Столица России должна стоять на Тихом океане

 

Здесь будет город заложен...

А. С. Пушкин «Медный всадник»

 

Россию вели Петербург и Москва...

Ф. М. Достоевский

 

Тысячелетний курс движения России — Норд-Ост.

Призвание русских — идти встречь Солнца.

Наш ориентир — не Запад, а Северо-Восток.

К середине XVIII века русские дошли до Аляски и первично освоили весь необъятный регион от Аляски до Урала.

Теперь наше правильное историческое действие в XXI веке состоит в том, чтобы создать центр государственности на Северо-Востоке страны, на Тихом Великом океане.

Именно туда и следует перенести столицу России.

Столицы переносятся или заново строятся не для того, чтобы будоражить жителей прежних столиц.

Столицы определяются для того, чтобы закреплять достигнутое предками, чтобы заявлять и организовывать вековые программы решительного развития страны и мира.

Именно таким действием был перенос святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским политического центра Руси и столицы из Киева во Владимир35.

35 См., в частности, работы: Кожинов В. В. История Руси и Русского Слова. — глава 6. «Путь Руси из Киева во Владимир»: http:// www.voskres.ru/kozhinov/slovo/6.htm); Ключевский В. О. Курс русской истории. Лекция XVI; Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. — М.: Наука, 1984; Филипповский Г. Ю. Столетие дерзаний: (Владимирская Русь в литературе XII в.) — М.: Наука, 1991 и др.

306

Важным примером является и появление 300 лет назад Санкт-Петербурга.

Строительство Петербурга стало практическим шагом по реализации программы по переводу страны в Российскую Империю. Именно с Петербурга начался двухсотлетний (с 1721 по 1917 год) имперский период России.

Именно в Петербурге царю Петру I 22 октября 1721 года в Троицком соборе был поднесен титул «император». При этом в «Прошении сенаторов царю Петру I о принятии им титула «Отца отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого», на основании которого и был Петром принят этот титул, четко указывалось на то, преемством чего является титул и преемником кого должен стать царь: «Как обыкновенно от Римского Сената за знатные дела императоров их такие титулы публично им в дар приношены»36.

Как тот выбор Петра Великого почти 300 лет назад, так и сегодняшние имперско-западные мотивы являются результатом в целом ложного самоопределения политического класса России в XVIII веке37.

Идея Петербурга — идея новой императорской России, средство «ввести ее в семью европейских народов», в состав наследников языческой Римской империи или, как любит повторять последние три года В. Путин, «вернуться в семью цивилизованных наций».

Я очень люблю Санкт-Петербург и не могу без этого великого города представить России. Петербург окончательно утвердил имя «Россия». Петербург, как и каждый величественный центр столиц старых имперских наций, например, Стокгольма заставляет уважать мужество и мощь славного осьмнадцатого века.

Но есть одно важное отличие, которое точно подметил французский писатель Анатоль Франс: «Петербург

36 Цит. по «Историко-этимологическому словарю современного русского языка» П. Я. Черных, статья «Империя».

37 Советую прочитать статью историка О. Г. Агеевой «Титул «император» и понятие «империя» в России в первой четверти XVIII века» — http://www.tellur.ru/~historia/archive/05/ageyeva.htm.

307

можно было создать где угодно, а Москва создала Россию»38.

И сегодня должна идти речь о таком новом духовно-организационном центре страны, о такой новой столице, которая была бы в состоянии, как и Москва, создать заново страну, воссоздать Россию для нового столетия и тысячелетия.

Вот как описывал значение смены столиц замечательный историк Вильям Васильевич Похлебкин (больше известный как автор прекрасных книг по кулинарии, навсегда затмивших по глубине, разносторонности и достоверности традиционную рецептурную макулатуру на эту тему) в работе «Столицы России. История их смены и причина окончательного установления столицы в Москве»: «Смена столиц всегда служит внешним, но иногда наиболее наглядным проявлением тех серьезных социально-экономических изменений, которые происходят в историческом развитии любого государства. Экс-столицы являются как бы вехами, отмечающими или даже символизирующими определенные этапы, пройденные страной на большом историческом пути»39.

Но, поскольку Россия сейчас находится в ситуации необходимости не только ретроспективной рефлексии своего пути, но и проспективной рефлексии и проектного определения следующего проектно-программного хода, то для страны конкретное определение не только смены, но и места, названия и устройства следующей столицы становится ближайшим практическим делом.

При этом решительная проектость вовсе не отрицает, а прямо наоборот, требует опоры на традицию. Для меня ясно, что любые попытки определения пути России вне масштаба уже состоявшейся тысячелетней российской истории являются, скажем аккуратно, некорректными и потому неперспективными, бесплодными.

38 Кошель П.А. Как начинался Санкт-Петербург//«Московский журнал», 2003, № 3, с. 4. Благодарю автора за эту глубокую, интересную и крайне полезную для меня статью.

39 Похлебкин В.В. Столицы России. М.: Центрполиграф. 1997. С.З.

308

Мы сегодня находимся в такой всемирно-исторической проблемной «воронке», дна в которой не ощущается, и воображать себя владельцами записной модели страны в виде коммунизма или либерализма — примерно то же, что, выйдя в открытый космос на фале или нырнув в океан в районе Марианской впадины, воображать себя покорителем космоса или океана.

Такая новая столица России будет на Тихом океане.

Именно здесь — на этом геополитическом и экономическом театре, в акватории Великого океана — будет решаться судьба человечества в первые десятилетия XXI века.

Либо Россия станет лидером Северо-Восточной Азии и Тихоокеанского мира, построит на своем Дальнем Востоке мощную и процветающую «русскую Калифорнию», либо США, Япония, Европа и Китай совместно с назначенным туземным правительством построят здесь зону безудержной глобализации.

В настоящее время тихоокеанское видение мира становится достаточно привычным. Уже несколько десятилетий действуют такие важные организации, как АТЭС, лидеры многих стран рассуждают в логике «общего океана». Так, в октябре 2002 года в Москве с официальным визитом находился президент Чили Рикардо Лагос Эскобар. «Россия и Чили, — говорил Рикардо Лагос, — географически далекие страны. Но у них много общего не только в истории. У нас один общий океан и почти одни и те же проблемы. Конечно, по масштабам Чили нельзя сравнивать с Россией, но наши страны отличаются серьезным климатическим своеобразием, что сказывается и на развитии экономических структур и экспортных возможностях»40.

Таких пожеланий и высказываний можно привести немало, но этого явно недостаточно для организации единого тихоокеанского пространства.

40 Тарасов С. Президент Чили Рикардо ЛАГОС ЭСКОБАР: У наших стран не только один общий океан, но и общие проблемы //«ВЕК», № 34,04.10.2002.

309

Очевидно, что сегодня попросту не существует единого тихоокеанского региона.

Губернатор Хабаровского края В. И. Ишаев утверждает: «Особенно актуальным представляется сотрудничество в Северо-Восточной Азии, поскольку в этом районе мира в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона длительное время имели место значительные противоречия в вопросах политического и экономического взаимодействия. Существовавшее здесь в течение десятилетий противостояние двух мировых систем, неурегулированность территориальных проблем, большая разница в уровнях социально-экономического развития государств были главными причинами того, что процессы экономической интеграции и политического взаимодействия затронули Северо-Восток Азии в числе последних в Тихоокеанском бассейне»41.

Вероятно, даже не является правильным частое употребление широко распространенного названия «Азиатско-Тихоокеанский регион» (АТР). Географическое пространство вокруг Тихого океана есть, а вот политическо-экономического единого региона нет.

Отсутствие тихоокеанского цивилизационного единства отражает и состояние организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Достаточно показательным стал последний саммит АТЭС 19—21 октября 2003 года в Бангкоке (Таиланд).

Так, к примеру, деловой форум саммита проходил в «Шангри-Ла», на берегу реки Чао Прая. На этом берегу царствовали роскошь и порядок. С другого берега на саммит смотрели трущобы на сваях, которые ради такого случая прикрыли огромной рекламной перетяжкой с надписью: «Вы в городе ангелов».

Символично, что в эти же дни в Бангкоке умер новорожденный ребенок, которого полиция нашла в мусорном баке на одной из центральных улиц Бангкока, все-

41 Ишаев В. И. Дальний Восток России: долговременные перспективы сотрудничества в Северо-Восточной Азии. — Хабаровск, 2000. С. 11.

310

го в нескольких сотнях метров от здания, в котором заседали лидеры АТЭС.

Ребенок был найден в день открытия саммита АТЭС, и поэтому полиция его так и назвала: «Атэс» — в честь саммита лидеров глав Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

Атэс скончался в больнице в возрасте 9 дней. Когда его нашли, он был завернут в несколько полиэтиленовых пакетов, и в итоге его сердце остановилось из-за осложнений, вызванных недостатком кислорода.

...Россия и должна предложить всем народам и странам вокруг Великого океана строить новую цивилизацию и вокруг такой инициативы находить понимание ведущих держав мира, вовлекать их в справедливый миропорядок.

Освоение, колонизация, обживание гигантских неосвоенных, малозаселенных или недостаточно освоенных и обустроенных ныне северных дальневосточных пространств невозможны вне цивилизационного проекта.

Чисто ресурсный проект, выразившийся в позднесоветском БАМе, помимо своей безусловной величественности и правильности, показал принципиальную недостаточность.

Необходим именно цивилизационный проект.

Тихоокеанское побережье России может и должно стать базой новой цивилизации.

Еще Александр Иванович Герцен мечтал о том, что разделяющий Сибирь и Америку Тихий океан станет «Средиземным морем будущего», то есть колыбелью новой мировой цивилизации, основанной на началах свободы и демократии

Одним из первых, кто указал на возможности Тихого океана как колыбели новой вселенской цивилизации был А. В. Колчак — до революции 1917 года один из лучших адмиралов России и известный исследователь Арктики и Северного морского пути.

В 1908 году Александр Васильевич, анализируя малоутешительные итоги русско-японской войны, писал: «Распространение России на берега Тихого океана, это-

311

го Великого Средиземного моря будущего, является пока только пророческим указанием на путь ее дальнейшего развития, связанный всегда с вековой борьбой, ибо только то имеет действительную ценность, что приобретено путем борьбы, путем усилий. Минувшая война —первая серьезная борьба за берега Тихого океана — есть только начало, может быть, целого периода войн, которые будут успешны для нас только тогда, когда обладание этими берегами сделается насущной государственной необходимостью...»42

Цивилизацию вокруг «Великого Средиземного моря будущего» я предлагаю называть Северной цивилизацией43.

Почему именно Северной?

Прежде всего, потому, что Россия — самая Северная страна и даже СССР с его Средней Азией на 60 % состоял из северных территорий.

Во-вторых, очень важно, что жизненно важный новый справедливый миропорядок должен быть закреплен не за геополитическим «Югом», но и не за нынешним «Севером», под которым имеются в виду западные страны, прежде всего США и Европа. Справедливый миропорядок и будет состоять в преодолении этой ложной альтернативы — доминировать на сверхбогатом «Севере» или скатываться в сверхбедный «Юг». Но саму идею Севера следует оставить и развить, соответственно «отобрав» у нынешнего Северо-Запада.

Север — это понятие не только географическое (как, скажем, «Северный Ледовитый океан») и не астрономическо-природное (как «Запад» — место, «за» которое «падает» Солнце), а является и должно стать еще и пре-

42 Колчак А. В. Какой нужен флот России?// Военно-морская идея России: Духовное наследие Императорского флота. — М.: Русский путь, 1999. С. 144 (впервые опубликовано в «Морском сборнике», 1908, №6. С. 31-47).

4? Подробнее — см. мою статью «Северная цивилизация» в журнале «ИNAЧЕ» от 26 октября 2002 г., http://sever.inache.net/ nordciv.html, а также статью «Почему Россия Россия?» — http:// www.kroupnov.ru/5/46_1.shtml.

312

имущественно этногенетическим, обозначающим вектор российского этногенеза. Здесь важно отметить, что исходно, до того как восточные славяне распространились через Белоруссию до Новгорода, северяне были у них самым северным племенем; и в «Повести временных лет» Север обозначает область племени северян.

Этногенез не закончился — именно в этом состояло открытие Л. Н. Гумилева. Северное российское население и особенно невостребованная молодежь может стать «новым племенем», которое позволит преодолеть идентификационную катастрофу, осуществить этническую реабилитацию и, в конечном итоге, построить Россию как мировую державу и предложить миру решение самых острых мировых проблем.

Отсюда, Северная цивилизация — это обозначение предлагаемого Россией нового формата мирового порядка, который построен на необходимости объединения усилий ведущих мировых держав и всех желающих стран и корпораций для создания принципиально новых форм человеческого общества.

В основе такого нового общества и Северной цивилизации могла бы быть положена задача реализации принципа личности каждого без исключения человека44.

Реализация принципа личности должна с неизбежностью порождать неповторимость. И в этом отношении Северная цивилизация должна стать альтернативой современным США, которые сегодня стали орудием поровнения мира и уничтожения неповторимости в мире. Об этом точно написал современный американский историк Дэниэл Бурстин: «Первым очарованием и девственным обещанием Америки было то, что это столь

44 Подробный разбор принципа личности содержится, в частности, в моей работе «Практика персонального образования», опубликованной в монографии «Школа персонального образования» (Под ред. Ю. В. Крупнова: - М.: Институт учебника «Пайдейя», 2003. С. 309 — 387). Работа также представлена в Интернете по адресам: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/d01/00120065.htm или http://www.personaledu.narod.ru/. Также см. статью «Борьба за личность» в «Русском переплете» (http://www.pereplet.ru/krupnov/ 16.html#16).

313

не похожее ни на что место. Но историческое становление Америки постепенно наделяло ее властью уравнивать времена и пространства, стирать различия между здесь и там, между сейчас и затем. И, наконец, неповторимость Америки завершилась ее способностью уничтожать неповторимость».

Россия и мы, ее жители, сегодня должны определить для себя: продолжать скатываться в сторону стран «Юга» (третьего мира, четвертого мира...) или строить новый «Север» — высокоразвитую Северную цивилизацию.

Новая Северо-Восточная столица России должна стать городом, который бы наглядно, «в натуре» демонстрировал будущее российской и мировой жизни, городом сверхсовременных технологий, лидером урбанизации XXI века45.

Столица должна продвинуть все системы деятельности: от организации новой усадебно-поместной урбанизации до самых необычных систем транспорта, технологий обеспечения качества жизни и др.

Основой столицы станет образовательно-научно-промышленно-медийный комплекс в виде паидеияполиса (города образования — см. публикации в журнале «Россия-2010») и центрального университета.

Создавая новую столицу России на побережье Тихого океана как символ и организационный механизм новой Восточной политики, продолжения нашего движения по курсу Норд-Ост, мы имеем возможность воспроизвести тысячелетнюю историю России, не дожидаясь гибели страны и не создавая нового государства (нового вообще или нового в результате разрушения старого революционным хаосом).

Перенести сегодня столицу России на Тихий океан — значит, попытаться стать умственно и нравственно самостоятельным, значит, заново нащупать и определить сердце тысячелетней российской государственности.

45 Про современные типы градостроительства и локального развития см. книгу А. Кривова и Ю. Крупнова «Дом в России» (М., 2003).

314

Определив сердце, мы должны будем постараться соединить с ним наш российский ум.

Это и может стать воспроизводством начатого еще Константином Великим движения и исихастского метода поздних византийских монахов «низведения ума в сердце».

Известный современный исследователь исихазма С. С. Хоружий так описывает данный метод: «Умное "делание" является основным содержанием исихастской практики. Важнейшим элементом этого "делания" можно назвать "низведение ума в сердце", ибо "суть и содержание исихии составляет таинственная и сверхрациональная работа переустройства души в состояние открытости, приуготовленности для благодати... Начинают формироваться новые, не встречаемые в естественном состоянии принципы организации и механизмы работы сознания, новые типы энергийного образа человека. В формировании этих новых структур и механизмов центральное место занимает особый процесс концентрации, сосредоточения или концентрации сознания, издавна получивший название "сведение ума в сердце"... Человек должен сам, своею волею и усилием, собрать всего себя в "сердце" — или точней, пожалуй, он должен создать в себе "сердце"»46.

Создание новой столицы — и должно стать «созданием в себе сердца».

Сердце сделает делание умным и станет основой большого дела в России.

Тогда, возможно, мы сумеем восстановить свой «энергийный образ» — свою сломленную сегодня идентификацию — и заново определить предназначение России во Всемирной истории.

46 Хоружий С. С. Аналитический словарь исихастской антропологии//Синэргия. Проблемы аскетики и мистики православия. —

М., 1995. С. 95, — цитируем по книге: свящ. Олег Климков. Опыт безмолвия. Человек в миросозерцании византийских исихастов. СПб.: Алетейя. С. 235-236.

315


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: