Денежно-кредитное регулирование и денежно-кредитная политика

 

Денежно-кредитное регулирование представляет собой один из механизмов государственного регулирования экономики, оно направлено на изменение объемов денежной массы, процентных ставок, объемов кредитования и других параметров, определяющих спрос и предложение денег и стоимость национальной денежной единицы.

Субъектами денежно-кредитного регулирования являются так называемые «монетарные власти»− органы, наделенные полномочиями принимать решения, влияющие на денежную сферу и стабильность национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, министерство финансов и ЦБ.

Объектами денежно-кредитного регулирования выступают спрос и предложение денег. Функция спроса на деньги формируется под влиянием многих факторов, контролировать которые монетарные власти прямо и непосредственно не могут, они оказывают лишь косвенное воздействие на формирование спроса и учитывают функцию спроса на деньги, выбирая механизмы денежно-кредитного регулирования. Предложение денег, напротив, может контролироваться монетарными властями и особенно ЦБ. Но под полным контролем ЦБ находится только денежная база.

Формирование же денежной массы и ее отдельных агрегатов Ml, М2 и М3− это результат взаимодействия ЦБ, коммерческих банков и небанковского сектора. При этом эффективность влияния, которое оказывает ЦБ на объем денежной массы, зависит от трансмиссионного механизма, связывающего денежную базу и денежные агрегаты.

Примечание:

В экономической теории под деньгами в узком смысле понимаются М1и деньги до востребования.

Денежные агрегаты:

М1– наличные деньги;деньги до востребования

М2 – М1 +сберегательные и срочные мелкие вклады

М3 – М2 +крупные срочные вклады (свыше 100 тыс.дол.)

М4 – М3 + депозитные сертификаты в крупных коммерческих банках

В России:

М0– наличные деньги

М1– М0 + депозиты до востребования

М2– М1 + срочные вклады

М3 – М2+депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Отношение денежной массы к денежной базе называется денежным мультипликатором.

Денежная масса – сумма наличных денег + депозиты (больше денежной базы);

Денежная база – сумма наличных денег + резервные требования

Вектором, задающим направление управляющим воздействиям ЦБ на денежную базу и денежную массу, служит уровень реального производства. Исходящее от ЦБ предложение денег должно быть таким, которое не препятствует повышению реального выпуска, но в то же время и не провоцирует роста цен. Таким образом, управление денежным предложением для ЦБ задано своеобразным коридором возможностей: нижний уровень роста денежной массы обусловлен ростом экономики (реального и финансового сектора), а верхний − допустимым уровнем инфляции.

Денежно-кредитная (монетарная) политика – направлена на обеспечение устойчивого экономического роста, поддерживания макроэкономического равновесия, сглаживания цикличности производства. Ее суть – воздействие на уровень инфляции, безработицы, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей через денежное обращение и кредит.

Главным звеном денежно-кредитной политики является Центральный банк.

Мероприятия монетарной политики ведут к росту ВВП, а следовательно и к экономическому росту. Ее инструменты (операции на открытом рынке ценных бумаг, учетно-процентная политика и регулирование обязательной нормы банковского резерва) делают все, чтобы привлекать инвестиции в национальную экономику, т.е. опять же это приводит к росту ВВП.

Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банк Росси) определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) Процентные ставки по операциям Банка России; Исходя из оценки общего состояния экономики и его прогноза на ближайшую перспективу, Центральный банк разрабатывает ϲʙᴏюпроцентную политику, кᴏᴛᴏᴩая будет важнейшим методом денежно-кредитного регулирования. Стоит заметить, что она предполагает установление Центральным банком шкалы процентных ставок поϲʙᴏим операциям с кредитными организациями и оказание ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего воздействия на рыночные процентные ставки. При ϶ᴛᴏм традиционно выбирается одна официальная процентная ставка по предоставлению ресурсов кредитным организациям, кᴏᴛᴏᴩая служит базой для расчета остальных ставок.

Учитывая зависимость от применяемых инструментов рефинансирования официальная ставка, устанавливаемая Центральным банком, называется ключевой ставкой (7,75%).

2) Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Обязательные резервы (резервные требования) − один из традиционных инструментов денежно-кредитной политики центральных банков, используемый для регулирования общей ликвидности банковской системы. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и недопущения неограниченного роста денежной массы в обращении. Центральный банк устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банков, а также порядок их депонирования на специальных счетах по учету обязательных резервов либо на корреспондентских счетах банков в Центральном банке.

Обязательные резервы относятся к «грубым» инструментам денежной политики, поскольку даже небольшое изменение резервных ставок оказывает сильное воздействие на уровень ликвидности коммерческих банков и в конечном счете на размеры денежного предложения. Чтобы не усиливать неопределенность функционирования банков, не осложнять им управление своей ликвидностью, центральные банки развитых стран существенно снизили размеры резервных требований и стали относительно редко прибегать к изменению резервных ставок. В ряде стран (в Великобритании, Канаде, Швеции и др.) ϶ᴛᴏт инструмент признали малоэффективным и устаревшим и полностью отказались от его применения.

3) Операции на открытом рынке ценных бумаг − это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Предположим, что в экономике наблюдается инфляция, т.е. излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, доходность для покупателя растет (по ним платится процент) – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами. Если центральный банк покупает ценные бумаги, то цены на них растут, процентные ставки снижаются, а денежная масса, находящаяся в обращении, растет.

Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект.

4) Рефинансирование кредитных организаций;

5) Валютные интервенции −значительное разовое целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс, осуществляемое путём продажи или закупки банком крупных партий иностранной валюты. Валютная интервенция осуществляется для регулирования курса иностранных валют в интересах государства. Коротко говоря, валютная интервенция − это воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс путём закупки или продажи большого количества иностранной валюты.

6) Установление ориентиров роста денежной массы;

7) Прямые количественные ограничения;

8) Эмиссия облигаций от своего имени.

Также можно отметить, что Центральный банк может применять инструменты прямого контроля (административно-количественные инструменты), традиционно имеющих форму директив, инструкций, направленных на ограничение сферы деятельности кредитных институтов в целях контроля количества или цены денег, депонированных в коммерческих банках и предоставленных ими кредитов. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов будут примерами количественного контроля. Максимальные размеры ставок по кредитам или депозитам будут примерами контроля в области процентных ставок (цены денег).

Административно-количественные инструменты могут применяться выборочно (селективно) по отношению к отдельным банкам, группам кредитных организаций, либо по отношению к отдельным видам банковских операций (установление максимальных темпов роста или максимальных процентов по отдельным видам кредитов, например, ипотечных, депозитов и т.д.).

Меры прямого контроля применяются традиционно в условиях недостаточного развития финансовых рынков или иных инструментов денежно-кредитной политики, а также в кризисных ситуациях, требующих быстрого и жесткого воздействия на финансовую сферу. Вместе с тем длительное применение данных инструментов может оказывать искажающее влияние на рынки, содействовать оттоку финансовых ресурсов на неконтролируемые (так называемые серые) рынки, т.е. в «теневую» экономику или за рубеж, появлению денежных суррогатов, а также усилению бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России стремится основной упор делать на применение рыночных (косвенных) инструментов регулирования. Вместе с тем законодательно предусмотрена возможность применения Банком России и прямых количественных ограничений, под которыми понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. При ϶ᴛᴏм Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: