double arrow

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К ЭТОМУ ПРОЦЕССУ


Форма проведения:индивидуальная беседа с родителями.

Сроки проведения:октябрь-ноябрь 2017 г.

Возраст родителей:28-34 года, в беседе приняли участие 10 человек.

Возраст детей:2-6 лет.

Развитие современного дошкольника происходит в пространстве культуры. Культура дошкольника – интегральное качество личности, которое
воспитывается в детстве и основано на формировании духовных ценностей. Вместе с тем в современной науке о дошкольном детстве отсутствует четкое определение понятия «культура потребления» применительно к ребенку-дошкольнику, возможность воспитания основ культуры потребления в период дошкольного детства не исследовалась.

Ребенок включается в процесс потребления с первых лет жизни. По мнению современных экономистов, практическое научение экономике – исходная форма освоения опыта экономической жизни людей. Быт, улица, двор, повседневная деятельность вводят ребенка в мир экономических отношений.

Экономическое воспитание охватывает все стороны жизни человека – подсознательные, стихийные процессы и специально созданные системы воспитания и образования. Поэтому можно полагать, что и культура потребления формируется в процессе стихийной и целенаправленной социализации по мере взросления человека (А.А. Крулехт).




Проведенное исследование по данной теме позволило нам выявить следующие закономерности:

1. Родители очень часто и в большом количестве покупают ребенку игрушки (как правило это 1 раз в месяц), причем для этого им не нужен особый повод.

2. Велико влияние рекламы на желание детей иметь ту или иную игрушку (у детей в возрасте 5-6 лет).

3. Большинство родителей очень любят сами покупать игрушки и в основном, это те родители, у которых в детстве было ограниченное количество игрушек. При этом они получают огромное удовольствие при покупке игрушек.

4. Наблюдается печальная тенденция, что выбор игрушек родителями происходит от желания ребенка и, как следствие, в большинстве случаев покупаются не нужные игрушки и практически не покупаются развивающие игрушки, (в основном это игрушки из рекламы), также было выявлено, что приоритет при выборе игрушки родители отдают цене и качеству приобретаемой игрушки.

5. Получается, что если финансы позволяют купить то, что ребенок взял в руки в магазине, то это «автоматом» покупают т.е. это как критерий выбора игрушки при покупке (в большинстве случаев у детей до 4 лет).

6. Интерес ребенка к игрушке: для детей игрушки не имеют ценности от их переизбытка, интерес к игрушкам у ребенка не сохраняется надолго (в основном 1-2 месяца).

В результате опроса мы видим нежелание родителей брать на себя активную роль в процессе формирования культуры потребления ребенка. Важно понимать ответственность и осознавать, что это зависит именно от семьи. Родители, к сожалению, не прививают детям те навыки, которые необходимы для потребления: не объясняют детям как покупать, как сравнивать продукцию, обращая внимание на ее технические характеристики и свойства; как грамотно распорядиться доходом; не формируют у детей соответствующее отношение к приобретаемому товару.



И если внутри семьи не регулируется эта область, то дети бесконтрольно и активно усваивают то, что льется с экранов, то, что навязывается посредством рекламы, фильмов, героев шоу, мультфильмов…

Из всего выше сказанного, можно сформулировать вывод, что отношение родителей к процессу потребительской социализации детей дошкольного возраста сводится к собственному бессилию и пассивному отношению в данном вопросе; выяснилось, что родители являются ведомыми, а мнение ребенка и его желание в выборе игрушек является ключевым и определяющим. Напрашивается риторический вопрос: только ли в вопросе приобретения игрушек родители идут на поводу у своего ребенка или это может касаться и других вопросов познания ребенком окружающего мира.

 








Сейчас читают про: