(научный руководитель: д.п.н., проф. Н.В. Седова)
Тема диссертации:
«Развитие образовательной мотивации учащихся технического колледжа»
Тема реферата:
«Интерес как педагогическая проблема в историческом контексте»
Тип реферата: 4
(проблема диссертационного исследования (или ее аспект) рассматривается в историко-педагогическом контексте (история развития проблемы))
В реферате раскрыты основные положения одного из ведущих аспектов диссертации в историко-педагогическом контексте анализу феномена интереса как педагогической проблемы.
Отмечается, что, несмотря на существование проблемы интереса на протяжении всего исторического развития педагогической мысли и образования, актуальность этой проблемы была не всегда одинаковой. Именно как педагогическая проблема интерес появляется в педагогических учениях, начиная с эпохи Возрождения. Особенно значимы в этом отношении педагогический системы Я.А. Коменского, Ж.Ж Руссо, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинского, Дж.Дьюи.
Далее подробно рассматриваются положения перечисленных педагогических учений в контексте проблемы интереса. В реферате раскрыто оригинальное отношение каждого автора к проблеме интереса, объяснены причины такого отношения, обусловленность этих причин особенностями культурно-исторического контекста, а также мировоззрением каждого автора. Все части реферата, посвященные конкретным педагогическим учениями, предваряются яркими цитатами-эпиграфами из первоисточников, характеризующими сущность взглядов великих педагогов прошлого на проблему. Приведем примеры цитат.
|
|
Я.А. Коменский: («Великая дидактика»): «…учитель, прежде чем начать образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению…».
Ж.Ж. Руссо («Эмиль, или о Воспитании»): «Прежде всего, вы должны хорошо помнить, что лишь в редких случаях вашею задачей будет указывать, что он должен изучать: это его дело – желать, искать, находить… Ваше дело – сделать учение доступным для него, искусно зародить в нем желание и дать ему средства удовлетворить его».
И.Ф. Гербарт: «То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается».
К.Д. Ушинский («Труд в его психическом и воспитательном значении»): «…нельзя ожидать, чтобы ученик сам увлекался предметом, но должно иметь методу, которая помогает учителю держать внимание всех своих слушателей постоянно в возбужденном состоянии».
Дж. Дьюи («Школа и общество»): «...мы должны стать на место ребенка и исходить из него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения».
|
|
В заключении представлены важные выводы из анализа педагогических систем с точки зрения проблемы интереса. А именно:
- великие педагоги прошлого показали, что интерес в обучении нельзя сводить к подмене сложной учебной деятельности развлекательными приемами, лишь облегчающими деятельность учащихся. Использование интереса необходимо для обогащения подлинно сложного труда в школьные годы – учения;
- в психологической природе интереса прогрессивные педагоги прошлого выделяли не только интеллектуальную и эмоциональную его основы, но и регулятивные механизмы (внимание, воля), помогающие преодолевать трудности, препятствия на пути учения; интерес, по их мнению, стимулирует преодоление трудностей; успешное преодоление трудностей возбуждает крепнущие силы; интерес как важный стимул успешного обучения – сильное средство возбуждения детской активности, развития мышления и творческих сил ребенка;
- удовлетворение деятельностью служит стимулом дальнейшего поступательного движения;
- в обучении необходимо сочетать интерес и усилия. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ученика и является, таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.
Литература:
1. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXв, под ред. А. И. Пискунова, М. 2001
2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России, З. И. Васильева, Н. В. Седова, С-Пб, 2001
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России, Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И., 2002
4. История педагогики, Н. А. Медынский, М. Ф. Шабаева, М, Просвещение, 1982
5. История зарубежной педагогики и философия образования, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко, Ростов, 2000
6. И. Г. Песталоцци Педагогические сочинения, в 2-х томах, М, 1982
7. Ж-Ж Руссо Педагогические сочинения, в 2-х томах, М, 1981
8. К. Д. Ушинский Педагогические сочинения, В 2- томах, М, 1953-1954
9. Д. Дьюи «Школа и общество», М, 1925
Синицына Анна Игоревна
(научный руководитель: д.п.н., проф. К.Д. Радина)
Тема диссертации:
«Становление культуры отношений старших подростков в учебно-познавательной деятельности»
Тема реферата:
«Проблема культуры в историко-педагогическом аспекте»
Тип реферата: 4
(проблема диссертационного исследования (или ее аспект) рассматривается в историко-педагогическом контексте (история развития проблемы))
Особый интерес к реферату обусловлен тем, что его основу составляет культурологический подход к анализу историко-педагогических явлений.
В начале реферата отмечается усиление роли культурологического подхода, обусловленное современной образовательной ситуацией. Раскрываются характеристики культурологического подхода, проявляющие себя в процессе анализа педагогических учений прошлого и философского осмысления историко-педагогического процесса. Отмечается, что для этой цели необходимо:
- во-первых, рассмотреть реализацию культурологического подхода как философского основания в развертывании конкретной педагогической ситуации;
- во-вторых, рассмотреть понимание данным мыслителем самого понятия культуры;
- в-третьих, представить реализованные в данной системе взаимосвязи понятия культуры и воспитания и образования;
в-четвертых, оценить тот вклад, который вносит данная педагогическая система, данный педагог в культуру и в науку (рассматриваемую как часть культуры);
в-пятых, важным представляется понимание нравственности в педагогическом аспекте, вопрос приобщения к культуре как средства нравственного воспитания.
Среди задач воспитания и образования на первое место сегодня выдвигается необходимость приобщения человека к культуре. В реферате рассматриваются взгляды Я.А.Коменского, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого на проблему необходимости приобщения человека к культуре. В процессе рассмотрения учитывается культурологическая ситуация возникновения каждой педагогической системы.
|
|
В центре внимания автора реферата оказались следующие положения педагогических учений перечисленных авторов.
Я.А. Коменский:
- возможность обновленной трактовки значения понятия культуры, обусловленная открытием философского сочинения – «Всеобщий Совет об исправлении дел человеческих»;
- обоснование высокого социального назначения воспитания, идеи о преобразующей роли воспитания не только для человека, но и для общества в целом;
- рассмотрение сущности воспитания как процесса приобщения человека к культуре, т.е. ко всем достижениям общечеловеческой культуры, а также к культуре настоящего;
- определение задач воспитания через идею «пансофии» (всеобщая мудрость), «отражение в сознании человека всего сущего», процесс включения человека через его сознание в пространство культуры во всем ее богатстве;
- взаимосвязь культурологического и антропологического подхода при рассмотрении ребенка как субъекта воспитания: ребенок не является изначально субъектом культуры, его таковым нужно воспитать с учетом принципа природосообразности (характеризуется в «Великой дидактике»);
- идея универсальности образования, предполагающая понимание освоения содержание образования как приобщение подрастающего поколения ко всему богатству культуры;
- понимание роли учителя как носителя культуры вообще и высокой культуры отношений, в частности; в следствие этого, общество должно уважать учителя;
- выход на понятие нравственная культура, понимаемой как приобщение человека к нравственным принципам;
- обоснование роли школы (маленького островка гуманизма), как силы, способной дать человеку необходимый опыт культуры отношений через который происходит познание всех вещей и самого себя, воспитает культуру отношений к миру, к людям и к самому себе;
|
|
- заявление идеи о культуре отношений между нациями (конкретизация этой мысли принадлежит другим педагогам).
Адольф Дистервег
- впервые формулируется принцип культуросообразности;
- тезис об обусловленности целей воспитания уровнем развития культуры;
- влияние принципа культуросообразности на все компоненты процесса обучения;
- характеристика трех ступеней детского развития и характеристика этих ступеней, в частности, через характер соотношения природо- и культуросообразных начал в воспитании;
- закрепление за культурой функции облагораживания человека;
- анализ понятия «культуры», вычленение в понятии «культура» ряда важных аспектов: взаимосвязь культуры с понятием общества, нации и человека (культура - степень овладения силами природы, развития общественного производства и формы общественной жизни); говоря об общественной культуре, А. Дистервег прежде всего имеет в виду культуру нации, подчеркивая при этом, что общая культура не может быть найдена в одной нации;
- рассмотрение применительно к человеку двух форм культуры: внешней и внутренней; раскрытие содержания внутренней культуры (познавательная, чувственная, моральная); привитие внешней культуры открывает дорогу внутренней;
- обоснование взаимосвязи между принципами культуросообразности и самодеятельности.
К.Д. Ушинский:
- обоснование антропологического подхода и рассмотрение его в связи с проблемой приобщения человека ко всему богатству культуры;
- оригинальное определение понятия «культура», его социальное обоснование: взаимосвязь принципа культуросообразности и проблемы народности воспитания;
- обоснование обусловленности целей воспитания культурно-историческими традициями народа, особенностями его национального характера;
- обоснование понятия «национальная система воспитания»;
- характеристика воспитания патриотического чувства как одного из важнейших целей нравственного воспитания при условии ориентации воспитания на общечеловеческие ценности;
- рассмотрение национальных языков как выразителей конкретной культуры, а следовательно обоснование значимости их изучения;
- рассмотрение нравственных аспектов народной культуры.
Л.Н. Толстой:
- обоснование гуманистических оснований педагогики;
- противоречие между обоснованием необходимости всех детей ко всему богатству культуры, с одной стороны, и тезисами «отрицания культуры» и необходимости активности детей, их самостоятельного творчества;
- культурологическая целесообразность методического наследия Л.Н. Толстого;
В заключении к реферату еще раз отмечается значимость культурологического подхода как философского основания рассмотренных педагогических теорий. Отмечается, что в каждой из теорий реализована взаимосвязь понятия культуры и процесса воспитания и образования, приобщение к культуре рассматривается как средство нравственного воспитания. Кроме того, подчеркивается, что все представленные выше педагогические теории занимают видное место в истории развития науки и, одновременно являются носителями культуры своего времени, способствуют ее развитию вплоть до нашего времени.
Литература:
1. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Избр. пед. соч. – М., 1956.
2. История образования в России.- Часть 4. / Под общей ред. Т.К.Ахаян. – СПб, 2001.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2002.
4. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001.
5. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. - М., 1982.- Т.1.
6. Коменский Я.А. Всеобщий Совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч. - М., 1982.- Т.2.
7. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Педагогические сочинения. -М., 1989.
8. Толстой Л.Н. О воспитании // Педагогические сочинения. -М., 1989.
9. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Педагогические сочинения. -М., 1989.
10. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т.- М., 1988.- Т.1.
11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч.: В 6 т.- М., 1989.- Т.5.
12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1971.