Проблема эффективности государственного сектора экономики

 

Одними из основных причин низкой рентабельности госсектора являются неэффективность управления, некомпетентность и проявление бесхозяйственности. Государственные предприятия зачастую нерационально используют ресурсы. В государственном секторе существует сложившаяся система управления, характеризующаяся чрезмерным бюрократизмом в принятии управленческих решений. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию персональной ответственности за принятие решений и к снижению требований к компетентности должностных лиц. Наблюдается отсутствие должного контроля за эффективностью использования государственных субсидий и низкая восприимчивость к новшествам в технологиях и методах управления. Проблема экономической эффективности государственного сектора является ключевой в определении его существования.

В оценке эффективности могут быть использованы 2 подхода: с точки зрения рентабельности и с точки зрения полезности для народного хозяйства страны в целом. Среди причин низкой рентабельности государственного сектора следует разделять объективные и субъективные. Среди объективных причин главной можно считать специфическую отраслевую структуру госсектора, поскольку государственные предприятия сосредоточены главным образом в тех отраслях, в которых прибыли либо незначительны, либо их просто быть не может. Еще одной причиной является то, что госсектор берет на себя значительные социальные расходы: государственные компании тратят больше денег на пенсии и социальные пособия, жилищное строительство, обучение молодых сотрудников, экологические мероприятия и местное благоустройство. При рассмотрении различных аспектов экономической эффективности госсектора следует исходить из того, что он создан и существует не по критериям рыночной рентабельности. Государственный сектор призван заместить частный капитал в сферах низкой рентабельности с момента своего образования. В своей дальнейшей деятельности государственные объекты сознательно идут на снижение собственной рентабельности, руководствуясь при этом не рыночными критериями прибыли, а соображениями стабилизации существующего строя.

 

 

Планирование социально-экономического развития в условиях рыночной экономики

 

В настоящее время уже общепринято, что важнейшим рычагом государственного регулирования в условиях рыночной экономики являются прогнозирование и планирование социально-экономического развития. Объективная их необходимость обусловлена:

− неспособностью рыночной экономики к саморегулированию, особенно на кризисных стадиях воспроизводственных циклов;

− необходимостью поддержания рациональных народнохозяйственных пропорций;

− усложнением межотраслевых и региональных связей;

− деятельностью государства как субъекта рыночных отношений.

С переходом к рыночной экономике развивается индикативное планирование как способ сознательного, целенаправленного управления социально-экономическими процессами в государственном, а также и в негосударственном секторах. Т.е. является основным методом воздействия на функционирование рыночной экономики. Индикативные планы органично и взаимосвязано соединяют в едином документе концепции социально-экономического развития; прогнозы функционирования экономики; государственные программы; экономические регуляторы.

В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, огромное значение приобретает внутрифирменное планирование. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, именно это и предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: