Понятие и политико-правовая природа местного самоуправления. Его отличие от государственного управления

    Понятие МС в современной правовой науке не имеет четкого, однозначно принятого всеми учеными определения.

    Традиционно отмечают 3 аспекта интерпретации МС:

1. МС как одна из основ конституционного строя определяющая систему демократического управления в нашей стране, представляет собой специфический уровень власти, который, с одной стороны, участвует в осуществлении воли государства, с другой – наиболее полно учитывает интересы населения. Осуществление МС – один из принципов демократии.

2.МС как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Решения вопросов местного значения обеспечивают муниципальные права (коллективные), например: право на самоорганизацию и на признание территорий в качестве муниципальных образований, на самостоятельное осуществление населением власти через органы МС, на самостоятельное определение структуры органов МС, на проведения местного референдума, на муниципальные выборы, право граждан на осуществление МС, избирать и быть избранными в органы МС и др.

3. МС как форма народовластияозначает форму осуществления народом своей власти, в пределах установленных Конституцией, федеральными законами, в случаях установленных федеральными законами – законами субъектов РФ, самостоятельно (только населением или органом МС) и под свою ответственность. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам своим имуществом и не отвечают по обязательствам РФ и ее субъектов.

    Отличия МС от государства:

1. Различия в характере власти: местная власть – власть подзаконная, действующая в рамках, установленных верховной властью.

2. Разграничение сфер компетенции государства и МСУ. Речь идет об отграниченности круга дел, предоставленных местному самоуправлению.

3. Самостоятельность источников средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства для осуществления своих задач.

4. Теоретически ограниченный, выборный принцип, согласно которому МС – способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень – наиболее приближенный к населению, обладает значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.

Система органов местного самоуправления.

    Система МС — это определенная в Конституции и законах совокупность субъектов и разнообразных организационных форм с помощью которых население, проживающее на территории муниципального образования, решает вопросы местного значения, осуществляет функции и полномочия местного самоуправления.

    Система МС включает в себя:

1. Формы непосредственного волеизъявления жителей муниципальных образований. Они относятся к образовательным формам (местные выборы, местные референдумы голосования за отзыв депутата местного совета, сход граждан).

2. Органы самоорганизации населения.

3. Органы МС (глава муниципального образования (мэр, сельский голова, председатель районного совета), представительные органы МС (советы депутатов), исполнительные органы МС (исполкомы -Украины; местные администрации - РФ), иные органы и должностные лица МС).

Полномочия и формы работы органов местного самоуправления.

    Полномочия органов МС можно разделить на 2 группы:

1. Собственные полномочия, в число которых входит подгруппа исключительных полномочий представительного органа МС.

2. Делегированные полномочия. Полномочия органов государственной исполнительной власти, которые они передают для осуществления органам МС, при этом из государственного бюджета выделяются средства на осуществление делегированных полномочий.

    Классификация полномочий органов МС в зависимости от сферы деятельности:

1. В области бюджета и финансов.

2. В области управления муниципальной собственностью по взаимоотношению с предприятиями, учреждениями и организациями на территории МС.

3. В области земельных отношений и охраны окружающей природной среды.

4. В области строительства жилищного хозяйства: коммунального, бытового, торгового обслуживания населения, транспорта и связи.

5. В сфере социально-культурного обслуживания населения.

6. В сфере социальной защиты населения.

7. В сфере охраны общественного порядка, прав и свобод граждан.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: