

· организационно упорядочивался процесс научно-педагогической аттестации магистрантов;

·  написание и защита диссертации постепенно становились кульминацией процесса научно-педагогической аттестации;

·  происходила дифференциация специальностей, по которым присваивалась степень магистра;

Делается вывод о том, что названные процессы способствовали увеличению числа соискателей, удостоенных ученой степени магистр, а соответственно и научно-преподавательского состава.

Литература:

1. Высшее образование в России: очерк истории до 1917 года под редакцией В. Г. Кинелева- М.: НИИВО, 1995- 352 с.

2. Галкин К.Т. Высшее образование и подготовка научных кадров в СССР- М.: Советская наука, 1958 г.- 176 с.

3. Жуков В. И. Высшая школа России. Исторические и современные сюжеты- М.: Союз,2000-621 с

4. Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX- начале XX века. М.: Ин-т истории СССР, 1991 г.- 392 с.

5. Иванов. А.ЕУчёные степени в Российской империи. XVIII в. -1917 г.Р. А. К. Инс.рос. ист. - М., 1994г.-1999 г.

6. История присуждения ученых степеней в России 1802-1918: Извлечения из постановлений по Министерству народного просвещения. / Сост.: В. А. Шаповалов, А. Н. Якушев.- СПб.: СПб ГУ, СГПУ,1995.- т.1 (1802-1844) – 178 с.

7. Кричевский Г.Г. Учёные степени в университетах дореволюционной России / Учёные степени в России: XVIII в. -1918 г.: Сб. научных статей.Вып. 1 в 2-х частях / Под науч. ред. А.Е.Иванова, В. А. Шаповалова, А.Н.Якушева. - М.- Ставрополь: Институт российской истории РАН, СГУ, 1996- часть первая- с.6-39.

8. Лаута О.Н. Развитие законодательства о присуждении ученых степеней в России (1819- 1836) / Система научной подготовки и аттестации в университетах России и Западной Европе: исторический опыт (XIV - XX вв.) / Составление, предисловие и общая редакция А.Н.Якушева.- Вып. 3. - М.: Ассоциация центров и клубов ЮНЕСКО России, 1998- с.134- 138.

9. Лаута О. Н. Содержание «Положения об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени» (1864) / Система научной подготовки и аттестации в университетах России и Западной Европе: исторический опыт (XIV - XX вв.) / Составление, предисловие и общая редакция А.Н.Якушева.-. Вып. 3. - М.: Ассоциация центров и клубов ЮНЕСКО России, 1998- с. 174- 180.

10. Мирошниченко Л. В., Говорова Н. В. О содержании изменений Положения о производстве в ученые степени (1851-1861) / Система научной подготовки и аттестации в университетах России и Западной Европе: исторический опыт (XIV - XX вв.) / Составление, предисловие и общая редакция А.Н.Якушева.-. Вып. 3. - М.: Ассоциация центров и клубов ЮНЕСКО России, 1998- с. 167- 170.

11. Якушев А.Н., Воропаев И.Г. Второй этап развития законодательства о научной аттестации в университетах России (1820- 1837) / Система научной подготовки и аттестации в университетах России и Западной Европе: исторический опыт (XIV - XX вв.) / Составление, предисловие и общая редакция А.Н.Якушева.- Вып. 3. - М.: Ассоциация центров и

клубов ЮНЕСКО России, 1998- с. 138- 148.

12.  Якушев А. Н., Воропаев И. Г., Иващенко Ю. В. Содержание проекта Положения об испытаниях на ученые степени (1837) / Система научной подготовки и аттестации в университетах России и Западной Европе: исторический опыт (XIV - XX вв.) / Составление, предисловие и общая редакция А.Н.Якушева.-. Вып. 3. - М.: Ассоциация центров и клубов ЮНЕСКО России, 1998- с. 154- 160.

13. Якушев А.Н., Эйдельнант Ю.Г. О содержании первого «Положения о производстве в ученые степени» (1819) / Учёные степени в России: XVIII в. -1918 г.: Сб. научных статей.Вып. 1. в 2-х частях / Под науч. ред. А.Е.Иванова, В. А. Шаповалова, А.Н.Якушева. - М.- Ставрополь: Институт российской истории РАН, СГУ, 1996- часть вторая – с. 148-163.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: