Сосунова Нина Юрьевна

(научный руководитель: д.п.н., проф., академик РАО З.И. Васильева)

Тема диссертации:

«Ориентация старшеклассников на общекультурные ценности в современной общеобразовательной школе»

Тема реферата:

«Гуманистическая направленность образовательных систем»

 

В данном реферате предлагается подход к анализу гуманистической направленности ведущих образовательных систем – традиционной системы образования, системы развивающего обучения и системы свободного воспитания.

В начале реферата обосновывается главная идея, лежащая в основе предлагаемого подхода. Это идея об инвариантном характере для различных исторических типов культур ценностей, имеющих гуманистическую направленность. Такие ценности имеют статус общечеловеческих и рассматриваются как ценности, принятие и следование которым обеспечивает существование и развитие человеческой культуры. Рассматривается история появления и сущность гуманизма, как явления, концентрирующего общечеловеческие ценности. Кроме того, в реферате сформулирован тезис о том, что именно общечеловеческие ценности передавались из поколения в поколения в любом историческом типе культуры. С целью анализа особенностей этого процесса автором предлагается проанализировать особенности педагогики (педагогической мысли и практики образования и воспитания) в различные исторические периоды, как области культуры, «отвечающей» за передачу из поколения в поколение ведущих ценностей эпохи. Таким образом, основу реферата составляет культурологический подход.

Далее в реферате рассматриваются особенности проявления гуманизма в различных образовательных системах: традиционной, в системе развивающего обучения и в системе свободного воспитания. В качестве реального воплощения этих системы выбраны системы классиков педагогической мысли – признанных основоположников образовательных систем: педагогическое учение Я.А. Коменского (традиционная система образования), педагогические учение И.Г. Песталоцци (система развивающего обучения), педагогическая теория Ж.Ж. Руссо (система свободного воспитания).

В результате анализа всех компонентов каждой педагогической системы делаются общие выводы об инвариантном характере и особенностях проявления в них гуманистической направленности. Показывается, что особенно ярко специфика гуманистической направленности проявляется в характере и ведущих ценностях взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса – учителем и учениками, воспитателем и воспитанниками. Также красной нитью, пронизывающей весь реферат, является идея о культурологической обусловленности особенностей гуманистической направленности анализируемых образовательных систем.

В заключении реферата делаются выводы по рассмотренной проблеме, а именно:

- при всем различии рассмотренных образовательных систем, с точки зрения общечеловеческих ценностей они говорят об одних и тех же ценностях, таких как доброта, справедливость, уважение к другим людям и т.п.;

- коренное различие между системами состоит лишь в том, что эти образовательные системы говорят о разных путях передачи этих ценностей и дают различное обоснование того, почему именно такими должны быть эти пути;

- причина этого различия кроется в принципиальном различии самих этих систем и, прежде всего, в отличии роли и типа взаимоотношений между учителем и учеником. Так, в педагогической системе Я.А.Коменского взрослый является носителем всего знания, ребенок же только внимает ему; в системе развивающего обучения И.Г.Песталоцци взрослый продолжает играть главенствующую роль в процессе образования, но, при этом, он прислушивается к склонностям и интересам ребенка; и, наконец, для Ж.-Ж.Руссо природа ребенка идеальна, и здесь уже взрослый должен идти за ребенком, всецело внимая его интересам и склонностям, выступающих в этой образовательной системе в качестве главенствующего фактора образования.

- можно также сделать вывод о том, что в современном нам обществе названные выше общекультурные ценности продолжают сохраняться инвариантными. Так ли это, а если да, то каким образом эти ценности передаются сегодня, является следующим этапом нашего исследования.

 

Литература:

1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. Т.1. – М.: АО “Аспект Пресс”, 1994.

2. Коган Л.Н. Социология культуры. Учеб. пособие. – Екатеринбург, 1992.

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1955.

4. История педагогики и современность / Под ред. Ш.И.Ганелина. – Л., 1970.

5. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. – М., 1981.

6. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. – М., 1993, 1999.

7. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. – М., 1981.

8. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991.

 


Литература:

9. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. Т.1. – М.: АО “Аспект Пресс”, 1994.

10. Коган Л.Н. Социология культуры. Учеб. пособие. – Екатеринбург, 1992.

11. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1955.

12. История педагогики и современность / Под ред. Ш.И.Ганелина. – Л., 1970.

13. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. – М., 1981.

14. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. – М., 1993, 1999.

15. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2-х т. – М., 1981.

16. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991.

 




РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: