Государственная политика обеспечения устойчивого регионального развития

 

Региональная политика государства − это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и регионами, а также регионов между собой.

Стратегической целью региональной политики Российской Федерации является обеспечение устойчивого развития региона, предполагающего достижение высокого качества жизни населения. Эта цель разбивается на ряд подцелей, среди которых можно назвать:

1) обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов. Достижение цели направлено, прежде всего:

− на обеспечение эффективной интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности территорий страны, что должно открыть доступ их территорий к источникам социально-экономического роста;

− на развитие инфраструктурной базы социально-экономического роста в территориях;

− на формирование конкурентоспособных в глобальном масштабе территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационноемких секторах экономики;

− на обеспечение перехода к поляризованному развитию и создание нового пространственного каркаса страны из «опорных регионов»;

2) стимулирование процесса новой «регионализации» − консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. Данная цель направлена:

− на обеспечение сплоченности территорий и единства экономического пространства страны при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;

− устранение барьеров на свободное перемещение рабочей силы, товаров и услуг, капиталов, открытие региональных рынков;

− устранение препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне и т.д.;

3) развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения:

− обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности как в стране, так и на отдельных территориях за счет поддержки молодых семей и молодежи для стимулирования подъема компенсаторной рождаемости, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста;

− создание системы образовательных проектов, направленных на развитие кадрового потенциала территорий, обеспечение воспроизводства населения и стабилизации его численности как в стране, так и на отдельных территориях;

− содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответ на вызовы новых экономических условий;

− реализация миграционных программ, обеспечивающих формирование в российских регионах эффективных балансов демографических и трудовых ресурсов, а также адаптацию (ассимиляцию, интеграцию и натурализацию) мигрантов в российском обществе;

− повышение продуктивности этнокультурного потенциала российского общества;

4) улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансированности экономического развития:

− стабилизация экологической ситуации в регионах Российской Федерации;

− коренное улучшение состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;

− введение хозяйственной деятельности в пределах емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики регионов;

5) повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне:

− содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне − создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, программно-целевого бюджетирования и бюджетирования, ориентированного на результат, новых механизмов административного регулирования и управления, взаимоотношений с органами местного самоуправления, развития механизмов частно-государственного партнерства;

− стимулирование региональных и местных стратегических инициатив, направленных на социально-экономическое развитие регионов, создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры и содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов;

− стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации к ускоренному созданию условий для высоких темпов роста в базовых отраслях экономики и увеличению доходов региональных бюджетов.

Таким образом, в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления; появились новые проблемы − безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; беженцы и вынужденные переселенцы; резкое ухудшение социально-экономической и демографической ситуаций во многих регионах.

Самой важной конечной целью региональной политики является достижение высокого качества жизни людей, создание наиболее оптимальных условий для их жизни, достижение социальной справедливости в местах проживания. В то же время региональная политика появляется там, где существуют какие-либо проблемы, в соответствии с которыми решаются задачи региональной политики: обеспечение инвестиционной привлекательности региона, сглаживание территориальных диспропорций, перераспределение ресурсов между регионами, стимулирование различных видов экономической деятельности, оптимизация территориальной структуры общества, решение различного рода социальных проблем и т.д.

Выбор конкретных приоритетов региональной политики должен определяться, прежде всего, особенностями и потребностями регионов.

Необходимо перенести акцент с природно-сырьевых ресурсов на ресурсы, основанные на знаниях, только на их основе можно эффективно осуществлять реструктуризацию экономики регионов и экономики страны.

В качестве основных принципов включения социальных факторов в реструктуризацию экономики выступают:

1) ориентация перестройки экономики на создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие человека, его самореализацию;

2) приоритетное развитие знаний и эффективное их использование в духовном и материальном производстве;

3) устойчивое повышение качества жизни всего населения страны.

Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне, не будучи обобщением политики регионов, она должна быть ориентирована на приоритет общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного самоуправления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: