Экологический паспорт ДОУ №

1. Экологическая ситуация

Общая характеристика района. Уровень загрязнения в целом, наличие промышленных предприятий, состояние подземных и поверхностных вод, растительного, животного мира; уровень радиационного и шумового фона; состояние здоровья населения и другие сведения, которые помогут оценить экологическую обстановку). Такие данные ежегодно публикуются местными комитетами по экологии, органами санэпидемнадзора. Эта информация представляет большой интерес и для родителей, может послужить отправной точкой для обоснования необходимости экологического образования детей.

Характеристика непосредственного окружения учреждения. В этой графе отмечаются источники экологической опасности: близлежащие промышленные предприятия, свалки, оживленные транспортные магистрали, источники шумового, электромагнитного и радиационного загрязнения, указывается роза ветров. Делается вывод о благоприятной визуальной среде (с точки зрения нового направления экологии — видеоэкологии монотонные, серые, с постоянно повторяющимся геометрическим рисунком (например, полосами, прямоугольниками) здания отрицательно влияют на самочувствие, на психическое состояние детей и взрослых). Если же детский сад находится в неблагоприятном с точки зрения видеоэкологии месте, воспитатели должны правильно выбирать места прогулок, бывать в парке, в лесу, посадить деревья, кустарники на территории.

В этой графе отмечаются также близлежащие парки и водоемы, их состояние, назначение. Информация данного подраздела помогает выбрать наиболее безопасные участки для прогулок с детьми, составить соответствующие рекомендации для родителей, определить видовой состав и расположение зеленых насаждений в зависимости от специфики окружающих предприятий и розы ветров.

2. Характеристика территории учреждения

Общие данные. Указывается история возникновения и время постройки учреждения, размеры площади участка. Составляется план участка, отмечаются основные объекты (игровые площадки, газоны и т.п.).

Почвы, растительный и животный мир. Составляется список растений территории, с указанием культурных, дикорастущих и сорных видов, жизненных форм растений. Отмечается тип и характер почв (естественные, искусственные или насыпные; с остатками строительного мусора, сухие или увлажненные), степень использования удобрений или других добавок для выращивания растений. Отмечается площадь зеленых насаждений в пересчете на каждого ребенка в сравнении с нормой (30—40 кв. м зелени на ребенка). Анализируется состав зеленых насаждений с точки зрения их защитной роли (уменьшение шумового, химического загрязнения среды) с целью усиления его защитных функций. Составляется список птиц, насекомых и других животных участка.

Важным показателем состояния территории является степень ее вытоптанности (обычно это игровые площадки, дорожки).

Зонирование территории. На карту территории наносятся игровые, спортивные, хозяйственные зоны, наиболее влажные (сухие), затененные (освещенные) зоны, наиболее вытоптанные участки (тропинки, игровые площадки), отдельно лежащие камни.

Загрязнение территории. Графа заполняется, если есть сведения о шумовом, радиационном и других видах загрязнения. Обращается внимание на особенности ветрового режима: закрыта ли территория со всех сторон деревьями, кустарниками, зданиями, или открыта для ветровых потоков.

Отмечается возможность посещения участка посторонними лицами, их влияние на состояние территории, частота заезда автомобилей и время их пребывания, использование территории жителями близлежащих домов, наличие мусора, свалок и мусоросборников.

3. Характеристика здания (помещений)

Характеристика самого здания. В графу заносят сведения об общей площади, этажности, современном состоянии здания, характере материала.

Оформление помещений. Отмечаются материалы, использованные для оформления коридоров, других помещений.

Живой уголок и экологический класс. Составляются списки комнатных растений и домашних животных учреждения, как приложение к «Паспорту» оформляются альбомы «Наши растения», «Наши животные» с рисунками, фотографиями и описанием особенностей живых организмов. Кратко перечисляются оборудование и материалы помещений, зонирование их площади.

4. Влияние учреждения на окружающую среду

Использование воды, использование энергии, о топление, отходы, химические вещества:

5. Профессиональная и методическая подготовка

Программы, методики, кадры, литература, д идактические материалы, о сновные направления работы, с вязь с другими организациями.

6. Дополнительные сведения

7. Выводы и рекомендации

На основе анализа информации «Экологического паспорта» формулируются основные выводы и главные направления в работе с детьми, экологизации среды, в улучшении состояния территории, оформлении помещений детского сада, необходимости повышения квалификации, координации с другими учреждениями и т.п.

Пример. «Экологический паспорт детского сада комбинированного вида № 5 «Березка» г. Сокола Вологодской области»

1 Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.
2 Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено
3 Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.
4 состояние территории ДОУ и прилегающей территории
5 Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ
6 Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
7 Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания
8 Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию

Вопрос 29. Организация системы экологического образования в детском саду. Педагогические модели организации экологического образования. Подготовка и переподготовка педагогических кадров. Сотрудничество ДОУ с другими учреждениями.

В настоящее время в сложившейся практике работы дошкольных учреждений можно выделить две основных педагогических модели реализации дошкольного образования. Условно эти модели можно назвать «эколог» и «воспитатель» и отличаются они принципами организации работы.

Особенность модели «эколог» — заключается в том, что она подразумевает создание в детском саду системы работы по экологическому образованию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, руководителя, методиста и воспитателя. Причем сотрудничество это должно осуществляться на основе реализации интегрированного подхода и экологизации различных видов деятельности дошкольников. Необходимым условием использования данной модели является наличие в дошкольном учреждении педагога-эколога, который координирует работу всех педагогов. Педагог-эколог обязательно должен получить соответствующую профессиональную подготовку, как в области экологии, естествознания, так и в области методики экологического образования дошкольников.

Направления работы сотрудников д\с.

Направления работы старшего воспитателя (методиста):

— ознакомление коллектива с существующими программами и методиками экологического образования;

— выбор программы и методики (совместно с экологом);

— определение места экологического образования в общем образовательном пространстве сада, его связи с другими направлениями;

— мониторинг деятельности всего коллектива;

— участие в диагностике детей и анализе результатов;

— проведение методических семинаров для членов коллектива;

— участие в экологизации развивающей предметной среды;

— участие в распространении опыта работы сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);

— руководство составлением «Экологического паспорта»;

— организация родительских собраний, связанных с проблемами экологического образования;

— обобщение результатов работы.

Направления работы педагога-эколога:

— участие в выборе программы, методики и их адаптация к условиям детского сада;

— подготовка и проведение занятий с детьми в экологической комнате, лаборатории, живом уголке, на экологической тропинке, участие в подготовке праздников детского сада;

— активное участие в разработке концепции и создании развивающей предметной среды;

— выбор растений, животных для экологического комплекса, групповых помещений;

— подготовка наглядного материала, выбор литературы;

— координация работы всех специалистов: музыкального руководителя, преподавателя по изобразительной деятельности, физкультуре;

— координация работы воспитателей: составление еженедельной программы для воспитателей по конкретной теме и контроль за ее выполнением;

— участие в диагностике результатов экспериментальной работы;

— работа с родителями;

— консультации педагогам дошкольного учреждения в области экологического образования;

— оформление «Экологического паспорта» детского сада, «Экологических паспортов» растений, животных экологического комплекса;

— распространение опыта работы (открытые занятия, обобщение материала).

Направления работы музыкального руководителя:

— проведение музыкальных занятий, усиливающих эмоциональное восприятие ребенком природы;

— согласование музыкальных занятий с тематикой занятий эколога, педагога по изобразительной деятельности;

— разработка сценариев, подготовка инсценировок, экологических праздников;

— подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе) к программе эколога;

— музыкальное сопровождение экологических игр (в том числе включение музыкальных заданий в такие игры), пластических этюдов, постановка танцев (например, танец цветов, «Радуга» и т.п.);

— использование элементов фольклора в целях экологического образования (народные праздники, потешки, песенки и т.п.).

Направления работы воспитателя:

— экологизация видов деятельности дошкольников в группах;

— выполнение заданий эколога: проведение наблюдений на прогулках и в группах; фиксация наблюдений в календарях природы; чтение и обсуждение литературы, проведение игр, прослушивание музыки;

— выполнение отдельных экологических проектов (например, проекта «Наше дерево»);

— создание условий для экологического образования в группах: организация уголка природы, уголка для экспериментирования, выставочного уголка, подбор литературы, фотографий, природного материала для самостоятельных игр и экспериментирования;

— подбор растений, животных и уход за ними (совместно с детьми);

— работа с родителями (домашние задания детям, оформление необходимой информации и т.п.);

— участие в диагностике по заданию эколога и психолога (опрос детей по готовым формам, регулярное ведение записей по определенным схемам и т.п.);

— участие в сборе информации для некоторых разделов «Экологического паспорта» детского сада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: