Инвестиционная политика устойчивого регионального развития

 

Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов. Рассматривая тенденции инвестиционной деятельности в регионе, следует отметить что, региональная инвестиционная деятельность чрезвычайно важна для становления национальной экономики в целом.

Рассматривая тенденции инвестиционной деятельности в регионе, следует отметить что, региональная инвестиционная деятельность чрезвычайно важна для становления национальной экономики в целом. Подтверждением данного тезиса может служить то обстоятельство, что в Европейском Союзе (ЕС) в качестве необходимого условия успешного экономического развития рассматривают именно формирование и осуществление региональной инвестиционной политики. В течение последних лет в результате теоретических дискуссий и общественного признания новых идей по национальному технологическому и инновационному развитию важность региона как территориальной экономической единицы значительно возросла.

Основная причина такого усиления внимания к региональному развитию в условиях глобализации мировой экономики, заключается в следующем:

 1. Сегодня общепризнанно, что в условиях глобализации для любой страны важным условием устойчивости и экономической независимости становится способность, как отдельных регионов, так и страны в целом быстро реагировать на изменения внутренней и внешней конъюнктуры, осуществлять оперативную адаптацию за счет арсенала средств инвестиционного развития экономики. Таким образом, именно региональная составляющая во многом определяет конкурентоспособность национального бизнеса на современном мировом рынке. Важность региональной переориентации инвестиционной политики связана с характером инновационного развития мировой экономики. Постепенно уходит эпоха доминирования крупных транснациональных компаний, которые ориентировались, прежде всего, на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт. Особенностями технологической и инновационной политики в этом случае было стремление к снижению затрат и международному разделению труда, при котором вывоз капитала в страны с меньшими издержками давал дополнительные преимущества. На смену приходит эпоха наукоемкого производства, в котором не масштабы, а способность к постоянному обновлению продукции за счет внедрения новых технологий играет решающее значение в усилении конкурентных позиций нации на мировом рынке. Здесь малый и средний бизнес начинает доминировать, поскольку он лучше приспособлен к быстрой смене технологий продуктов, может создавать конкурентоспособную продукцию при более низких капиталовложениях и быть конкурентоспособным даже при росте традиционных издержек за счет высокой добавленной стоимости.

2. Региональная переориентация инвестиционной политики связана с особенностями создания и использования принципиально новых технологий, которые становятся все более затратными ввиду больших расходов на осуществление научных исследований и подготовку высококвалифицированных кадров. В то же время существует огромный риск того, что новые идеи и технологии могут быть быстро усвоены странами и компаниями, не имевшими к их финансированию никакого отношения. «Утечка» вложенных в создание интеллектуальных ресурсов общественного капитала также происходит и по причине высокой миграции специалистов между странами. Поэтому важным условием устранения такого эффекта становится быстрейшая коммерциализация новых технологических достижений, то есть внедрение в бизнес-среду, которая создаёт стимулы для национальных компаний по их использованию в производстве и продвижению результатов на рынок. Только это может позволить авторам инновационных разработок получить должный экономический эффект от внедрения новой технологии.

3. Условием высокой конкурентоспособности и устойчивости многих стран на мировом рынке становится углубление промышленной и торговой специализации. В условиях значительного многообразия направлений экономического развития невозможно достичь высоких позиций на мировом рынке по всем товарным позициям. Многие страны вынуждены искать уникальную нишу для достижения высоких конкурентных позиций. Это приводит к селекции промышленных отраслей, к появлению новых производств, которые в условиях существующих региональных различий позволяют максимально чётко определить специализацию технологической политики, то есть направление концентрации инвестиционного потенциала страны и ее регионов.

4. С региональной специализацией связано и то, что процесс распространения новых технологий между национальными фирмами, производящими одинаковую продукцию, происходит во много раз быстрее, чем в условиях диверсифицированного национального производства. Это вполне объяснимо, поскольку региональная специализация предполагает множество фирм, производящих материалы и оборудование в рамках обозначенной специализации, а также опыт управления таким производством и внедрение товаров на рынок. Все это значительно сокращает затраты на освоение новых технологий фирмами региона. Как следствие, происходит значительное увеличение совокупного коммерческого (и экономического) эффекта для региона, поскольку эффект от внедрения новой технологии умножается на количество фирм региона, достигших успеха в её внедрении и продвижении на рынок.

5. Немаловажной причиной усиления роли регионального инвестиционного развития является современная инновационная экономика. Успех развития во многом зависит от того, насколько новые знания формируются в зависимости от характера местных задач при реализации планов экономического развития региона и насколько тесно взаимодействуют местные элиты для обмена знаниями, выбора правильного направления для приложения своих интеллектуальных усилий, оценке результатов и, если необходимо, корректировки направления развития. В современной экономике очень важно создавать и развивать знания в тех направлениях, которые могут дать нации новые конкурентные преимущества. Модель взаимодействия локального и национального инвестинга уже формируется в рамках планов ЕС по созданию единой европейской инновационной экономики. Признавая многообразие вариантов региональной инвестиционной политики, ЕС все большие усилия направляет на создание сети между регионами для обмена информацией и опытом в целях развития взаимодействия и координации усилий. Таким образом, в современной Европе полным ходом идет создание региональных инновационных образований, которые являются ядром общего европейского успеха в политике, направленной на создание, внедрение и продвижение материализованных в товаре новых технологических идей. С учетом территориальной протяженности и богатого потенциала российских регионов развитие в них инвестиционной деятельности может дать весомый экономический эффект. Очевидно, национальная экономическая стратегия нашей страны должна основываться на первоочередном развитии мощного инвестиционного потенциала каждого региона с учётом его специфических особенностей. Поэтому региональная инвестиционная политика представляется важным шагом на пути к созданию национальной инновационной системы в России.

Из мировой практики известно, что при угнетенном внутреннем спросе ориентация на экспортные рынки становится мощным инновационным импульсом, побуждающим не только разрабатывать и внедрять новые технологии, но и постоянно их совершенствовать в условиях достаточно жесткой конкуренции. Именно такие регионы при проведении правильной политики разумного сочетания жесткости рынка и поддержки процесса развития могут стать своеобразными локомотивами для других регионов страны, распространяя на них инвестиционный и инновационный импульсы. Отдалённые от политического центра регионы вынуждены полагаться на собственные силы и учитывать возможности, предоставляемые рынком, а не только текущим раскладом политических сил. Поэтому таким регионам должна отводиться одна из ведущих ролей при формировании российской региональной инвестиционной политики. Из мировой практики также известно, что к инновационной деятельности в большей степени готовы депрессивные регионы. Именно в них возникает потребность преодолеть кризис за счет новых технологических решений по снижению затрат или создания принципиально новых товаров одновременно с появлением новых компаний. Напротив, в тех регионах, где прежняя структура промышленности ещё способна давать стабильный доход и тем самым создавать условия экономической и политической стабильности, стремление к инновациям будет намного ниже. Поэтому в новой российской стратегии задирами инновационного процесса должны будут выступать наиболее кризисные регионы. Представляется целесообразным, что создание инновационной региональной экономики следует начинать в тех регионах, где возможно появление и развитие малого и среднего инновационного бизнеса как опоры для экономики всего региона.

 В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы:

− разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;

− предоставление гарантий сохранности частного капитала;

− предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;

−  создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;

−  содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;

− выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;

−  мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;

− содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.

С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны. Российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а, следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Формирование региональной инвестиционной политики должно сопровождаться созданием соответствующих структур, в обязанности которых будут входить решения задач по реализации инвестиционного процесса в регионе, и наделением их соответствующими полномочиями. Необходимо в законодательном порядке определить статус этих организаций и систему взаимоотношений друг с другом, а также с потенциальными инвесторами и заказчиками. В целом, на мой взгляд, основой формирования эффективной инвестиционной политики развития региона является построение стратегии развития инвестиционной сферы и использование качественной методики определения инвестиционных приоритетов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: