double arrow

Оборотные активы: источники формирования и показатели эффективности использования.

 

Оборотные активы − это активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые, как минимум, однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла.

В отличие от основных средств, которые неоднократно участвуют в процессе производства, оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на вновь изготовленный продукт.

Источниками формирования оборотных активов являются собственные, заемные и привлеченные средства. В состав собственных источников формирования минимальной потребности предприятия в оборотных активах входят: уставный капитал, излишки оборотных средств на начало планируемого года, прибыль, устойчивые пассивы, фонд накопления, целевое финансирование.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой показателей:

1. Собственный оборотный капитал (собственные оборотные средства) характеризует ту часть оборотных активов, которая финансируется за счет собственных средств или долгосрочных обязательств.

 

 

где СОК – собственный оборотный капитал;

СОК должен быть > 0.

 

Наличие собственных оборотных средств − необходимое условие обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Минимальное значение данного показателя рекомендуется устанавливать в размере 10% от общего объема оборотных активов. Чем выше данный показатель, тем устойчивее финансовое состояние предприятия, тем больше у него возможностей к проведению независимой финансовой политики. Однако иметь слишком высокий показатель (более 50% оборотных активов) не очень хорошо, так как предприятие неэффективно использует денежные средства.

2. Оборачиваемость оборотных средств − это длительность одного полного кругооборота средств, от приобретения производственных запасов до реализации готовой продукции и поступления денег на расчетный счет предприятия. Чем быстрее оборотные средства проходят эти фазы, тем больше продукции предприятие может произвести использованием одной и той же суммы оборотных средств. Оборачиваемость зависит от специфики производства и условий сбыта продукции, особенностей в структуре оборотных средств и других факторов.

Скорость оборачиваемости оборотных средств исчисляется с помощью следующих показателей:

a) коэффициент оборачиваемости – количество оборотов, которые совершают за анализируемый период оборотные средства и их отдельные элементы.

Коэффициент оборачиваемости исчисляется по следующей формуле:

где В – выручка,

Соб – среднегодовая стоимость оборотных активов;

b) коэффициента загрузки оборотных активов − показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости. Он показывает, сколько оборотных средств приходится на 1 руб. выручки от реализации продукции. Коэффициент загрузки рассчитывается по следующей формуле:

 

где КЗОС − коэффициент загрузки оборотных активов;

Коб — коэффициент оборачиваемости оборотных активов;

c) период оборачиваемости − средний срок, за который возвращаются вложенные в производственно-хозяйственные операции денежные средства.

Длительность одного оборота оборотных средств рассчитывается по формуле:

где Доб – период оборачиваемости;

Т − количество дней в анализируемом периоде (год − 360 (365) дней, квартал − 90 дней);

Коб − коэффициент оборачиваемости

 

Различают общую и частную оборачиваемость.

Общая оборачиваемость характеризует интенсивность использования оборотных средств по всем фазам кругооборота, не отражая особенностей кругооборота отдельных элементов или групп оборотных средств.

Частная оборачиваемость отражает степень использования оборотных средств в каждой отдельной фазе кругооборота, в каждой группе, а также по отдельным элементам оборотных средств (оборачиваемость запасов, оборачиваемость дебиторской задолженности и т.п.).

Чем быстрее оборотные средства совершают кругооборот, тем лучше и эффективней они используются. Ускорение оборачиваемости ведет к высвобождению части оборотных средств (материальных ресурсов, денежных средств), которые могут быть использованы предприятием на дальнейшее расширение производства, освоение новых видов продукции, улучшение снабжения и сбыта и другие меры совершенствования предпринимательской деятельности.

Относительное высвобождение оборотных средств представляет собой разность между потребностью в оборотных средствах организации, исчисленной исходя из плановой или фактически достигнутой оборачиваемости в отчетном году, и той суммой, с которой организация обеспечила выполнение производственной программы в следующем году.

Относительное высвобождение оборотных средств в результате изменения длительности одного оборота определяется следующим образом:

 

где  − период оборачиваемости оборотных средств в отчетном периоде, в днях;

 − период оборачиваемости оборотных средств в базовом (предыдущем) периоде, в днях;

 − среднедневная выручка от реализации продукции в отчетном периоде.

Оборачиваемость оборотных средств может ускоряться или замедляться. При замедлении оборачиваемости в оборот вовлекаются дополнительные средства. Эффект ускорения оборачиваемости выражается в сокращении потребности в оборотных средствах в связи с улучшением их использования, их экономии, что влияет на прирост объемов производства и, как следствие, на финансовые результаты.

 

Сущность, необходимость и цели планирования в организации. Принципы и методы планирования.

 

Планирование является основной функцией менеджмента, которая связывает все управленческие функции. Без планирования организация не в состоянии четко определить свои цели и направления деятельности.

Планирование – это вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации, пути и способы его достижения.

Цель планирования – определение необходимого количества ресурсов, внедрение нововведений для адекватного реагирования на изменения внешней среды. Планирование является необходимым условием успешной деятельности организации в будущем, это процесс подготовки обоснованных перспективных решений.

Главная задача планирования, как функции менеджмента, заключается в следующем:

− дает ориентиры будущего состояния организации;

− оказывает содействие решению проблем, которые возникают в процессе работы;

− стимулирует организацию, координацию и мотивацию работы;

− порождает полезную информацию на основании сигналов обратной связи о фактическом состоянии управляемых объектов;

− требует повышения квалификации персонала;

− делает необходимым контроль выполненного, учет, анализ.

Принципы планирования (по А. Файолю):

принцип необходимости планирования означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности. Этот принцип особенно важен в условиях свободных рыночных отношений, поскольку его соблюдение соответствует современным экономическим требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях;

принцип единства планов предусматривает разработку общего или сводного плана социально-экономического развития предприятия, то есть все разделы годового плана должны быть тесно увязаны в единый комплексный план. Единство планов предполагает общность экономических целей и взаимодействие различных подразделений предприятия на горизонтальном и вертикальном уровнях планирования и управления;

принцип непрерывности планов заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования, организации и управления производством, как и трудовая деятельность, являются взаимосвязанными между собой и должны осуществляться постоянно и без остановки;

принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия;

принцип точности планов определяется многими факторами, как внешними, так и внутренними. Но в условиях рыночной экономики точность планов трудно соблюсти. Поэтому всякий план составляется с такой точностью, которую желает достичь само предприятие, с учетом его финансового состояния, положения на рынке и других факторов.

Методы планирования:

1) Нормативный метод. Его сущность заключатся в расчете необходимых ресурсов для деятельности предприятия на основе установленных ставок налогов, уровня амортизационных отчислений и прочих элементов. То есть особое внимание уделяется имеющимся нормам и техническим нормативам.

2) Балансовый метод. Его основа – составление специализированных форм отчётности. Они носят название балансов. Благодаря этому происходит состыковка финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия, и потребности в них. Планирование в экономике с использованием балансового метода позволяет спрогнозировать необходимость поступления средств в фонды.

3) Бюджетный метод. Его еще называют бюджетированием. Он предполагает создание адекватной системы управления финансовыми средствами, которая основывается на разработке бюджетов. Особенность в строгой иерархии. Это позволяет четко контролировать поступление и расход средств, а также создает прочный фундамент для разработки эффективного стратегического плана.

4) Экономико-математический метод. Заключается в построении модели, которая отражает взаимосвязь показателей и факторов. Здесь используются таблицы, уравнения, графики, неравенства и прочие математические приемы.

5) Программно-целевой метод. Представляет собой целую систему выработки разнообразных решений, принимаемых на всех уровнях, но четко связанных друг с другом.

6) Расчётно-аналитический метод. Предполагает разбиение всех работ и группировку имеющихся ресурсов по составным элементам и существующим взаимосвязям. Также производится анализ наиболее эффективного варианта и составление на основании этого макета плана.

7) Экспериментальный метод. Предполагает разработку норм, моделей на основании замеров и проведения опытов. Здесь также принимается во внимание профессионализм менеджеров, специалистов по планированию и прочего персонала.

8) Отчетно-статистический метод. Это планирование, которое основывается на отчетной, статистической информации. Она должна характеризовать текущее состояние предприятия и свидетельствовать о любых изменениях, происходящих в нем.

Рассмотренные выше методы финансового планирования позволяют составить варианты развития текущего состояния предприятия, предусмотреть проблемы, подготовить пути их решения. В условиях нынешней экономической ситуации это особенно важно для руководства любой организации. Методы планирования дают возможность хозяйствующему субъекту быть гибким и быстро приспосабливаться к внешним воздействиям.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: