Другая педагогическая модель реализации дошкольного образования – это модель «воспитатель»

Данная модель существует во многих детских садах, где нет возможности выделить ставку эколога. На практике она представлена двумя вариантами: первый — экологическое образование осуществляют несколько воспитателей, зачастую без координации своих действий; второй — задачи по экологическому образованию включаются в план работы воспитателей всех групп, а направление в целом курирует и контролирует методист или руководитель учреждения.

Воспитатель создает в группе необходимую развивающую предметную среду (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей), в течение дня вовлекает ребенка в различные экологически ориентированные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т.п.). Модель «воспитатель» также предполагает наличие у воспитателя определенной подготовки в области экологического образования.

Экологическое просвещение родителей

Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. Поэтому одна из первостепенных задач ДОУ — привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада.

Подготовка и переподготовка педагогических кадров. В середине 90-х годов в общее образование стала вводиться экология как самостоятельная, хотя и необязательная, дисциплина. Учебный материал, обеспечивающий достижение базового, академического и профориентированного уровня экологической образованности, может включаться в обязательный компонент учебного плана школы несколькими путями. Общие схемы экологического образования в учебных заведениях:

Многопредметная модель экологического образования предполагает экологизацию содержания традиционных предметов как естественнонаучного, так и общественно-гуманитарного циклов. Главная ее идея состоит в том, чтобы, используя имеющийся в школе набор учебных предметов, усовершенствовать их содержание и на основе принципа дополнительности раскрыть учащимся различные аспекты социальной экологии (естественнонаучные, экономические, нравственные, технические, эстетические

Однопредметная модель экологического образования. Предполагается изучение экологии как самостоятельного предмета. Она предполагает создание специальных интегрированных предметов (курсов) экологической направленности, которые имеют самостоятельное место в обязательном разделе учебного плана каждой ступени общеобразовательной школы. Наибольшая трудность осуществления этой второй модели в массовой школе в ближайшее время видится в неподготовленности педагогических кадров к ведению предметов, интегрированных на основе экологического содержания.

Смешанная модель. Содержание экологических знаний вводится с учетом особенностей традиционных учебных предметов, а также целостно в самостоятельных интегрированных предметах. Она объединяет в себе достоинства основных положений двух предыдущих моделей

Экология как элемент общей культуры личности включена в подготовку учителя любой специальности.

Сотрудничество ДОУ с другими учреждениями

Чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа.

1. Организационное направление предполагает сотрудничество с целью организации экспериментальных площадок, ознакомления и оформления необходимых документов в области экологического образования, участия в конференциях, в совещаниях, в обобщении и публикации результатов работы.

2.Образовательное направление: сотрудничество с органами образования различного уровня с целью грамотного выбора программ, методик и обмена опытом с другими д\с.

Преемственность со школой.

4. Повышение квалификации: постоянный контакт детских садов с ИПК и другими организациями, специализирующимися в данной области.

5. Научное консультирование: сотрудничество ДОУ с различными научными организациями, институтами, университетами.

6. Финансовое: дополнительное финансирование дошкольных учреждений региональными экологическими фондами.

7. Эколого-оздоровительное: со стороны медицинских учреждений и учреждений санэпидемнадзора.

8. Практическое: различные природоохранные акции.

9. Рекламное. Освещение работы дошкольных учреждений в прессе и на телевидении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: