Государственный бюджет и принципы его построения

 

Бюджет – экономические отношения, связанные с формированием централизованного фонда денежных средств, направленных на выполнение задач и функций государства и общества.

Категории бюджета: финансовые – в нее включают распределительную и контрольную функции бюджета; экономические – отношения, связанные с формированием денежных фондов за счет распределения и перераспределения ВВП и национального дохода; правовая – бюджет представляет собой правовой акт (закон) для государственных бюджетов, постановления органов представительной власти (для местных бюджетов), формирование и выполнение которых является обязательным для всех экономических субъектов.

Все бюджеты в РФ объединены в бюджетную систему – основаны на экономических отношениях и государственном устройстве, регулирующиеся нормами права, совокупностью федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов (фонды социального страхования, пенсионные, пособия по болезни, безработице).

Бюджетное устройство – это организация взаимосвязей между звеньями бюджетной системы.

Уровни бюджетной системы:

IКонсолидированный бюджет РФ:

− федеральный бюджет;

− свод консолидированных региональных бюджетов.

II Консолидированный региональный бюджет:

− региональный бюджет;

− свод бюджетов городских округов;

− свод консолидированных районных бюджетов;

III Консолидированный районный бюджет:

− районный бюджет;

− свод бюджетов городских и сельских поселений;

− бюджет городских округов.

Движение финансовых потоков внутри бюджетной системы осуществляется в соответствии с ее структурой: федеральные деньги, предназначенные для местных бюджетов, поступают в региональные бюджеты, а оттуда в местный.

Бюджетная система РФ основана на следующих принципах (в соответствии с Бюджетным кодексом):

1) принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, перечнем нарушений, мер ответственности при принятии исполнения обязательств формирования доходной части бюджета и источников финансирования дефицита бюджета (ИФДБ);

2) принцип разграничения доходов, расходов и ИФДБ между бюджетами бюджетной системы означает закрепление конкретных источников доходов, расходов и возможности ИФДБ за бюджетами бюджетной системы (отдельно за федеральным бюджетом, отдельно за региональным бюджетом, отдельно за местным);

3) принцип самостоятельности бюджетов означает:

− право и обязанность органов управления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

− право и обязанность органов управления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

− право органов власти устанавливать размеры налогов и сборов, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты;

− право органов власти и самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;

− недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и ИФДБ других бюджетов, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов, либо за счет консолидированного бюджета или без определения бюджета;

− право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

− недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного и налогового законодательства, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

− недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4) принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований означает, что определение бюджетных полномочий всех уровней власти осуществляется в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленные в РФ;

5) принцип полноты отражения доходов, расходов и ИФДБ означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

6) принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

7) принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства должны расходоваться на достижении заданного результата с использованием наименьшего объема средств (экономностью), либо достижение наилучшего результата при использовании определенного объема средств (результативности);

8) принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и ИФДБ, за исключением установленных законом случаев;

9) принцип прозрачности (открытости) означает:

− обязательное опубликование в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

− размещение информации в сети «Интернет»;

− стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

10) принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12) принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13) принцип единства кассы означает, что все доходы и расходы бюджета осуществляются с единого расчетного счета.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: