Особенности, характерные для описания таможенной системы как объекта управления:
- большая размерность регулируемых, контролируемых и измеряемых величин;
- наличие как непрерывных, так и дискретных параметров
- существенная нелинейность, включая случаи изменения вида функциональных зависимостей
- большое разнообразие математических описаний (моделей) – полимодельность
- трудности теоретического анализа и создание адекватных аналитических моделей
- ограниченная воспроизводимость в эксперименте
Структурно-организационное представление таможенной системы
В рамках организационного подхода таможенная служба характеризуется как целое в государственном устройстве России, определяются ее место и роль в политико-экономической деятельности государства. Кроме того, этот подход также позволяет целостно представить и внутреннюю структуру единой системы таможенных органов.
Повышение эффективности таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической деятельности России в значительной мере определяется согласованностью процессов их развития с направленностью и динамикой эволюционного развития Российской Федерации и мирового сообщества. Такая согласованность достигается на основе реализации следующих механизмов: интеграции таможенной службы в сферу политико-экономической деятельности государства, адаптации таможенной службы к эволюционирующей экономической политике Наличие таких механизмов и их использование обеспечивают качественное изменение места и роли таможенной службы в государственно-экономической и социальной жизнедеятельности страны.
|
|
Рис. 35. ФТС России как элемент макросистемы – государственно-политеческий аспект
Таможенная служба на основе тех же представлений сама является метасистемой, т.е. состоит из совокупности вложенных систем, показанных на рис. 36.
Рис. 36. Таможенная служба России как метасистема-структурно-организационный аспект
Необходимо также подчеркнуть, что в первом случае (см. рис. 35) речь шла о макроуровневом представлении таможенной службы и о свойственных ей макропроцессах в целях анализа ее роли в государстве. Во втором (рис. 36) - о метауровневом представлении службы и характерных для этого уровня метасистемах и процессах в целях структурно-организационного анализа собственно таможенной службы.