Необходимость постановки и решения проблемы таможенного маркетинг-менеджмента актуализируют следующие основные факторы:
1. комплексная реформа бюджетной системы на основе реализации метода бюджетирования, ориентированного на результат";
2. непосредственное влияние современных рыночных механизмов на идеологию и организацию таможенного администрирования;
3. развитие сектора таможенных услуг в сфере ВЭД;
4. дальнейшее развитие международного сотрудничества в таможенной сфере.
1. В основе реформирования - переход от идеи "управление по затратам" к идее "управление по результатам". Суть подхода:не расходы ради расходов, а расходы ради достижения конкретных результатов в сферах, где государство более эффективно, чем рыночный сектор. Государство должно отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставления значительной части бюджетных средств и перейти к принципу оплаты в соответствии с получаемыми обществом результатами.
Начало реализации такой концепции сопровождается переходом к новому методу бюджетного планирования, который назван "бюджетированием, ориентированным на результат"(что и ставит напрямую проблему маркетинга). На первом месте-планирование и контроль не затрат, а результатов на основе сопоставления тех или иных бюджетных программ, конкуренции программ, контроля (мониторинга) результатов.
|
|
2. Таможенная система непосредственно взаимодействует со сферой российской экономики и, прежде всего, сферой ВЭД, фундаментальную основу функционирования которой составляют современные рыночные механизмы. В таких условиях таможенная система должна адекватно идентифицировать рынок, осознавать свою роль, занять свою нишу на таком рынке, понимать, какой "товар" на таком рынке она предлагает, для кого, кто ее конкуренты и как наиболее эффективно такой товар можно реализовать. Следовательно, такая система в целях эффективного таможенного регулирования и контроля должна адекватно воспринимать природу рынка, обладать как свойствами самообучения, адаптации, самоорганизации и саморазвития, так и механизмами их реализации на практике. Более широко - она должна быть конкурентоспособна на этом рынке.
3. - ставит проблему маркетинга в коммерческом секторе таможенных услуг. Взаимодействие таможенных институтов с участниками ВЭД становится важнейшим фактором эффективного выполнения стоящих перед таможенной службой задач по ускорению товарооборота, пополнению бюджета и обеспечению национальной безопасности страны. На современном этапе ФТС России наиболее активно содействует торговле по следующим основным направлениям:
|
|
• использование мирового опыта по взаимодействию с бизнесом в таможенном секторе;
• привлечение к разработке правовых актов, затрагивающих интересы деловых кругов, представителей заинтересованных объединений предпринимательских структур в качестве консультантов;
• информирование заинтересованных лиц по вопросам применения таможенного законодательства и использования таможенных процедур;
• предоставление участникам ВЭД возможности использования упрощенных таможенных процедур;
• создание специальных технологических схем оформления товаров, ввозимых в рамках крупных инвестиционных проектов, и др.
4. - является существеннейшим фактором, актуализирующим проблему маркетинга таможенных услуг в глобальном масштабе. Основные направления этого процесса следующие:
• активизация участия таможенной службы России во Всемирной таможенной организации, в других международных организациях и объединениях, в том числе и в таможенных;
• сближение законодательных норм и правил, регламентирующих вопросы таможенного дела в государствах-участниках СНГ;
• расширение практики заключения соглашений об информационном обмене и помощи в таможенных вопросах с таможенными администрациями других стран, прежде всего стран ЕС, СНГ, Китая и Турции.
В таких условиях таможенной службе России требуется:1) активно участвовать в международных и региональных блоках, объединениях и организациях, повышение эффективности деятельности ее представительств за рубежом. 2) установить более тесные и продуктивные взаимосвязи между таможенными службами стран ЕС и России, 3)участвовать в реализации концепции общего экономического пространства на основе концепции Общего европейского экономического пространства.
56. Формы представления и описания таможенного дела.