Социальное страхование

 

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективная, целостная система социальной защиты строится на принципах социального страхования. Оно имеет несомненные преимущества перед всеми другими институтами социальной защиты. Например, преимущества социального страхования перед социальной помощью состоят в следующем. Практика страхования строится на прочной статистической базе и анализе закономерностей того или иного вида риска, имеет своими важнейшими задачами его профилактику и снижение и распространяется прежде всего на занятое население (так как финансируется главным образом за счет его доходов). Программы же социальной помощи носят в основном компенсационный характер, нацелены на поддержку наиболее уязвимых слоев населения и финансируются преимущественно из бюджетов различных уровней и средств общественных организаций. Социальное страхование предполагает развитие самоуправления, тогда как социальная помощь весьма схожа с попечительством.

Преимуществами социального страхования перед частной страховой инициативой и социальными услугами предприятий являются:

массовость (обеспечивает охват практически всех работающих);

обязательный характер;

относительная «дешевизна» для населения, обусловленная как массовым, обязательном участии в нем, так и некоммерческими формами организации, не предполагающими получение прибыли.

Основные принципы организации социального страхования:

1. Оптимальное сочетание личной и солидарной ответственности. С одной стороны, сами работники участвуют в финансировании социального страхования, причем размер выплат из страховых фондов зависит от величины взносов и страхового стажа. С другой стороны, все работодатели, наемные работники и государство принимают финансовое участие в страховании.

2. Признание всех затрат по социальному страхованию работников общественно необходимыми, что предполагает их включение в себестоимость продукции и услуг всех предприятий.

3. Организационное самоуправление, при котором управление органами социального страхования осуществляют полномочные представители как наемных работников, так и работодателей. Такой подход позволяет гарантировать полную «прозрачность» движения финансовых ресурсов, учет интересов всех субъектов страхования.

4. Обязательность социального страхования. Оно предполагает, с одной стороны, обязательный (по закону) характер уплаты страховых взносов, которые должны уплачивать как наемные работники, так и работодатели, а в определенных случаях и государство (из государственного бюджета). С другой стороны, безусловное (по закону) право застрахованных на получение страховых выплат при наступлении страховых случаев.

5. Эквивалентность страховых взносов и выплат. Для реализации этого принципа применяется особый инструментарий в виде актуарных расчетов, позволяющих исходя из достоверных статистических данных и посредством прогнозирования демографической ситуации и положения на рынке труда давать средне- и долгосрочные оценки сбалансированности доходов и расходов, формулировать рекомендации по размерам страховых тарифов, уточнять уровни гарантированных выплат и предоставляемых услуг.

Выделяются следующие функции социального страхования:

защитная, связанная с поддержанием определенного уровня материального обеспечения застрахованного при наступлении рисковой ситуации;

компенсирующая, обеспечивающая возмещение ущерба от утраты здоровья и трудоспособности, а также оплату услуг в связи с лечением и реабилитацией;

воспроизводственная, обеспечивающая нормальные условия для воспроизводства рабочей силы наемных работников на всех этапах жизненного цикла;

распределительная, заключающаяся в распределении материальной ответственности за социальные риски между: всеми застрахованными; всеми работодателями и застрахованными; государством и застрахованными; работодателями и государством;

стабилизирующая, заключающаяся в достижении социальной стабильности на основе согласования интересов всех субъектов социально-трудовых отношений.

Социальное страхование классифицируется по ряду признаков:

1. По организационно-правовой форме различают:

– добровольное страхование (применяется при низкой степени опасности социальных рисков);

– обязательное страхование (при высокой степени опасности социальных рисков);

– условно-обязательное, или факультативно-обязательное (переходная форма между добровольным и обязательным страхованием).

2. По видам социального риска выделяют: страхование в случае болезни, несчастного случая, случая на производстве, инвалидности, старости, безработицы, смерти и др.

3. По способу организации различают:

– государственное страхование, региональное и местное страхование;

– профессиональное (отраслевое) страхование;

– международное страхование.

До начала 2001 г. государственное социальное страхование и обеспечение осуществлялись за счет средств, аккумулировавших во внебюджетных фондах Российской Федерации. К их числу относились: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения.

Средства этих фондов формировались за счет страховых взносов работодателей, отчислений от индивидуальных трудовых доходов граждан, доходов от предпринимательской деятельности предприятий, добровольных взносов граждан и благотворительных организаций.

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2000г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в главу 24 Налогового кодекса Российской Федерации: с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог (взнос) (ЕСН), который представляет собой отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонды обязательного медицинского страхования РФ и Фонд социального страхования РФ. Существовавший до этого Государственный фонд занятости РФ был ликвидирован, а все выплаты, которые осуществлялись за его счет, производятся из средств, выделяемых на эти цели в расходной части бюджетов всех уровней.

С 1 января 2001 г. сохранился только один вид внебюджетных страховых взносов – на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Взносы в этот фонд не включаются в состав единого социального налога (взноса). Страховые тарифы взносов дифференцированы по 32 классам профессионального риска.

Единый социальный налог зачисляется в Федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, и предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Замена ранее существовавших отчислений в отдельные государственные внебюджетные фонды на ЕСН на отменяют целевого назначения этого налога. Средства в установленном законом размере поступают вовсе эти фонды. Основное предназначение ЕСН состоит в том, чтобы обеспечить аккумуляцию финансовых ресурсов для реализации права граждан России на государственное пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Статья 235 Налогового кодекса Российской Федерации следующим образом определяет налогоплательщиков ЕСН:

«1. Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам:

– организации;

– индивидуальные предприниматели;

– физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты… Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

2. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию.».

От уплаты ЕСН освобождаются:

1) организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100000 рублей на каждое физическое лицо, являющегося инвалидом I, II или III группы;

2) следующие категории налогоплательщиков – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

– общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

– организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

– учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов;

Указанные в данном подпункте льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3) налогоплательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100000 рублей в течение налогового периода.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.

Объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков – членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса, за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, с 1 января 2006 г., применяются следующие налоговые ставки (табл. 39).

Таблица 39

Налоговые ставки

 

Налоговая база за каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

 

 

Итого

федеральный территориальные
До 280000 руб. 20% 2,9% 1,1% 2,0% 26%
От 280001 руб. до 600000 руб. 56000 руб.+7,9% с суммы, превышающей 280000 руб. 8120 руб.+1% с суммы, превышающей 280000 руб. 2240 руб.+0,6% с суммы, превышающей 280000 руб. 5600 руб.+0,5% с суммы, превышающей 280000 руб. 72800 руб.+10,0% с суммы, превышающей 280000 руб.
Свыше 600000 руб. 81280 руб.+2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. 11320 руб. 5000 руб. 7200 руб. 104800 руб.+2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

 

Для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие налоговые ставки (табл. 40).

Таблица 40

Налоговые ставки

 

Налоговая база за каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонд социального страхования Российской Федерации

Фонды обязательного медицинского страхования

 

 

Итого

федеральный территориальные
До 280000 руб. 15,8% 1,9% 1,1% 1,2% 20,0%
От 280001 руб. до 600000 руб. 44240 руб.+7,9% с суммы, превышающей 280000 руб. 5320 руб.+0,9% с суммы, превышающей 280000 руб. 3080 руб.+0,6% с суммы, превышающей 280000 руб. 3360 руб.+0,6% с суммы, превышающей 280000 руб. 56000 руб.+10,0% с суммы, превышающей 280000 руб.
Свыше 600000 руб. 69520 руб.+2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. 8200 руб. 5000 руб. 5280 руб. 88000 руб.+2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

 

 

Для налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяются следующие ставки (табл. 41).

Таблица 41

Налоговые ставки

 

Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года Федеральный Бюджет Итого
До 280000 руб. 14,0% 14,0%
От 280001 руб. до 600000 руб. 39200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280000 руб. 39200 руб. + 5,6% с суммы, превышающей 280000 руб.
Свыше 600000 руб. 57120 руб.+2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. 57120 руб. + 2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

 

Для налогоплательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса, применяются следующие налоговые ставки (табл. 42)

Таблица 42

Налоговые ставки

 

Налоговая база за каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

 

 

Итого

федеральный Территориальные
До 280000 руб. 7,3% 0,8% 1,9% 10,0%
От 280001 руб. до 600000 руб. 20440 руб.+2,7% с суммы, превышающей 280000 руб. 2240 руб.+0,5% с суммы, превышающей 280000 руб. 5320 руб.+0,4% с суммы, превышающей 280000 руб. 28000 руб.+3,6% с суммы, превышающей 280000 руб.
Свыше 600000 руб. 29080 руб.+2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. 3840 руб. 6600 руб. 39520 руб.+2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

 

При этом адвокаты уплачивают налог по следующим налоговым ставкам (табл. 43)

Таблица 43

Налоговые ставки

 

Налоговая база за каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Федеральный бюджет

Фонды обязательного медицинского страхования

 

 

Итого

федеральный Территориальные
До 280000 руб. 5,3% 0,8% 1,9% 8,0%
От 280001 руб. до 600000 руб. 14840 руб.+2,7% с суммы, превышающей 280000 руб. 2240 руб.+0,5% с суммы, превышающей 280000 руб. 5320 руб.+0,4% с суммы, превышающей 280000 руб. 22400 руб.+3,6% с суммы, превышающей 280000 руб.
Свыше 600000 руб. 23480 руб.+2,0% с суммы, превышающей 600000 руб. 3840 руб. 6600 руб. 33920 руб.+2,0% с суммы, превышающей 600000 руб.

 

1. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

2. Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Средства Пенсионного фонда (ПФР) направляются на следующие цели:

– выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;

– выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

– оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

– финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

– другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

Средства Фонда социального страхования направляются на:

– выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

– оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком – инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения в государствах-участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;

– частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание;

– частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;

– частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);

– оплату проезда к месту лечения и обратно;

– создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

– обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

– финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;

– проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

– осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;

– участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Средства Фонда используются только на целевое финансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС):

1) осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

2) разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;

3) осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда;

4) выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;

5) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;

6) осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;

7) осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;

8) вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

9) участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования;

10) осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;

11) организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;

12) изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;

13) обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;

14) участвует в порядке, установленном Правительством российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;

15) ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда на соответствующий год и о его исполнении.

 

 

Пенсионная система

 

Пенсия – это гарантированная законом денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности. Пенсии как элемент системы социального страхования призваны решать задачу замещения потери (полной или частичной) заработка или семейного дохода в связи с названными выше страховыми случаями.

По своей экономической природе пенсия имеет двойственный характер. С одной стороны она представляет собой форму содержания обществом лиц, утративших трудоспособность. С другой стороны, это особая форма вознаграждения, отражающая трудовой вклад индивида в период его активной трудовой деятельности в развитие общественного производства, в том числе и степень его участия в обеспечении расходов по пенсионному обеспечению предыдущих поколений пенсионеров. Таким образом, размер пенсии должен отражать величину заработка и продолжительность стажа работы человека, получившего право на пенсию по достижении определенного возраста (в Российской Федерации для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет). При тяжелых и вредных производственных условиях и суровых природно-климатических условиях труда и проживания возраст, дающий право на получение пенсии по старости, снижается на 5-10 лет. В этих случаях пенсии принято называть льготными или профессиональными. Государство обязано сделать все возможное для обеспечения достойной жизни пенсионеров.

Понимание двойственной природы пенсии имеет исключительно важное значение в обеспечении социальной справедливости. Поэтому сама задача реформирования пенсионной системы является по своей суть двойственной. С одной стороны, она призвана обеспечивать достойную жизнь людей в старости. С другой стороны, пенсионная система должна заинтересовать работника в трудоспособном возрасте в более производительном труде и более продолжительном периоде активной трудовой деятельности.

Действовавший до 1997 г. порядок определения размера пенсии по старости состоял в следующем. Она рассчитывалась путем умножения среднемесячного заработка пенсионера за установленный период на размер пенсии в процентах, начисляемых в зависимости от продолжительности стажа (от 55 до 75%). Нижняя граница (55% заработка) принимается за основу определения пенсии при достижении минимально необходимого стажа, а за каждый год его превышения исчисленная пенсия увеличивается на 1%. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №113-ФЗ «О порядке исчисления государственных пенсий» закрепил по существу два самостоятельных порядка определения размера трудовой пенсии: ранее действовавший и новый с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП). Этот коэффициент отражает трудовой вклад каждого конкретного пенсионера, поскольку рассчитывается исходя из продолжительности трудового стажа и величины заработной платы.

Расчет ИКП производится в следующем порядке.

Вначале определяется размер пенсии в процентах, полагающийся в зависимости от продолжительности трудового стажа. При наличии у мужчины 25 лет, а у женщины 20 лет общего трудового стажа размер пенсии устанавливается в размере 55% от исчисленного заработка. Для тех, кому пенсия по старости устанавливается на льготных основаниях при пониженном общем трудовом стаже, 55% полагаются при наличии требуемого им для назначения полной пенсии общего трудового стажа.

Затем определяется отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране. Для расчета среднемесячного заработка работника, выходящего на пенсию, по его желанию может быть взят заработок за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации устанавливается за тот же самый период, за который был исчислен среднемесячный заработок пенсионера.

Для определения ИКП размер пенсии в процентах, полагающийся в зависимости от продолжительности трудового стажа, умножают на исчисленное отношение среднемесячного заработка вышедшего на пенсию к среднемесячной заработной плате в стране. Среднемесячная заработная плата в стране четыре раза в год (не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября) утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Госкомстата России.

Размер пенсии в рублях рассчитывается умножением среднемесячной заработной платы, сложившейся в стране за квартал, предшествующий назначению пенсии, на ИКП пенсионера.

В соответствии с данным законом порядок пенсии, размер которых определен с применением ИКП, подлежат увеличению в связи с ростом заработной платы в Российской Федерации четыре раза в год: с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября.

С 1 января 2002 г. в Российской Федерации началась реализация пенсионной реформы. Она предполагает формирование институтов базовой, страховой и накопительной пенсий. Каждый из них призван обеспечивать реализацию определенной функции: 1) блокирование бедности (эту функцию должна выполнять базовая часть пенсии); 2) соединение личных и коллективных усилий по зарабатыванию прав на замещение заработков (страховая часть); 3) повышение личной ответственности за материальное обеспечение в старости (накопительная часть пенсии).

Финансирование базовой части осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемых в федеральный бюджет, а страховая и накопительная части пополняются за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.

В табл. 44 и 45 указаны тарифы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии:

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

Таблица 44

Тарифы страховых взносов на финансирование страховой и

 накопительной частей трудовой пенсии

 

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 280000 рублей 14,0 процента 8,0 процента 6,0 процента
От 2800001 рубля до 600000 рублей 39200 рублей  +5,5 процента с суммы, превышающей 280000 рублей 22400 рублей +3,1 процента с суммы, превышающей 280000 рублей 16800 рублей +2,4 процента с суммы, превышающей 280000 рублей
Свыше 600000 рублей 56800 рублей 32320 рублей 24480 рублей

 

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

Таблица 45

Тарифы страховых взносов на финансирование страховой и

 накопительной частей трудовой пенсии

 

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 280000 рублей 10,3 процента 4,3 процента 6,0 процента

 

Окончание табл. 45

 

От 2800001 рубля до 600000 рублей 28840 рублей  +5,5 процента с суммы, превышающей 280000 рублей 12040 рублей +3,1 процента с суммы, превышающей 280000 рублей 16800 рублей +2,4 процента с суммы, превышающей 280000 рублей
Свыше 600000 рублей 46440 рублей 21960 рублей 24480 рублей

 

При этом в течение 2005 – 2007 гг. для лиц 1967 г. рождения и моложе применяются следующие ставки страховых взносов (табл. 46, 47):

1) для выступающих в качестве работодателей страхователей, за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

Таблица 46

Ставки страховых взносов

 

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

2005-2007 годы

На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 280000 рублей 10,0 процента 4,0 процента
От 2800001 рубля до 600000 рублей 28000 рублей + 3,9 процента с суммы, превышающей 280000 рублей 11200 рублей + 1,6 процента с суммы, превышающей 280000 рублей
Свыше 600000 рублей 40480 рублей 16320 рублей

 

2) для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств:

Таблица 47

Ставки страховых взносов

 

База для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

2005-2007 годы

На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии
До 280000 рублей 6,3 процента 4,0 процента

 

 

Окончание табл. 47

 

От 2800001 рубля до 600000 рублей 17640 рублей +3,9 процента с суммы, превышающей 280000 рублей 11200 рублей + 1,6 процента с суммы, превышающей 280000 рублей
Свыше 600000 рублей 30120 рублей 16320 рублей

 

 

При этом законодательством установлен дополнительный тариф страховых взносов в ПФР для работодателей, использующих труд членов летних экипажей воздушных судов гражданской авиации, сверх ставки единого социального налога (взноса), зачисляемого в Пенсионный фонд РФ.

Сторонники пенсионной реформы отмечают следующие недостатки существовавшей до 2002 г. пенсионной системы.

Во-первых, в ее рамках практически ни один работник не мог самостоятельно определить величину своей будущей пенсии. Обязательства государства перед работниками четко не были определены.

Во-вторых, система не создавала стимулов для вывода заработной платы из «тени», т.е. для того, чтобы наемные работники и предприниматели в полной мере показывали реальный размер заработной платы. В результате налоги и страховые взносы выплачивались лишь с легальной части зарплаты, составляющей, по имеющимся оценкам, немногим более трети от доходов населения.

В-третьих, в связи с тем, что на финансирование пенсии реально шла незначительная часть доходов, а динамика потребительских цен определяется общим объемом всех легальных и нелегальных доходов населения, размер пенсии постоянно отстает от стоимости жизни и прожиточного минимума пенсионера.

В-четвертых, существовавшая пенсионная система фактически являлась системой социального вспомоществования, не связанной с политикой доходов населения. В результате примерно в 40 регионах России средняя пенсия приближается к размеру средней зарплаты.

В-пятых, создавался конфликт поколений, а также конфликт работников и работодателей.

В-шестых, расходы на выплату пенсии стали тяжким бременем для экономики.

Пенсионная реформа, по мнению ее разработчиков, позволит преодолеть все эти недостатки. Во-первых, в условиях новой пенсионной системы каждый работник сможет достаточно легко рассчитать размер своей будущей пенсии, поскольку сведения о накоплении пенсионных средств будут поступать к работнику регулярно.

Во-вторых, заработная плата учитывается в полном объеме и на протяжении всей трудовой деятельности. Такой подход стимулирует вывод заработной платы из «тени». Возникает возможность повышения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума.

В-третьих, создаются условия для солидарности поколений и социального партнерства.

В-четвертых, за счет накопительной части пенсионных взносов создается инвестиционный ресурс «длинных денег» (со сроком востребования 25-30 лет). Речь идет об очень крупных и постоянно растущих объемах потенциальных инвестиций. Так, на 1 января 2004 г. средства пенсионных накоплений составляли 95,6 млрд. руб., а в 2006 г. они, согласно официальному прогнозу, превысят 250 млрд. К началу же выплат накопительной части трудовой пенсии в 2012 г. соответствующие средства достигнут 12-14% ВВП и превзойдут по величине все иные инвестиционные ресурсы страны.

Одним из направлений реформирования пенсионной системы является отказ от монополии государства в этой сфере и создание, наряду с государственными, частных пенсионных фондов. Однако пока по такому пути пошли немногие страны. Среди них можно отметить страны с небольшой долей частного пенсионного страхования (Венгрия и Польша), страны с равными долями государственного и частного пенсионных фондов (Швейцария) и страны с преимущественно частным пенсионным страхованием (Австрия и Чили).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: