При монтаже трасс судовых систем (при постройке,больших ремонтах) следует максимально упрощать конфигурацию трубопроводов путем сопряжения их трасс, снижения количество погибов, уменьшения количество соединений, при этом трубопроводы по возможности нужно прокладывать в специальном трубном канале либо ярусами вдоль продольных и поперечных переборок бортов и подволок. Конфигурация и расположение трасс должны обеспечивать свободный доступ к механизмам и арматуре для их обслуживания, а также возможность демонтажа отдельных труб и арматуры без разборки соседних трубопроводов.
До начала монтажных работ проверяют: наличие клейм ОТК, подтверждающих приемку труб после обработки в цехе; чистоту внутренней поверхности труб; наличие сертификатов на трубы, а также актов специальных испытаний, проведенных в цехе при изготовлении труб; наличие сертификатов на арматуру и самой арматуры, приборов, подсветок и крепежных изделий. Арматура должна быть очищена от смазки, осмотрена, собрана и подготовлена к монтажу. Перед началом работ должны быть получены со склада инструмент, прокладочные и вспомогательные материалы.
|
|
Монтаж судовых систем и трубопроводов выполняются по монтажным схемам или чертежам, с которыми трубопроводчик должен быть ознакомлен.
Вначале также размечают и вырезают отверстия в переборках, палубах и наружной обшивке под установку концевой и крепящей арматуры. Отверстия под приварыши, наклепыши и арматуру следует вырезать с большой точностью, так как это влияет на точность взаимного расположения трубопроводов. Места под приварыши и наклепыши размечают, от контрольных базовых линий, нанесенных на корпусе судна при его постройке.
Для определения места установки приварыша или наклепыша на соответствующей переборке или палубе наносят две взаимно перпендикулярные контрольно-разметочные линии, каждая из которых должна быть параллельна соответствующей базовой линии. Диаметр контрольно-разметочной линий должен быть несколько больше наружного диаметра устанавливаемой детали.
После разметки мест установки рабочей и крепящей арматуры, мест присоединения приборов и отрезков трубопровода вырезают отверстия, подготавливают арматуру и трубы. После вырезки отверстия деталь крепящей или путевой арматуры устанавливают и прихватывают электросваркой так, чтобы нанесенные на детали риски совпали с предварительно прочерченными на переборке помещения контрольно-разметочными линиями. Правильность установки деталей присоединения должен проверять мастер или работник ОТК.
После установки путевой арматуры приступают к раскладке труб по трассе, монтажу труб и окончательной установке всей арматуры. Если размеры труб, присоединяемых к механизмам иарматуре, неточны, применяют забойные трубы, которые, как правило, изготовляют по месту. Изготовить забойные трубы сложнее, чем обычные, поэтому в качестве забойных выбирают трубы несложной конфигурации с минимальным числом погибов без отростков, расположенные в наиболее доступных для пригонки местах. Чаще всего это трубы, присоединяемые непосредственно к механизмам или к одной из переборок.
|
|
Монтаж судовых систем, трубы которых имеют стекло-эмалевые покрытия, производят с учетом следующих требований: перед началом монтажа туб удаляют защитные заглушки и проверяют (визуально) состояние эмалевого покрытия; при обнаружении нарушений покрытия трубу возвращают в цех для исправления; при выполнении сварочных работ трубы защищают железным кожухом или асбестовым полотном от брызг расплавленного металла.
Категорически запрещается: забивать болты в отверстия фланцевых соединений; пользоваться рычагами для совмещения отверстий фланцевых соединений и устранения перекосов фланцев; применять удлинители гаечных ключей при обжатии соединений; наносить по трубам молотком и другими металлическими предметами.
В виде исключения разрешается подгибка эмалированных труб на угол не более 15 градусов с нагревом места подгиба в электрической или газовой печи до температуры 780-820 градусов. После подгибки в ОТК проверяют сплошность покрытия.
При креплении труб с наружным эмалевым покрытием между трубами и временными подвесками устанавливают резиновые прокладки толщиной 2-3 мм.
После монтажа эмалированных труб закрывают защитными металлическими кожухами места возможных повреждений.