Механизмы, инструменты и проблемы формирования и использования фондов институтов страхования

Проблемы формирования страховых фондов в России тесно связаны с функционированием российского страхового рынка, так как основа проблем заключена не в методологии страхового фонда, а в его практическом применении. Страховой фонд представляет собой сущность страхования, процесс его осуществления, соответственно в анализе проблем необходимо иметь в виду взаимосвязь между этими понятиями.

Несмотря на долгую историю, страховой рынок в России занимает небольшую долю. Согласно проведенному исследованию за 2014: «развивающиеся страны с относительно невысоким экономическим потенциалом расходуют на социальное обеспечение не более 16-18% ВНП; расходы в высокоразвитых странах составляют 30% ВНП». По России данный показатель составляет лишь 13%. Страховой рынок в России занимает меньший объем, чем положено даже для развивающихся стран, что само по себе говорит о низком развитии рынка. Существует несколько предпосылок сложившейся ситуации:

1) Отсутствие средств. В современной ситуации, характеризующейся высоким неравенством доходов, многие граждане не в состоянии обеспечивать свои риски страховыми гарантиями, как и осуществлять любые другие инвестиции или фонды самострахования. С другой стороны граждане с высоким уровнем дохода будут стремиться инвестировать средства в более устойчивые иностранные финансовые институты, что соответствует утечке капитала из страны, или в предметы роскоши.

2) Отсутствие доверия. Доверие к страховым компаниям крайне важно в данной деятельности, так как фактически компания, лишаясь лицензии, ничем кроме имени и возможных прибылей не рискует. С другой стороны, страхователь платит деньги изначально и рискует лишиться своих средств. Рынок страхования в России невелик, а значит неустойчив. Страховыми компаниями действительно выбираются организационно-правовые формы, не связанные с личной ответственностью владельца, и в случаях реализации крупных рисков страховым компаниям бывает чаще объявить о своем банкротстве, чем сохранять дело. Фактически самыми востребованными страховыми компаниями являются либо государственные учреждения, принадлежащие государственным банкам или те немногие, которые на рынке уже много лет и дорожат своим брендом. Граждане не доверяют страховым компаниями, а страховые компании не всегда могли бы оправдать доверие.

3) отсутствие понимания сути страховой деятельности. Непонимание сути страхования − серьезная проблема для экономики России. Как показывают исследования, страховые компании развитых стран являются вторым по объему инвестиций инвестором после банков. Страхование каждого гражданина предоставляет не только гарантию возмещения риска ему, но и другим предприятиям страны за счет приобретенных у них ценных бумаг. Отношение кстрахованию как к излишней трате убыток для всех субъектов общества.

Следует отметить, что проблемы формирования страховых фондов и неэффективного управления ими взаимосвязаны. В методологии существуют расхождения по вопросу формирования фондов из взносов или из доходов предприятия, однако согласно законодательству, страховые фонды должны формироваться из общих чистых доходов компании, то есть напрямую связаны с инвестиционной деятельностью. Чем выше доходы компании, тем больший страховой фонд она в состоянии себе позволить и тем больше ее дальнейшие возможности.

Исходя из данных структуры инвестиций страховых компаний, можно выделить следующее: порядка 50% средств фонда тратится на инвестиции. Из них большинство, 31% занимают средства в коммерческих банков. Хотя банки и являются более надежными институтами, чем многие другие организации, в которые можно было бы инвестировать средства, однако они так же являются посредниками на финансовом рынке. Таким образом, страховые компании передают деньги в банк, который в дальнейшем выдаст эти же деньги другим организациям, но уже дороже. Доля перестрахования занимает 20%, акции и векселя, то есть используемые ценные бумаги, всего 8 и 11%. Присутствует дебиторская задолженность в размере 5%. В целом описанная проблема относится не только к формированию страховых фондов компаний или к рынку страхования, но и финансовому рынку в целом, его устойчивости и развитию.

Кроме глобальных макроэкономических проблем и рисков, которые так или иначе оказывают влияние на рынок страхования, выделяют и другие проблемы, непосредственно с формированием страховых фондов. Можно также выделить несколько проблем обязательного страхования. Опираясь на зарубежный опыт, можно сделать вывод, что эффективная система формирования фонда должна включать 40-60% денежного участия работодателя, 10-30% — страхователя и 20-40% на государство или внебюджетные фонды − для особенно уязвимых слоев населения. Современная же система приводит к тому, что граждане не могут "потянуть" столь высокие взносы, в результате чего страхового фонда достаточно лишь для небольших выплат. Пенсии или пособия по безработице составляют лишь 30-35% от заработной платы. Кроме сформулированной вышевыделим еще ряд трудностей системы обязательного страхования, которые так же могут влиять на нерациональное формирование страховых фондов:

− отсутствие единой законодательной базы для всех систем обязательного страхования;

− неэффективный механизм пересчета страховых выплат;

− определение страховых тарифов не связано с актуарными расчетами (это процесс, в ходе которого определяется себестоимость и стоимость страховой услуги), анализом статистических данных.

Все эти черты вносят неясность и неустойчивость в систему формирования централизованного страхового фонда, что отражается в его неэффективности и несоответствию социальным потребностям

Возможность страховщиков инвестировать в реальный сектор экономики ограничена в основном требованиями организаций, контролирующих деятельность страховых компаний по размещению страховых резервов и постоянной потребностью в ликвидных средствах для выплаты страхового возмещения. Инвестиции могут проходить в основном последующим направлениям: вложения в ценные бумаги (кроме государственных облигаций и ценных бумаг, выпускаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления); вложения в права собственности на долю участия в уставном капитале;инвестиции в недвижимое имущество.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: