Государственная преференциальная политика как инструмент обеспечения устойчивого развития корпоративных структур

 

Государственная поддержка находит проявление в различные рода преференциях, признание значения которых неоднозначно. Считается, что преференциальный механизм распределения государственных ресурсов «культивирует практику иждивенчества и патернализма», когда «более важное значение для предприятий приобретает финансовая поддержка со стороны государства, чем их собственные усилия и получение ими прибыли в результате этих усилий» вместе с тем даже в странах рыночной экономики меры государственной поддержки нередко обосновываются необходимостью решения социальных и экономических проблем.

Преференция (от лат.Praeferentia’ − предпочтение) − это название льготы или преимущества, которая предоставляется отдельному государству, предприятию, организации для того, чтобы поддержать определенные виды деятельности. Преференции могут быть осуществляемы в качестве понижения налогов, скидок на таможенные пошлины, освобождений от платежей, предоставлений кредитов на выгодных условиях. Преференции устанавливают в виде инвестиционных налоговых кредитов и целевых налоговых льгот для того, чтобы финансировать инвестиционные и инновационные затраты.

 То, что государственные органы власти поддерживают хозяйствующие субъекты с помощью предоставления разного рода преимуществ не должно устранять конкуренцию между участниками рынка, так что процесс предоставления государственных или муниципальных преференций будет урегулирован и проконтролирован с помощью антимонопольного законодательства, в том числе – Федерального закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006.

Предоставление государственных или муниципальных преференций происходит на основе правовых актов, изданных государственными органами в исключительно определенных целях.

Цели, на которые предоставляются государственные или муниципальные виды преференций:

1 Цели, которые затрагивают социальные права человека и гражданина или социальные цели:

− обеспечить жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера и местностях, которые приравниваются к ним;

− защитить окружающую среду;

−  развить физическую культуру и спорт;

− обеспечить население социальными услугами;

−  сохранить здоровье граждан;

2 Цели, которые затрагивают экономические права человека и гражданина или экономические цели:

− обеспечить обороноспособность и безопасность государству;

−  произвести сельскохозяйственную продукцию;

−  проводить регулярные мероприятия по охране труда;

−  поддерживать субъектов малого и среднего бизнеса;

− поддержка тех некоммерческих организаций, которые отличаются социальной ориентацией, что соответствует положениям Федерального закона «О некоммерческих организациях».

3 Цели, которые затрагивают культурные права или культурные цели:

− развивать образование и науку;

− проводить научные исследования;

− сохранять, использовать, популяризировать и охранять на государственном уровне объектов культурного наследия России;

− развивать культуру, искусство; сохранить духовные ценности.

 

 

Методы и инструменты обеспечения устойчивого развития корпоративных структур

 

В условиях нестабильной внешней среды и высокой конкуренции внутренняя бизнес-среда должна стать опорой устойчивого развития предприятия.

Методы обеспечения устойчивости предприятия различаются в зависимости от механизма их воздействия на угрозы и включают следующие схемы, приемы, технологии: резервирование; страхование; хеджирование; избежание; изменение плана предприятия; адаптация и изменение среды.   

Достижение устойчивого развития предприятия возможно на основании выполнения следующих требований:

а) необходимость максимально возможного увеличения потенциала предприятия;

б) оптимальность темпов развития с учетом влияния множества факторов, в том числе и рыночной конъюнктуры;

в) интенсификация (развитие, расширение) производства при условии снижения материальных издержек с целью высвобождения неиспользуемых ресурсов;

г) возможность стимулирования производства за счет фондов поддержки, таких как фонды материального поощрения персонала, фонды под предстоящие расходы, страховые фонды и др.;

д) обоснованность запасов недоиспользованных мощностей с целью снижения затрат на содержание и эксплуатацию излишнего количества складов;

е) определение качественных характеристик, таких как надежность продукции, обоснованность цены изделия или услуги, положительная деловая репутация фирмы и способность в будущем удовлетворять потребности покупателя.

Ряд экономистов относят к экономически инструментам: объемы и структуру производства, инвестиции, денежную массу и параметры денежного обращения, структуру расходов и доходов предприятия налоги и налоговые ставки, налоговые льготы, тарифы оплаты труда, банковские ставки кредитного и депозитного процента, ставку рефинансирования. Все выше перечисленные инструменты являются важными и обоснованными. Сюда следуют отнести еще такой важный инструмент регулирования как управленческие решения. От своевременности принятия, качества и эффективности принятия управленческих решений во многом зависит эффективность его деятельности и устойчивое развитие. Неэффективные управленческие решения могут дестабилизировать обстановку и выступать как антирегуляторы процесса устойчивого развития предприятия.

Компании используют разнообразные инструменты устойчивого развития в своей деятельности, к которым относятся: стандарты системы менеджмента качества, использование нефинансовой отчетности, вовлечение всех структурных подразделений в процесс устойчивого развития компании.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: