Конституционно-правовой статус федерации и субъектов федерации

    Федерация — это добровольное объединение двух и более государственных образований в одно государство, в основе которого лежит государственно правовой акт, федеральная Конституция, закрепляющая правовой статус субъектов федерации, определяющая их компетенцию, а также разделение полномочий между федерацией и субъектами.

    Признаки:

1. Добровольность объединения государственного образования в единое государство.

2. Вхождение в состав федерации территории субъектов федерации.

3. Симметричный конституционный статус субъектов федерации и их равноправие.

4. Разграничение компетенции между федерацией и её субъектами.

5. Наличие двухпалатной системы законодательства (федерации и её субъектов).

6. Существование самостоятельной системы органов законодательной, исполнительной власти субъектов федерации.

7. Наличие единого федерального гражданства.

8. Наличие собственной Конституции субъекта.

9. Функционирование самостоятельной судебной системы в субъектах.

10. Возможность установления гражданства в субъектах.

11. Ассиметричный конституционный статус субъектов федерации.

    Симметричная федерация — субъекты обладают равным объёмом полномочий и у них у всех одинаковое правовое положение в рамках федерации.

    Асимметричная федерация — федерация, в которой одни субъекты имеют более высокий статус, чем другие и, как следствие, обладают большим объёмом полномочий.

Административно-территориальное устройство субъектов федерации.

    Административно-территориальное устройство субъектов федерации — это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Действующая Конституция РФ не регулирует вопросы административно-территориального устройства субъектов. Эти вопросы область деятельности самого субъекта, каждый из которых решает их самостоятельно применительно к своим специфическим условиях в конституциях республик и уставах других субъектов.

    Территориальные единицы, входящие в состав субъектов РФ в общем можно разделить на 2 виды:

1. Базовые (районы и города республиканского, областного (краевого) значения).

2. Первичные (города районного подчинения, районы в городах, поселки и сельские поселения). 

    Административно-территориальная единица — это часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, созданная для осуществления управления и имеющая законодательно установленный статус и наименование.

Понятие местного самоуправления и его принципы.

    Местное самоуправление — это сложное, многоаспектное социальное явление. Его можно рассматривать в нескольких аспектах:

1. Право граждан на самостоятельное заведование местными делами.

2. Основополагающий принцип конституционного строя и организации власти.

3. Способ народовластия.

4. Форма народовластия.

5. Это деятельность граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения, непосредственно через органы местного самоуправления.

6. Образ жизни людей на высоком уровне развития гражданского общества и демократического государства. 

7. Показатель степени развития демократии, зрелости общества.

8. Способ децентрализации власти.

    Принципы МС — это обусловленные природой местного самоуправления начала и идеи, которые лежат в основе организации и деятельности населения, сформированных им органов для самостоятельного осуществления управления местными делами.

    Основные принципы:

1. Народовластие.

2. Законность.

3. Гласность.

4. Коллегиальность.

5. Объединение местных и государственных интересов.

6. Выборность.

7. Правовая, организационная и финансово-экономическая самостоятельность в пределах установленных законом.

8. Подотчетность, ответственность перед населением органов и должностных лиц МС.

9. Государственная поддержка и гарантии МС.

10. Судебная защита МС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: