Примчук Надежда Викторовна

(научный руководитель: д.п.н., проф. Н.В. Седова)

Тема диссертации:

«Развитие образовательной мотивации учащихся технического колледжа»

Тема реферата:

«Интерес как педагогическая проблема в историческом контексте»

Тип реферата: 4

(проблема диссертационного исследования (или ее аспект) рассматривается в историко-педагогическом контексте (история развития проблемы))

В реферате раскрыты основные положения одного из ведущих аспектов диссертации в историко-педагогическом контексте анализу феномена интереса как педагогической проблемы.

Отмечается, что, несмотря на существование проблемы интереса на протяжении всего исторического развития педагогической мысли и образования, актуальность этой проблемы была не всегда одинаковой. Именно как педагогическая проблема интерес появляется в педагогических учениях, начиная с эпохи Возрождения. Особенно значимы в этом отношении педагогический системы Я.А. Коменского, Ж.Ж Руссо, И.Ф. Гербарт, К.Д. Ушинского, Дж.Дьюи.

Далее подробно рассматриваются положения перечисленных педагогических учений в контексте проблемы интереса. В реферате раскрыто оригинальное отношение каждого автора к проблеме интереса, объяснены причины такого отношения, обусловленность этих причин особенностями культурно-исторического контекста, а также мировоззрением каждого автора. Все части реферата, посвященные конкретным педагогическим учениями, предваряются яркими цитатами-эпиграфами из первоисточников, характеризующими сущность взглядов великих педагогов прошлого на проблему. Приведем примеры цитат.

Я.А. Коменский: («Великая дидактика»): «…учитель, прежде чем начать                                     образовывать ученика, возбудил бы интерес к знанию, своими наставлениями сделал бы его способным к учению…».

Ж.Ж. Руссо («Эмиль, или о Воспитании»): «Прежде всего, вы должны хорошо помнить, что лишь в редких случаях вашею задачей будет указывать, что он должен изучать: это его дело – желать, искать, находить… Ваше дело – сделать учение доступным для него, искусно зародить в нем желание и дать ему средства удовлетворить его».

И.Ф. Гербарт: «То, что изучается с удовольствием, изучается скоро и основательно усваивается».

К.Д. Ушинский («Труд в его психическом и воспитательном значении»): «…нельзя ожидать, чтобы ученик сам увлекался предметом, но должно иметь методу, которая помогает учителю держать внимание всех своих слушателей постоянно в возбужденном состоянии».

Дж. Дьюи («Школа и общество»): «...мы должны стать на место ребенка и исходить из него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения».

В заключении представлены важные выводы из анализа педагогических систем с точки зрения проблемы интереса. А именно:

- великие педагоги прошлого показали, что интерес в обучении нельзя сводить к подмене сложной учебной деятельности развлекательными приемами, лишь облегчающими деятельность учащихся. Использование интереса необходимо для обогащения подлинно сложного труда в школьные годы – учения;

- в психологической природе интереса прогрессивные педагоги прошлого выделяли не только интеллектуальную и эмоциональную его основы, но и регулятивные механизмы (внимание, воля), помогающие преодолевать трудности, препятствия на пути учения; интерес, по их мнению, стимулирует преодоление трудностей; успешное преодоление трудностей возбуждает крепнущие силы; интерес как важный стимул успешного обучения – сильное средство возбуждения детской активности, развития мышления и творческих сил ребенка;

- удовлетворение деятельностью служит стимулом дальнейшего поступательного движения;

- в обучении необходимо сочетать интерес и усилия. Формируя способность к волевому усилию, интерес возбуждает нравственные силы ученика и является, таким образом, не только средством успешного обучения, но и важным стимулом нравственного роста личности.

 

Литература:

1. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XXв, под ред. А. И. Пискунова, М. 2001

2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России, З. И. Васильева, Н. В. Седова, С-Пб, 2001

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России, Андреева И. Н., Буторина Т. С., Васильева З. И., 2002

4. История педагогики, Н. А. Медынский, М. Ф. Шабаева, М, Просвещение, 1982

5. История зарубежной педагогики и философия образования, А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко, Ростов, 2000

6. И. Г. Песталоцци Педагогические сочинения, в 2-х томах, М, 1982

7. Ж-Ж Руссо Педагогические сочинения, в 2-х томах, М, 1981

8. К. Д. Ушинский Педагогические сочинения, В 2- томах, М, 1953-1954

9. Д. Дьюи «Школа и общество», М, 1925



Синицына Анна Игоревна

(научный руководитель: д.п.н., проф. К.Д. Радина)

Тема диссертации:

«Становление культуры отношений старших подростков в учебно-познавательной деятельности»

Тема реферата:

«Проблема культуры в историко-педагогическом аспекте»

Тип реферата: 4

(проблема диссертационного исследования (или ее аспект) рассматривается в историко-педагогическом контексте (история развития проблемы))

 

Особый интерес к реферату обусловлен тем, что его основу составляет культурологический подход к анализу историко-педагогических явлений.

В начале реферата отмечается усиление роли культурологического подхода, обусловленное современной образовательной ситуацией. Раскрываются характеристики культурологического подхода, проявляющие себя в процессе анализа педагогических учений прошлого и философского осмысления историко-педагогического процесса. Отмечается, что для этой цели необходимо:

- во-первых, рассмотреть реализацию культурологического подхода как философского основания в развертывании конкретной педагогической ситуации;

- во-вторых, рассмотреть понимание данным мыслителем самого понятия культуры;

- в-третьих, представить реализованные в данной системе взаимосвязи понятия культуры и воспитания и образования;

в-четвертых, оценить тот вклад, который вносит данная педагогическая система, данный педагог в культуру и в науку (рассматриваемую как часть культуры);

в-пятых, важным представляется понимание нравственности в педагогическом аспекте, вопрос приобщения к культуре как средства нравственного воспитания.

 Среди задач воспитания и образования на первое место сегодня выдвигается необходимость приобщения человека к культуре. В реферате рассматриваются взгляды Я.А.Коменского, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого на проблему необходимости приобщения человека к культуре. В процессе рассмотрения учитывается культурологическая ситуация возникновения каждой педагогической системы.

В центре внимания автора реферата оказались следующие положения педагогических учений перечисленных авторов.

Я.А. Коменский:

- возможность обновленной трактовки значения понятия культуры, обусловленная открытием философского сочинения – «Всеобщий Совет об исправлении дел человеческих»;

- обоснование высокого социального назначения воспитания, идеи о преобразующей роли воспитания не только для человека, но и для общества в целом;

- рассмотрение сущности воспитания как процесса приобщения человека к культуре, т.е. ко всем достижениям общечеловеческой культуры, а также к культуре настоящего;

- определение задач воспитания через идею «пансофии» (всеобщая мудрость), «отражение в сознании человека всего сущего», процесс включения человека через его сознание в пространство культуры во всем ее богатстве;

- взаимосвязь культурологического и антропологического подхода при рассмотрении ребенка как субъекта воспитания: ребенок не является изначально субъектом культуры, его таковым нужно воспитать с учетом принципа природосообразности (характеризуется в «Великой дидактике»);

- идея универсальности образования, предполагающая понимание освоения содержание образования как приобщение подрастающего поколения ко всему богатству культуры;

- понимание роли учителя как носителя культуры вообще и высокой культуры отношений, в частности; в следствие этого, общество должно уважать учителя;

- выход на понятие нравственная культура, понимаемой как приобщение человека к нравственным принципам;

- обоснование роли школы (маленького островка гуманизма), как силы, способной дать человеку необходимый опыт культуры отношений через который происходит познание всех вещей и самого себя, воспитает культуру отношений к миру, к людям и к самому себе;

- заявление идеи о культуре отношений между нациями (конкретизация этой мысли принадлежит другим педагогам).

Адольф Дистервег

- впервые формулируется принцип культуросообразности;

- тезис об обусловленности целей воспитания уровнем развития культуры;

- влияние принципа культуросообразности на все компоненты процесса обучения;

- характеристика трех ступеней детского развития и характеристика этих ступеней, в частности, через характер соотношения природо- и культуросообразных начал в воспитании;

- закрепление за культурой функции облагораживания человека;

- анализ понятия «культуры», вычленение в понятии «культура» ряда важных аспектов: взаимосвязь культуры с понятием общества, нации и человека (культура - степень овладения силами природы, развития общественного производства и формы общественной жизни); говоря об общественной культуре, А. Дистервег прежде всего имеет в виду культуру нации, подчеркивая при этом, что общая культура не может быть найдена в одной нации;

- рассмотрение применительно к человеку двух форм культуры: внешней и внутренней; раскрытие содержания внутренней культуры (познавательная, чувственная, моральная); привитие внешней культуры открывает дорогу внутренней;

- обоснование взаимосвязи между принципами культуросообразности и самодеятельности.

К.Д. Ушинский:

- обоснование антропологического подхода и рассмотрение его в связи с проблемой приобщения человека ко всему богатству культуры;

- оригинальное определение понятия «культура», его социальное обоснование: взаимосвязь принципа культуросообразности и проблемы народности воспитания;

- обоснование обусловленности целей воспитания культурно-историческими традициями народа, особенностями его национального характера;

- обоснование понятия «национальная система воспитания»;

- характеристика воспитания патриотического чувства как одного из важнейших целей нравственного воспитания при условии ориентации воспитания на общечеловеческие ценности;

- рассмотрение национальных языков как выразителей конкретной культуры, а следовательно обоснование значимости их изучения;

- рассмотрение нравственных аспектов народной культуры.

 

Л.Н. Толстой:

- обоснование гуманистических оснований педагогики;

- противоречие между обоснованием необходимости всех детей ко всему богатству культуры, с одной стороны, и тезисами «отрицания культуры» и необходимости активности детей, их самостоятельного творчества;

- культурологическая целесообразность методического наследия Л.Н. Толстого;

В заключении к реферату еще раз отмечается значимость культурологического подхода как философского основания рассмотренных педагогических теорий. Отмечается, что в каждой из теорий реализована взаимосвязь понятия культуры и процесса воспитания и образования, приобщение к культуре рассматривается как средство нравственного воспитания. Кроме того, подчеркивается, что все представленные выше педагогические теории занимают видное место в истории развития науки и, одновременно являются носителями культуры своего времени, способствуют ее развитию вплоть до нашего времени.

 

Литература:

1. Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении // Избр. пед. соч. – М., 1956.

2. История образования в России.- Часть 4. / Под общей ред. Т.К.Ахаян. – СПб, 2001.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З.И.Васильевой. – М., 2002.

4. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001.

5. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч. - М., 1982.- Т.1.

6. Коменский Я.А. Всеобщий Совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч. - М., 1982.- Т.2.

7. Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Педагогические сочинения. -М., 1989.

8. Толстой Л.Н. О воспитании // Педагогические сочинения. -М., 1989.

9. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы // Педагогические сочинения. -М., 1989.

10. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: В 6 т.- М., 1988.- Т.1.

11. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собр. соч.: В 6 т.- М., 1989.- Т.5.

12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А.И.Пискунов. – М., 1971.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: