Инвестиционный климат − совокупность политических, социально-экономических и финансовых факторов, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска при вложении капитала.
В количественном отношении инвестиционный климат региона характеризуется уровнем и соотношением двух основных показателей − инвестиционной привлекательности региона и инвестиционной активности в нем.
Инвестиционная активность в регионе (инвестиционная активность региона) характеризует интенсивность привлечения инвестиций в его основной капитал.
Инвестиционная привлекательность региона представляет собой совокупность различных объективных признаков, средств, возможностей и ограничений, определяющих инвестиционную активность в нем.
Создавая благоприятные условия для инвесторов и предпринимателей, власти регионов используют различные инструменты, среди которых важное место занимают налоговые льготы и преференции, а также возможность регулирования региональных налоговых ставок. Кроме того, следует отметить, что последние годы в связи с ограниченностью финансовых средств и усилением конкуренции регионов и за инвесторов, и за инвестиции, которая возросла в связи с мировым финансовым кризисом, налоговые льготы используются как один из механизмов конкурентной борьбы за инвесторов.
|
|
Наиболее часто используются льготы по тем налогам, ставки которых регионы, согласно Налоговому кодексу РФ, могут снижать. Это налог на имущество и транспортный налог. Кроме того, регионы могут снижать и налог на прибыль в части, зачисляемой в бюджет региона. Хотя сам налог на прибыль согласно ст. 13 Налогового кодекса РФ относится к федеральным налогам, однако согласно ст. 284 кодекса из налоговой ставки по налогу на прибыль в размере 20 %, лишь 2 % зачисляются в федеральный бюджет, а 18% − в бюджеты субъектов РФ. При этом регионы могут своими законами понизить ставку налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков с 18% до 13,5%.
Налог на имущество и транспортный налог в принципе являются региональными налогами и в соответствии с Налоговым кодексом РФ устанавливаются этим кодексом и законами субъектов РФ. Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность дифференциации налоговых ставок налога на имущество в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества, являющегося объектом налогообложения. Ставку транспортного налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты определяют законодательные органы субъекта РФ. Законами субъектов РФ ставки налога, предусмотренные в Налоговом кодексе, могут быть увеличены либо уменьшены, но не более чем в 10 раз. Согласно НК РФ, региональные органы власти могут устанавливать льготы по налогу на имущество и по транспортному налогу.
|
|
Льготы по земельному налогу, который Налоговым кодексом РФ отнесен к местным налогам, применяются органами местного самоуправления с целью стимулирования инвесторов во многих регионах − субъектах РФ. Средства от этого налога поступают в бюджет того муниципального образования, на территории которого находится земельный участок. Ставки земельного налога устанавливаются НК РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, Кроме того, местные органы определяют порядок и сроки уплаты налога.
Налоговые льготы используются регионами в целях привлечения инвестиций для развития наиболее важных именно для этого региона направлений экономики или производств, для развития социальной сферы; для развития территории региона; для реализации стратегических и приоритетных инвестиционных проектов; для осуществления инновационных проектов и модернизации; для привлечения в экономику региона определенных объемов инвестиций и др. Во многих случаях для решения этих проблем используются налоговые льготы одновременно по нескольким налогам.
Специальные налоговые режимы устанавливаются организациям-резидентам, которые осуществляют свою деятельность на территории особых экономических зон. Согласно статье 284 Налогового кодекса РФ организациям-резидентам этих зон ставка налога на прибыль от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, не может быть выше 13,5%. В соответствии с этим положением в регионах, имеющих ОЭЗ, например, в Республике Бурятия, Алтайском крае, Иркутской области и др., организациям-резидентам предоставляются льготы по налогу на прибыль в отношениисумм, зачисляемых в бюджет региона − ставка снижается до 13,5%.
В Ставропольском крае бессрочно освобождаются от налога на имущество на территории регионального туристско-рекреационного парка или регионального технологического парка организации, использующие это имущество для ведения деятельности в качестве резидента парка. Кроме того, в крае освобождаются от налога на имущество на пять лет (с момента постановки его на учет) организации-резиденты особой экономической зоны. Данная льгота распространяется на имущество, созданное или приобретенное для осуществления деятельности на территории данной ОЭЗ.