Задания, направленные на выявление уровня сформированности представлений и понятий о природе

1. Как ты думаешь, что относится к живой природе? Чем отличается живая природа от неживой?

2. Выяснить понимание детьми слова«животное». Каких животных, ты знаешь?

А) умение классифицировать животных по группам (насекомые, рыбы, звери; птицы, дикие и домашние; травоядные и хищные и др.). Например, назвать животное и дать пояснение;

Б) умение определить условия жизни животных: где живет, чем питается, как передвигается; умение устанавливать связь между внешним строением, образом: жизни и средой обитания (вода, земля и т. д., характером движения и органами передвижения, средой обитания (например, где живут рыбы, могут ли они обитать на суше и, что помогает рыбам жить и передвигаться в воде);

В) умение определить изменения образа жизни животного от сезонных явлений природы(как зимуют, чем питаются, как спасаются от врагов).

3. Выяснить понимание детьми слова « растение »; знание условий, необходимых для роста и развития растений(что нужно для роста растений)и сезонной жизни растений.

Умение классифицировать растения по месту их произрастания(что и где растет: на лугу, в поле, лесу и т. д.).

4. Какое время года сейчас? Почему ты так считаешь? (Назвать признаки данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей).

Критерии оценки ответов учащихс я. Каждое задание оценивается отдельно (задание № 2 содержит три взаимосвязанных вопроса, за ответ на каждый из них выставляется собственнаяоценка: задание № 3 состоит из 2-х частей, которые также оцениваются самостоятельно). Таким образом, за выполнение 4-х заданий ребенок получает 7 оценок по четырех балльной шкале.

1 балл (низкий уровень) - нет ответа или затрудняется ответить на вопрос. С помощью наводящих, дополнительных вопросов ребенок перечисляет отдельные признаки предметов или явлений природы.

1 балла (средний уровень) - имеется определенный объем фактических знаний, ребенок умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет ярко выраженные особенности объектов природы, указывает на общую приспособленность живых существ к среде обитания без выделения приспособительных признаков.

2 балла (уровень выше среднего) - владение достаточно полными знаниями о предметах и явлениях природы, ребенок выделяет существенные признаки явлений или объектов природы, мотивирует свои суждения, устанавливает связи между предметами и явлениями природы, часто указывает на одну конкретную зависимость приспособленности к среде обитания.

3 балла (высокий уровень) - знания носят обобщенный, системный характер, ребенок может сформулировать выводы, устанавливает причины явлений и разнообразные закономерные связи, существующие в природе (иногда цепи зависимости).

После выполнения заданий баллы, полученные ребенком суммируются, а полученный результат позволяет судить об уровне сформированности представлений и понятий о природе, о готовности ребенка к обучению в школе:

От 7 до 12 баллов - низкий уровень;

От 13 до 17 баллов - средний уровень;

От 1.8 до 23 баллов - выше среднего уровня;

От 24 до 28 баллов - высокий уровень.

Качественная диагностика

Цель качественной диагностики— отметить изменения в поведении ребенка и мотивации его поступков, развитии эмоциональной сферы, активизации познавательного процесса. Для проведения такой диагностикивоспитатели, педагог-эколог должны регулярно вести записи наблюдений за детьми в детском саду и отмечать высказывания родителей. Они могут быть зафиксированы в свободной форме. Форма для записей воспитателя может быть разной: можно заносить отдельные высказывания детей в толстую тетрадь(своеобразный «Дневник наблюдений», выделив заранее разделы: «Поведение» (в групповом помещении, на прогулке, в живом уголке, «Высказывания» и т. п. В этом случае в каждом разделе будет отражена информация о разных детях.

Карта экологической воспитанности

Естественно, перечисленные виды диагностики не отражают все разнообразие, однако можно утверждать, что наиболее объективные результаты возможны при условии длительных наблюдений за ребенком и комплексном подходе В карте отражены знания, представления ребенка об окружающем мире, его отношение к нему, эмоциональное восприятие природы, имеющиеся навыки экологически грамотного и безопасного поведения, деятельностный аспект поведения. Пример карты экологической воспитанности ребенка 6—7 лет

ФИО

Проявляет познавательный интерес к объектам природы, любознательность Имеет представления о взаимосвязях в природе Понимает и обосновывает необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы Умеет выразить свое отношение к природе через музыку, изобразитель-ную деятельность (образное восприятие природы, рассказ, сказку
Знает ряд названий природных объектов своего ближайшего окружения и их отличительные признаки Понимает существование связи между своим здоровьем и состоянием окружающей среды Имеет навыки экологически грамотного поведения в природе Имеет навыки экологически грамотного поведения в быту
Имеет навыки экологически безопасного поведения Может прогнозировать некоторые последствия своих действий по отношению к окружающей среде Пытается ограничивать свои желания и потребности, если они могут нанести вред окружающей среде Проявляет инициативу и желание участвовать в практической деятельности

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: