Современная теория управления находится в непрерывном развитии. Ее базовые компоненты (концепции, теоретические модели, методы и технологии) эволюционируют с разной скоростью, что объясняется их различной востребованностью человеческой практикой. В силу этого всегда будут существовать различные ее ответвления — новые концепции и специальные разделы теории, а также соответствующие проблемы как источники появления.
Наиболее существенные проблемы развития теории управления, следующие:
1. Проблема соответствия между субъектом и объектом Центральная задача, решаемая в ходе исследования - поиск механизма управления, объединенного в целое, меры, силы и средства воздействия на субъект.
2. Обоснование методов оптимальных решений. Центральная задача - согласование оптимальных решений организации как системы с целями макросистемы.
3. Обоснование качества информации для управления. Центральная задача - повышение достоверности, полноты и своевременности информационного обеспечения управления
|
|
4. Обоснование показателей качества и эффективности. Центральная задача - формирование согласованной сбалансированной системы результативности деятельности организации.
5. Дальнейшее развитие методологии и механизмов управления на основе целостно-эволюционного (когнитивного) подхода.
Общетеоретические проблемы управления в полном объеме можно отнести и к таможенному делу, поскольку как объект теории таможенное дело — это непрерывно эволюционирующая во времени и пространстве, развивающаяся система управления. Наличие таких признаков у системы позволяет осуществлять широкие заимствования концепций, технологий и методов государственного управления, менеджмента и различных частных теорий для совершенствования теории и практики управления таможенным делом.
Наиболее актуальные проблемные вопросы в теории управления таможенными органами следующие:
- формирование базовой идеи института таможенного дела посредством интеграции идей таможенного администрирования, таможенной логистики и маркетинга таможенных услуг;
- формирование теории управления таможенным делом (таможенного менеджмента) на основе интегративной модели сервисно-ориентированного администрирования;
- формирование согласованной и сбалансированной системы целей, критериев и показателей оценки результативности деятельности таможенных органов;
- формирование системы показателей, критериев и методического инструментария оценки эффективности деятельности руководителей таможенных органов и их структурных подразделении;
- формирование комплексов задач поддержки принятия управленческих решений, развитие методической и программно-технической базы для их автоматизированного решения;
- повышение качества информации, развитие технологии для осуществления информационно-аналитической и управленческой деятельности.
Циклический характер и последовательность шагов по решению проблем развития теории и практики управления таможенными органами представлены на рис. 5.