double arrow

Историографический обзор педагогических идей и воспитательных практик

1

Свое название педагогика получила от греческого слова «paidagogike» («вести дитя»).

Педагогика как наука прошла сложный и противоречивый путь своего становления и развития. В настоящее время она превратилась в научно обоснованную систему знаний о закономерностях формирования личности.

Говоря об исторической стороне педагогической науки, мы исходим из того, что воспитание подрастающих поколений – одно из важнейших условий существования и развития человеческого общества. Объясняется это тем, что развитие человека обусловлено не только биологической наследственностью, но и социальными условиями, особенно воспитанием, благодаря которому осуществляется преемственность поколений.

Т. о., как средство приближения подрастающего поколения к жизни, трудовой и общественной деятельности существует на всем протяжении человеческой цивилизации. С появлением воспитания появились и мысли о воспитании, т. е., элементы педагогики, зарождение которых относится к доисторическим временам. Они передавались от поколения к поколению сначала в поговорках, песнях, сказках, религиозных нравоучениях (народная педагогика), затем в трактатах философов. В классовом обществе – в виде установочных циркуляров, указов, постановлений, инструкций.

Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С на­коплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал и сделаны первые педагогические обобщения, давшие начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ (469 – 399 гг. до н. э.), Платон (427 – 347 гг. до н. э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.), в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых методических приемов обучения и воспитания — метод вопросно-ответного обучения («сократический метод»). Суть сократического метода состоит в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы на них, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.

Сократический метод развил до совершенства талантливый ученик Со­крата выдающийся философ Платон. В трактате «О государстве» Платон разработал систему образования и воспитания, которая должна была служить укреплению «идеального государства». В соответствии с концепцией Платона все люди делились на три сословия (касты). Задача системы воспитания и обучения состояла в том, чтобы обеспечить каждому сословию наилучшее выполнение ее функций. Сословие земледельцев должно получать производственные навыки. Стражи порядка (воины) и правители сначала должны пройти курс физического воспитания – гимнастики, а затем изучать такие предметы, как чтение, письмо, счет. Это подготовительный этап к занятию поэзией и музыкой. Совокупность гимнастики, музыки и математики определяет достаточный для стражей круг образования.

Вершиной образования Платон считал занятие диалектикой, изучение которой начинается после освоения гимнастики, музыки и математики. Диалектику должны изучать философы-правители.

Педагогические взгляды Платона нашли дальнейшее развитие в трудах Аристотеля, уделявшего большое внимание воспитанию этических добро­детелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. Творя справедливые дела, человек становится справедливым, поступая мужественно – становится мужественным, действуя умеренно – становится умеренным. В целом Аристотель рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного совершенствования человека.

Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинти-лиана (35 – 96). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.

В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Религиозное мировоззрение пронизывало все сферы личной и общественной жизни. Воспитание и образование носило конфессиональный характер. Идея о всестороннем развитии личности, выдвинутая в античный период, была предана забвению. В соответствии с основной установкой средневекового мировоззрения на «спасение» человеческой души на первый план в воспитании была выдвинута идея религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного возвышения личности как средства поддержания божественного благочестия.

Основной формой воспитательного воздействия стала церковная про­поведь. Проповедническую деятельность вели священнослужители. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин (354 – 430), теолог Фома Аквинский (1225 – 1274) и др., создавшие педагогические труды, педагогическая теория незначительно обогатилась новыми идеями.

Незыблемые принципы догматического обучения, характерные для этого периода, просуществовали несколько веков.

Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения (XIV – XVI вв.). В это время происходит поворот педагогической мысли к освоению наследия античности, к возрождению античной культуры. Педагогика эпохи Возрождения была нацелена на восстановление классического образования, на новую оценку человека, его возможностей, способностей. Гуманисты эпохи Возрождения полны веры в безграничные возможности человека. Согласно их точке зрения человек – центр Вселенной, свободное, самодеятельное существо, творец своей судьбы и самого себя.

Одна из ключевых идей педагогики Возрождения – естественность зем­ных радостей и чувственных наслаждений человека. Поэтому в педагогике этого периода акцент вновь делается на физическое развитие человека. Задача воспитания – воспитание гармонически развитой личности, в которой бы сочетались физическое совершенство и богатое духовное содержание.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гума­нистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли итальянец Витторино да Фельтре (1378 – 1448), француз Франсуа Рабле (1494 – 1553), англичанин Томас Мор (1478 – 1535) и др., которые систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.

Мишель Монтень (1533 – 1592) в своем знаменитом сочинении «Опыты» скептически оценивает религиозное учение о божественном провидении и выражает уверенность в неисчерпаемых возможностях человека. Интересны его идеи о развитии человека. Монтень рассматривает ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой. Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому суждению.

Голландец Эразм Роттердамский (1467 – 1536) в педагогическом тракта­те «О первоначальном воспитании детей» пишет о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. По его мнению, в основе воспитания должен лежать принцип активности, к воспитанию следует приступать с первых лет жизни ребенка. Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, чтобы тем самым не отбивать желание учиться.

Немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 – 1635) одним из первых в Ев­ропе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.

На дальнейшее развитие педагогической мысли большое влияние начи­нают оказывать зарождающиеся капиталистические общественные отношения. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к науке, целям и значению познания и образования. Если в Средние века главные усилия ученых были направлены на обоснование существования Бога и доказательства величия его творения, то в эпоху нарождающегося капиталистического производства знания рассматривались как полезнейшие инструменты созидания и преобразования мира.

Педагогика XVII в. испытала значительное воздействие идей англий­ского философа Френсиса Бэкона (1561 – 1626). Его афоризм «Знание – сила», акцент на опыт, эмпирическое познание реального мира дали толчок для развития прикладных аспектов образовательных методик.

Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592 – 1670). С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Демократические идеи отражены в замечательной работе «Великая дидактика», написанной на опыте народных школ юго-западных земель Руси, чешских и словацких школ. Большая заслуга Я. А. Коменского в том, что им впервые разработаны основы классно-урочной системы. Он был уверен, что при соответствующей организации учебно-воспитательного процесса любой ребенок может взойти на «самую высокую ступень лестницы образования».

Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам воспитания. Его труды проникнуты глубокой верой в человеческую личность, расцвет которой всегда был заветной мечтой великого педагога. «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение», – писал он.

Многие высказанные Я. А. Коменским идеи не утратили свою актуаль­ность, научное значение до настоящего времени. Предложенные им принципы, методы, формы обучения (классно-урочная система, принцип при-родосообразности и др.) вошли в золотой фонд педагогической теории.

Английский философ и педагог Джон Локк ( 1632 – 1704) сосредоточил главное внимание на теории воспитания. Отрицая наличие врожденных ка­честв у детей, он уподобляет их «чистой доске», на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания. В работе «Мысли о воспитании» он излагает взгляды на воспитание джентльмена – человека уверенного в себе, сочетающего широкую образованность с деловыми качествами, твердость нравственных убеждений с изяществом манер.

Передовые французские мыслители Д. Дидро (1713 – 1784), К. Гельвеций (1715 – 1771), Я. Гольбах (1723 – 1789), Ж.-Ж. Руссо (1712 – 1778), швейцар­ский педагог И. Г. Лесталоцци (1746 – 1827) вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положения о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.

Жан-Жак Руссо явился основоположником теории «свободного воспи­тания», основанной на уважении к личности ребенка. Он исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. В основе педагогической теории Ж.-Ж. Руссо лежит принцип естественного воспитания, т. е. воспитания в соответствии с требованиями природы человека.

Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое вос­питание. Его педагогическая теория была радикальна для своего времени. И хотя Ж.-Ж. Руссо не сумел порвать с некоторыми предрассудками (например, он выступал за ограничение женского образования), его идеи явились источником обновления теории и практики воспитания, получившими дальнейшее развитие и практическое воплощение, в частности в трудах швейцарского педагога И. Г. Песталоцци.

Иоганн Генрих Песталоцци, развивая прогрессивные идеи своих предшест­венников, выступал за соединение обучения с трудом. Он утверждал, что цель обучения состоит в гармоничном развитии всех сил и способностей человека, при определении основ образования следует опираться на знание человеческой психики.

На развитие педагогической мысли огромное влияние оказали также взгляды русских мыслителей, философов, педагогов. Педагогическая мысль Киевской Руси зародилась при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного православного христианства. Особенно быстро культура и просвещение на Руси стали развиваться после принятия христианства в 988 г. В XI в. появился широко известный памятник древнерусской культуры «Поучение князя Владимира Мономаха детям». В «Поучении» Мономаха выделяются три основные линии: а) призыв быть гуманным по отношению к своим подданным; б) быть смелым и мужественным в борьбе с врагами Русской земли; в) любить науку, почитать книжное знание. Богу надо угождать, писал Владимир Мономах, не отшельничеством, не постом, а добрыми делами. Достойными подражания В. Мономах называл тех, кто «владел учением книжным».

Проблемы познания и обучения разрабатывались и другими древнерус­скими мыслителями (Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий и др.)

Большой интерес представляют институты воспитания и обучения, существовавшие в период средневековья в Древней Руси.

«Кормильство» – своеобразная форма домашнего воспитания детей феодалов. Кормильцы принимали детей в возрасте 5 – 7 лет. Основными их функциями были: умственное, нравственное и военно-физическое воспитание, раннее привлечение княжича к государственным делам.

«Дядьки» – дети воспитывались у брата матери, т. е., у родного дяди. Отец же принимал на воспитание детей родной сестры. Т. о., «дядьки» воспитывали племянников, а те становились их первыми помощниками.

«Кумовство» – трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей.

«Мастера грамоты» – основывали школы (в семье, в домах учителей, при монастырях, церквях) и давали первоначальное обучение.

Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий рус­ский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Он был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. По его инициативе и проекту был открыт Московский университет. Видя прогресс общества, прежде всего в развитии наук и просвещения, М. В. Ломоносов много сил отдал борьбе за расширение академии наук и улучшение ее работы как учебно-научного учреждения. Он выступал за обучение на родном языке, его перу принадлежит первый научный труд по грамматике русского языка («Российская грамматика»). М. В. Ломоносов первым стал читать лекции для студентов на русском языке. Он рекомендовал сознательное, последовательное, систематическое, наглядное обучение, выдвинул в качестве ведущего принцип научности.

Заметный след в российской педагогике оставили Н. И. Новиков (1744 – 1818) и А. Н. Радищев (1749 – 1802).

Николай Иванович Новиков издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он впервые в русской педагогической литературе педагогику объявил наукой. В воспитании Н. И. Новиков определил несколько направлений: физическое, нравственное и умственное. На осно­ве их сочетания возможно формирование человека и гражданина.

Александр Николаевич Радищев связывал профессию воспитания с пере­устройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал на гражданском воспитании, требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.

Широко известны также труды русских мыслителей, философов и писа­телей В. Г. Белинского (1811 – 1848), А. И. Герцена (1812 – 1870), Н. Г. Черны­шевского (1828 – 1889), Н. А. Добролюбова (1836 – 1861). Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский (1824 – 1870), Н. И. Пирогов (1810 – 1881), Л. Н. Толстой (1828 – 1910), К. Н. Вентцель (1857 – 1947) и др.

Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей вос­питания. Виссарион Григорьевич Белинский выступал против крепостничества и царизма и в этом видел цель воспитания. Александр Иванович Герцен был убежден, что цель воспитания – подготовка свободной, гуманной, деятельной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.

Николай Гаврилович Чернышевский считал человека высшим созданием природы, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Личность формируется под воздействием разнообразных общественных факторов и институтов, под влиянием искусства и литературы, семьи и школы. Социальные перемены ведут к изменениям в характере как отдельных людей, так и народа в целом. Огромную роль Н. Г. Чернышевский отводил активности человека, а источником активности является потребность в ней и осознание этой потребности. Отсюда вытекает необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потребностей – важнейшее условие становления личности.

Взгляды Н. Г. Чернышевского на воспитание и образование разделял Николай Александрович Добролюбов. Он критиковал ущемление права на об­разование в тогдашней России, стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении естественных стремлений человека («чтобы всем было хорошо»).

Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступивший с передовыми идеями о сущности и назна­чении общечеловеческого воспитания.

Константина Дмитриевича Ушинского по праву считают основателем научной педагогики в России. Он продолжил традицию русского просвети­тельства, направленную на поиск педагогических решений социально-по­литических проблем. К. Д. Ушинский стоял за демократизацию образования, за равные права на образование всех слоев общества. Он доказывал, что социально-экономические условия обусловливают характер воспитания, и подошел к пониманию воспитания как целенаправленной деятельности. В воспитании личности К. Д. Ушинский большое значение придавал труду. По его мнению, труд является ведущим фактором развития личности. «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти полезный труд в мире, а с другой – внушить ему неутомимую жажду труда».

Особое значение К. Д. Ушинский придавал нравственному воспитанию, основой которого считал религию. Религию он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты. Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. К. Д. Ушинский предпринял попытку создания педагогической антропологии. В его работах рассматриваются важнейшие проблемы дидактики, трудового воспитания, школоведения. Многие дидактические высказывания сохраняют свое значение и в наше время.

Яркими представителями теории и практики свободного воспитания в России были Лев Николаевич Толстой и Константин Николаевич Вентцель. Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачами которой было развитие самостоятельности, творческой и познавательной активности ребенка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».

Среди имен педагогов XX столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П. Ф. Каптерева (учение о педа­гогическом процессе), С. Т. Шацкого (социальная педагогика), Н. К. Крупскую (организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения), А. С. Макаренко (учение о коллективе), Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина (теория развивающего обучения), П. Я. Гальперина (теория поэтапного формирования умственных действий), И. Я.Лернера и М. Н. Скаткина (теория содержания образования и методов обучения), Ю. К. Бабанского (теория оптимизации учебного процесса) и др.

Антон Семенович Макаренко (1888 – 1939) выдвинул и проверил на прак­тике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методики трудового и семейного воспитания, формирования сознательной дисциплины.

Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых стави­лись и решались задачи социалистической школы, были Я. Я.Блонский (1884 – 1941) и А. П. Пинкевич (1884 – 1939).

Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период «хрущевской оттепели» второй половины 50-х – начале 60-х гг. В этот период развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших обра­зовательно-воспитательную практику. Существенный вклад внесли В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов, Э. Г. Костяшкин, К. Н. Волков, С. А. Гуревич, позднее И. П. Волков, III. А. Амонашвили, Н. П. Гузик и др.

Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970) исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы сохра­няют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.

Перестройка, начатая в нашей стране в 80-е гг., затронула все сферы че­ловеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, меж­дународные отношения, народное образование. Главное в перестройке об­разования – изменение педагогического мышления, суть которого состоит в переориентации от авторитарной к демократической педагогике. Совер­шенствование обучения и воспитания молодежи на основе демократической педагогики означает:

• признание личности человека базовым компонентом учебно-воспи­тательного процесса, объектом и субъектом обучения и воспитания;

• гуманное общение между людьми, построенное на взаимном уважении и доверии;

• деятельный подход к организации учебно-воспитательной работы;

• создание условий для самовыражения, самоутверждения и самодея­тельности человека.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: