Стоимость потребительской корзины

Стоимость потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения исчисляется как сумма стоимости продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг.

При расчете стоимости потребительской корзины используются данные Росстата об уровне потребительских цен и тарифов.

Стоимость минимальных наборов продуктов питания рассчитывается умножением годовых объемов потребления продуктов питания для основных социально-демографических групп населения на соответствующие им данные об уровне потребительских цен на продукты питания.

Стоимость минимальных наборов непродовольственных товаров индивидуального пользования рассчитывается умножением годовых объемов потребления непродовольственных товаров индивидуального пользования для основных социально-демографических групп населения на соответствующие им данные об уровне потребительских цен на непродовольственные товары.

Годовые объемы потребления непродовольственных товаров индивидуального пользования рассчитываются путем деления количества товаров на срок их износа.

Стоимость продовольственных товаров общесемейного пользования (без стоимости предметов первой необходимости, санитарии и лекарств) рассчитывается умножением годовых объемов потребления непродовольственных товаров общесемейного пользования на одного человека на соответствующие им данные об уровне потребительских цен на непродовольственные товары.

Годовые объемы потребления непродовольственных товаров общесемейного пользования на одного человека рассчитываются путем деления количества товаров на срок их износа и на коэффициент семейности (установленный в размере 2,9).

Стоимость предметов первой необходимости, санитарии и лекарств исчисляются путем умножения суммы стоимости минимального набора непродовольственных товаров индивидуального пользования и минимального набора непродовольственных товаров общесемейного пользования (без стоимости предметов первой необходимости, санитарии и лекарств) на 10 и деления на 90 (что соответствует 10% от стоимости минимального набора непродовольственных товаров).

Стоимость жилищно-коммунальных и транспортных услуг рассчитывается путем умножения норм потребления жилищно-коммунальных услуг и объемов транспортных услуг на соответствующие им данные об уровне потребительских цен (тарифов) на эти услуги.

Стоимость других видов услуг потребительской корзины рассчитывается путем умножения суммы стоимости жилищно-коммунальных и транспортных услуг на 15 и деления на 85 (что соответствует 15% стоимости минимального набора услуг).

При расчете стоимости продуктов питания, непродовольственных товаров индивидуального пользования, транспортных услуг для трудоспособного населения доли мужчин и женщин в численности населения трудоспособного возраста установлены в размере 0,52 и 0,48 соответственно.

При расчете стоимости продуктов питания, непродовольственных товаров индивидуального пользования для пенсионеров доля мужчин и женщин в численности населения старше трудоспособного возраста установлена в размере 0,28 и 0,72 соответственно.

При расчете стоимости продуктов питания, товаров индивидуального пользования, транспортных услуг для детей доля детей в возрасте 0-6 лет и 7-15 лет в их общей численности установлена в размере 0,34 и 0,66 соответственно.

 

Прожиточный минимум

Величина прожиточного минимума для трудоспособного населения рассчитывается как сумма потребительской корзины для трудоспособного населения и расходов по обязательным платежам и сборам.

Основой для исчисления расходов обязательным платежам и сборам является стоимость потребительской корзины для трудоспособного населения, исчисленная в расчете на месяц.

В состав расходов по обязательным платежам и сборам включается налог на доходы физических лиц.

Величина прожиточного минимума для пенсионеров и детей равна стоимости соответствующей потребительской корзины, исчисленной в расчете на месяц.

Величина прожиточного минимума на душу населения рассчитывается исходя из величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и долей численности населения трудоспособного возраста, старше трудоспособного возраста, детей в возрасте 0-15 лет в общей численности населения (установленных в размере 0,573, 0,207 и 0,220 соответственно).

Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения за отчетный квартал рассчитывается на основании просуммированных величин прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения за три месяца отчетного квартала и делением полученной суммы на три.

Динамика величины прожиточного минимума в Российской Федерации отражена в табл. 36.

Таблица 36

Величина прожиточного минимума

(в среднем на душу населения; рублей в месяц)

 

 

Годы

Все население

из него по социально-демографическим группам населения

трудоспособное население пенсионеры дети
2000 1210 1320 909 1208
I квартал 1138 1232 851 1161
II квартал 1185 1290 894 1182
III квартал 1234 1350 930 1218
IV квартал 1285 1406 962 1272
2001 1500 1629 1144 1499
I квартал 1396 1513 1064 1405
II квартал 1507 1635 1153 1507
III квартал 1524 1658 1163 1514
IV квартал 1574 1711 1197 1570
2002 1808 1967 1379 1799
I квартал 1719 1865 1313 1722
II квартал 1804 1960 1383 1795
III квартал 1817 1980 1387 1799
IV квартал 1893 2065 1432 1880
2003 2112 2304 1605 2090
I квартал 2047 2228 1554 2039
II квартал 2137 2328 1629 2119
III квартал 2121 2318 1612 2089
IV квартал 2143 2341 1625 2113
2004 2376 2602 1801 2326
I квартал 2293 2502 1747 2259
II квартал 2363 2588 1793 2313
III квартал 2396 2629 1816 2336
IV квартал 2451 2690 1849 239

 

Прожиточный минимум как инструмент социальной политики может быть использован:

– в качестве базы для адресной социальной помощи;

– в качестве целевого ориентира при регулировании доходов и потребления малообеспеченных групп населения;

– для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

– для обоснования минимального размера оплат труда и трудовой пенсии по старости.

Использование прожиточного минимума в качестве социального норматива имеет временные ограничения. Ориентация на прожиточный минимум оправдана только в условиях экономических кризисов и на этапе их преодоления. Человек не может нормально существовать, сохранять здоровье и работоспособность в течение длительного периода времени, удовлетворяя свои потребности на уровне прожиточного минимума. Поэтому по мере оздоровления ситуации в экономике важнейшим социальным нормативом должен становится минимальный потребительский бюджет.

Минимальный потребительский бюджет – важнейший социальный норматив в условиях современной экономики. По своему экономическому содержанию он представляет собой баланс доходов и расходов, позволяющий определить стоимость жизни тех слоев населения, которые располагают минимальными доходами. Этот бюджет характеризует минимально необходимый уровень и структуру потребления материальных и духовных благ, а также размер дохода, позволяющий удовлетворять потребности на таком уровне. Минимальный потребительский бюджет, таким образом, представляет собой стоимостную оценку продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих нормальное воспроизводство рабочей силы трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных, а также обязательные платежи и сборы. Примерное соотношение прожиточного минимуму и минимального потребительского бюджета составляет 1:2.

Методы расчета минимального потребительского бюджета аналогичны методам расчета прожиточного минимума, однако он формируется на основе более высоких норм потребления, закладываемых в состав потребительской корзины.

Наряду с прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом в Российской Федерации рассчитывается также бюджет высокого достатка (рациональный потребительский бюджет). Он представляет собой стоимостную оценку рационального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, обеспечивающих развивающий уровень потребления (т.е. уровень, необходимый для развития личности), а также обязательные платежи и сборы. Он предполагает обеспечение рационального потребления граждан на основе научно обоснованных норм. При разработке этого бюджета используется бюджетная статистика по потреблению, ценам и тарифам применительно к высоко оплачиваемым семьям. В основу определения расходов на питание положено научно обоснованные нормы потребления продуктов питания, разработанные институтом питания АМН, обеспечивающие оптимальные условия для всестороннего развития организма, роста детей и эффективной жизнедеятельности взрослых. Они должны полностью покрывать энергетические затраты организма и удовлетворять потребности здорового человека во всех пищевых веществах при рациональном соотношении между ними.

Ориентация именно на научно обоснованные нормы потребления продуктов питания имеет исключительно важное значение. Нормальное развитие человеческого организма несовместимо ни с недоеданием, ни с перееданием. Между тем в настоящее время, согласно Института всемирного наблюдения (США), впервые за всю история человечества число людей с излишним весом сравнялось с числом, имеющих пониженный вес. В то время как число недоедающих в мире с 1980г. до конца XX в. снизилась до 1,1 млрд. человек, число жителей земли с излишним весом увеличилось до 1,1 млрд. В США к числу тучных принадлежит около 2/3 взрослого населения, что грозит им сердечными и другими заболеваниями.

Всероссийский центр уровня жизни предлагает следующие критерии распределение социальных слоев населения по уровню материального достатка (табл. 37).

Таблица 37

Критерии распределения социальных слоев населения по уровню

материального достатка

 

Социальный слой Критерий
Бедные Доходы (располагаемые ресурсы) ниже прожиточного минимума (ПМ)
Низкообеспеченные Доходы (располагаемые ресурсы) выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета (2 ПМ)
Среднеобеспеченные Доходы (располагаемые ресурсы) выше минимального потребительского бюджета, но ниже бюджета высокого достатка (7 ПМ)
Высокообеспеченные (состоятельные) Доходы (располагаемые ресурсы) выше бюджета высокого достатка

Важное значение имеют социальные стандарты в жилищно-коммунальном хозяйстве. В Российской Федерации утверждены 5 федеральных стандартов уровня оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Первый федеральный стандарт устанавливает социальную норму площади жилья: 18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи. Состоящей из трех и более человек, 42 кв.м – на семью из двух человек, 33 кв.м – на одиноко поживающих граждан. По мнению специалистов, этот стандарт не может быть единым для всех субъектов, так как не учитывает их специфику: разные структуры жилищного фонда, нормы обеспеченности населения жильем, условия проживания. Было бы целесообразнее эту социальную норму устанавливать в субъектах федерации.

Второй федеральный стандарт утверждает предельную стоимость предоставления жилищно-коммунальных услуг на 1 кв.м общей площади жилья в месяц. Этот стандарт установлен в целом по Российской Федерации и дифференцирован по экономическим районам. На 2006г. он установлен в размере 41,6 руб. на 1 кв. м в среднем по стране.

Третий федеральный стандарт устанавливает уровень платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также на коммунальные услуги по годам. На 2006г. его величина установлена в размере 100%.

Четвертый федеральный стандарт – максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг. В 2006г. этот показатель остался на уровне в размере 22%. В дальнейшем планируется его увеличение до 25%. По оценкам экспертов такое решение резко ухудшит условия жизни многих россиян. Специалисты считают максимально допустимым уровень этого стандарта в размере 15% совокупного дохода.

Пятый федеральный стандарт – стоимость капитального ремонта жилищного фонда. На 2006г. он утвержден в размере 3,2 руб. на 1 кв.м общей площади жилья в месяц в среднем по стране. При этом он дифференцируется по субъектам Российской Федерации.

Следует отметить, что эти федеральные стандарты носят рекомендательный характер. Им обязаны следовать в первую очередь регионы, получающие дотации из федерального бюджета. Органам власти субъектов Федерации рекомендовано исходить из федеральных стандартов при расчете размеров средств бюджетов муниципальных образований, направляемых на покрытие расходов предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, а также увязывать изменения в системе оплаты населения жилищно-коммунальных услуг с уровнем доходов и мерами по социальной защите малообеспеченных категорий граждан, снижением издержек производства этих услуг и повышением качества обслуживания потребителей.

В качестве стандартов обеспеченности образовательными учреждениями используется: число мест в дошкольных учреждениях, нормы наполняемости классов в общеобразовательных школах разных типов и др.

Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в медицинской помощи и медицинского обслуживания населения используются показатели обеспеченности врачами, больничными койками. Поликлиниками и амбулаторными учреждениями. В области культуры роль стандартов также призваны играть нормы развития сети массовых библиотек, кинотеатров, домов культуры в городах и сельской местности и т.п.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: