ФГУП «Почта России» последовательно улучшает финансово-экономические показатели своей деятельности. В 2011 году продолжился рост прибыльности предприятия, который значительно опередил увеличение операционных расходов. По итогам года чистая прибыль достигла 797 млн. рублей, что на 65% (314 млн. рублей) выше показателя предыдущего года. Затраты на производство возросли на 21% (23 253 млн. рублей) по сравнению с 2010 годом, этот показатель зафиксирован на уровне 136 107 млн рублей.
Выручка за 2011 год увеличилась на 14,5% (15 261 млн. рублей) и составила 120 707 млн рублей. Больше всего операционных доходов Почта России получила от оказания услуг почтовой связи – на их долю приходится 54 076 млн. рублей, еще 45 514 млн рублей принесли финансовые услуги. От прочих коммерческих услуг получен доход в размере 21 117 млн рублей. Увеличение доходности произошло одновременно в регулируемом и нерегулируемом сегментах. Рост обеспечен как благодаря умеренному росту тарифных составляющих, так и наращиванию объемов оказания услуг в ключевых секторах деятельности. Можно выделить несколько основных факторов, которые позволили значительно улучшить финансовые показатели Почты России.
В 2011 году удалось на 21% увеличить объем среднемесячной выработки на одного работника – до 29,5 тыс. рублей. Среднемесячные продажи в расчете на одно отделение почтовой связи увеличились на 14% – с 193 тыс. рублей до 221 тыс. рублей, а в расчете на одного жителя – с 57 до 65 рублей.
Произошло увеличение объемов оказываемых услуг:
- простой и заказной письменной корреспонденции – на
- 2,8% (41,6 млн. шт.);
- отправлений 1-го класса – на 81,1% (11,2 млн. ед.);
- посылок – на 9,5% (4,5 млн. ед.);
- экспресс-почты (EMS) – на 24,3% (956 730 ед.).
За последние несколько лет ФГУП «Почта России» удалось укрепить свои рыночные позиции за счет расширения спектра предоставляемых услуг и повышения их качества. Помимо традиционных почтовых сервисов предприятие активно развивает сегменты финансовых и инфокоммуникационных услуг, розничную и дистанционную торговлю через сеть почтовых отделений, обеспечивает подписку и доставку периодической печати. Устойчивое положение предприятия подкрепляется наличием широкой сети: филиалы Почты России расположены как в городах-миллионниках, так и в самых труднодоступных районах страны.
Таблица 2.1
Динамика доходности услуг Почты России.
| Наименование показателя | Доходы, млн. руб. | Отклонение | ||
| 2010 | 2011 | Млн.руб. | % | |
| Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, в том числе | 105446 | 120707 | 16261 | 14,5 |
| От услуг почтовой связи | 46764 | 54076 | 3041 | 15,6 |
| - с регулируемыми тарифами | 26013 | 29054 | 4271 | 11,7 |
| - с нерегулируемыми тарифами | 20751 | 25022 | 6431 | 20,6 |
| От финансовых услуг | 39083 | 45514 | 1518 | 16,5 |
| От прочих коммерческих услуг | 19599 | 21117 | 1583 | 7,7 |
Источник: [2].
В 2011 году объем доходов Почты России от реализации услуг почтовой связи достиг 54 076 млн. рублей, что на 15,6% выше показателя 2010 года, это наибольший прирост из всего спектра оказываемых услуг в абсолютном измерении. В абсолютном измерении рост доходности этого сегмента составил 7 312 млн. рублей – это наибольший прирост из всего спектра оказываемых услуг. В общих доходах предприятия доля почтовых услуг составляет 45%.

Рис. 2.1. Структура доходов от оказания услуг почтовой связи Почтой России за 2011 год
Почтовые услуги по регулируемым тарифам. Общий объем выручки от данного вида деятельности в 2011 году составил 29 054 млн рублей, то есть на 11,7% выше показателей предыдущего года. В структуре доходов от почтовых услуг по регулируемым тарифам наибольшую долю занимает услуга по пересылке письменной корреспонденции, оплачиваемой государственными знаками почтовой оплаты. В 2011 году было принято 1,5 млрд. письменной корреспонденции, оплачиваемой ГЗПО, на сумму более 27,0 млрд рублей, то есть на 12,4% больше, чем в 2010 году. Улучшение показателей произошло как за счет роста тарифной составляющей, так и объемов оказания услуг. Средневзвешенное увеличение тарифов в прошедшем году составило 10,6%, а объемы письменной корреспонденции приросли за год на 2,8%. Стоит отметить, что впервые за последние несколько лет ФГУП «Почта России» отмечает рост объемов письменной корреспонденции. В основном это связано с увеличением числа отправляемых каталогов и рекламных предложений крупными компаниями дистанционной торговли, в том числе ООО «Отто Групп Раша», ООО «Бета Продакшн» и некоторыми другими. Также выросли объемы заказных писем от различных государственных органов: это прежде всего штрафы ГИБДД, извещения ПФР и уведомления ФНС. В общем объеме письменной корреспонденции, оплачиваемой ГЗПО, доля простой письменной корреспонденции в 2011 году достигла 70,4%, заказной – 29,6%. Рост объемов простой корреспонденции в 2011 году составил 0,8% (8,5 млн ед.), заказной – 7,9% (33,1 млн ед.). Доля заказных отправлений в общем объеме письменной корреспонденции увеличилась на 1,4%. В 2011 году Почтой России обработано 1253 тонны исходящих международных письменных отправлений, что ниже показателя 2010 года на 12% (171 тонна), при этом входящий международный поток увеличился на 40,9% (990 тонн) – до 3408 тонн. Доходы от письменной корреспонденции с объявленной ценностью (без учета отправлений 1-го класса) за 2011 год составили 2 013 млн. рублей, что на 2,5% (48 млн рублей) выше, чем в 2010 году. При этом объемы снизились на 6% (1589 млн ед.) из-за уменьшения числа отправленных бандеролей с объявленной ценностью от компаний, дистанционно торгующих книжной продукцией. Средняя доходная такса на данном направлении зафиксирована на уровне 80,3 рубля, увеличившись на 9,0% (6,6 рубля) по сравнению с 2010 годом.
Почтовые услуги по нерегулируемым тарифам.
В данном секторе рост доходов ФГУП «Почта России» в 2011 году составил 20,6%. При этом увеличение отмечено практически по всем основным почтовым услугам, тарифы которых не регулируются государством.
Посылки
Благодаря росту объемов отправлений от крупных игроков рынка дистанционной торговли – ООО «Отто Групп Раша», ООО «Ив Роше Восток», ООО «Бета Продакшн» – доходы от посылок выросли за 2011 год на 17,8% (1 612 млн. рублей) и составили 10 672 млн рублей. Было принято
к пересылке и доставлено до получателей 52,3 млн штук посылок, годовое увеличение объемов достигло 9,5%.
В этот период компании – клиенты Почты России активно расширяли свой бизнес, увеличивался потребительский спрос. Все это позволило фактически вернуть объемы посылок на уровень докризисного 2008 года.
EMS-отправления. Динамика продаж EMS-отправлений в 2011 году осталась положительной. Доля «EMS Почта России» – филиала ФГУП «Почта России» на внутрироссийском рынке экспресс-доставки выросла за 2011 год на 2% и теперь составляет 22%. Количество принятых внутренних и международных исходящих EMS-отправлений выросло на 24% – до 4,9 млн. штук. Количество доставленных международных EMS-отправлений выросло на 55% – до 1,5 млн. штук. Таким образом, доходы в данном сегменте деятельности достигли 2 889 млн. рублей по итогам прошедшего года, что на 27% (614 млн. рублей) выше показателей предыдущего отчетного периода. В 2011 году предприятием обработано 148 тонн международных EMS-отправлений, что превышает показатель 2010 года на 13,9% (18 тонн). Входящий международный поток экспресс-почты увеличился на 72,3% (615 тонн) – до 1466 тонн.
Среди клиентов, которые пользуются услугами EMS, около 40% приходится на физические лица, и в настоящее время основной целью филиала является наращивание числа корпоративных пользователей. Это гарантирует стабильный рост доходов ФГУП «Почта России» от услуги экспресс-почты.
В общей сложности клиентская база выросла в 2011 году на 14%, в основном это произошло благодаря увеличению объема отправлений существующих корпоративных клиентов. За последние два года доходы компании от корпоративных клиентов выросли практически вдвое. Главным драйвером роста по-прежнему является дистанционная торговля. Несмотря на относительно большое число игроков в сегменте международных отправлений на российском рынке, конкуренцию «большой четверке» (компании DHL, TNT, UPS, FedEx) способна составить только «EMS
Почта России». По итогам 2011 года доля входящих международных отправлений в объемах «EMS Почта России» составляет 23%. Ориентируясь на перспективы развития рынка и прогнозируя изменение поведения потребителей, «EMS Почта России» перешла от позиционирования «соответствие качества продукта его цене» к предоставлению стандарта качества по доступной цене. Это позволит максимально полно соответствовать потребностям клиента. Также укреплению позиций предприятия будет способствовать внедрение новых продуктов, дифференцированных по весу и скорости доставки.
Для развития и повышения доступности услуги курьерской доставки в 2011 году открыты новые подразделения: три экспресс-центра приема/выдачи EMS-отправлений в г. Москве, курьерские базы в г. Москве и в г. Видном. Также были введены новые услуги: «Ночной курьер», «Внутригородская переадресация».
В планах филиала «EMS Почта России» на 2012 год запуск новых услуг, расширение присутствия в Москве и регионах, модернизация производственного блока, создание и развитие информационных систем. До конца 2012 года экспресс-оператор откроет семь экспресс-центров приема/выдачи EMS-отправлений в Москве и один в Санкт-Петербурге, при этом работа экспресс-центров будет автоматизирована. Кроме того, будут введены услуги по доставке отправлений по Москве в течение дня, а также из Москвы в Санкт-Петербург на следующий день.
Отправления 1-го класса. Отправление 1-класса – востребованная услуга по ускоренной доставке письменной корреспонденции. Доходы от данного сегмента в 2011 году увеличились на 55% (553 млн. рублей) – до 1559 млн. рублей, в первую очередь за счет корпоративных клиентов. Было обработано и доставлено получателям более 25 млн. единиц отправлений 1-го класса, что на 81,1% (на 11,2 млн. шт.) больше, чем в 2010 году.
Среди ключевых пользователей этой услуги – компании дистанционной торговли, банки, мелкий и средний бизнес. Одновременно спрос вырос и среди населения. В данной услуге оптимально сочетаются доступная цена и высокие потребительские свойства.
Ее преимущества уже оценили и интернет-магазины, для которых важен срок доставки товара потребителю, а, следовательно, и скорость оборачиваемости своих ресурсов. В 2011 году одним из новшеств в данной сфере стало внедрение новых видов упаковки для услуги «Отправления 1-го класса»: гофрокоробов и картонных конвертов, предназначенных для пересылки мелких товарных вложений
и документов.
Доставка и выплата пенсий. ФГУП «Почта России» доставляет пенсии – 49,5% от общей численности пенсионеров, что составляет 19,9 млн. человек. В 2011 году оказаны услуги выплаты пенсий и пособий по поручениям и ведомостям в объеме 513,6 млн. единиц (снижение к 2010 году составляет 3,7%), доход получен в сумме 28 077 млн рублей (рост к 2010 году – 24,5%).
Рост доходов на 24,5% обусловлен:
- повышением размера тарифа на оплату услуги по доставке пенсий и пособий, выплачиваемых ПФР, с 0,97 до 1,17%;
- ростом среднего размера пенсий с 1 февраля 2011 года на 8,8%;
- возвратом функции доставки пенсий с 1 февраля 2011 года в городах Ставрополе, Пятигорске и Кисловодске, за счет чего УФПС Ставропольского края начали дополнительно обслуживать 75 тыс. пенсионеров.
Почтовые переводы. Почтовый перевод денежных средств остается одной из самых популярных услуг Почты России.
Предприятие уделяет большое внимание развитию услуги «Почтовый перевод денежных средств» и непрерывно совершенствует этот сервис с целью максимального удовлетворения потребностей своих клиентов. В 2011 году в рамках услуги «Почтовый перевод» получил дальнейшее развитие новый продукт «Форсаж». Количество почтовых отделений, предоставляющих услугу срочных переводов «Форсаж», увеличилось с 14 тыс. до 20 тыс. отделений. С 1 марта 2011 года ФГУП «Почта России» внесло изменения в систему тарификации услуги срочных переводов «Форсаж», снизив тариф на отправку суммы до 3 тыс. рублей в два раза: теперь стоимость отправки денежного перевода составляет 150 рублей. Данная инициатива Почты России даст возможность потребителям отправлять небольшие суммы в кратчайшие сроки по демократичным ценам и укрепит позиции предприятия на высококонкурентном рынке срочных денежных переводов. Несмотря на снижение тарифов, годовой прирост дохода по срочным переводам составил 16%, при этом объем увеличился на 70%.
Реализация товаров народного потребления. Прирост доходов по статье «Реализация товаров в отделениях почтовой связи» составит 11% (1 478 млн. рублей), что значительно выше роста рынка розничных продаж товаров по России в целом. Данные показатели будут достигнуты благодаря повышению контроля за процессом поставок товаров, планированию и анализу выполнения планов по ключевым федеральным партнерам, а также реализации новых проектов на Почте, в частности «Мобильная Почта». К основным товарным категориям, реализуемым через сеть почтовой связи, относятся товары повседневного спроса (продовольственные товары, не требующие особых условий хранения, табачные изделия, товары бытовой химии и средства гигиены, текстильные и трикотажные товары и др.), а также товары, не относящиеся к таковым, но имеющие давнюю историю продаж на Почте (периодические издания, печатная продукция, бумажно-беловые товары и др.). В среднем по России дневной доход объекта торговой деятельности (отделения почтовой связи, магазин, киоск и т. д.) составит 1 145 рублей.
Реализация лотерейных билетов. Клиентам ФГУП «Почта России» в отделениях почтовой связи предлагается широкий ассортимент бестиражных (30 наименований) и тиражных (4 наименования) лотерей. Прогноз доходов от реализации лотерей за 2011 год составляет 239,4 млн. рублей. Темп прироста доходов по отношению к показателю 2010 года составил 61% (87,3 млн. рублей).
Рост доходов обусловлен следующими факторами
1. Заключение нового договора с ООО «Компания «Национальные лотереи» на реализацию лотереи «Доступное жилье». Удельный вес доходов от данного договора составляет 33% в доходах от реализации лотерей за 12 месяцев 2011 года.
2. Внедрение модуля «Лотереи» – программный модуль ППП WinPost, используемый при распространении лотерейных билетов и выплате выигрышей. Внедрение проходит на основе реализации лотереи «ВГТЛ 1 Победа». По состоянию на декабрь 2011 года по данным дирекции технологий и информатизации модуль установлен в 35 035 ОПС. Рост доходов по данной лотерее составил 56,8%.
3. Заключение централизованного договора на реализацию тиражной лотереи «ВГТЛ 1 Победа». Расторжение региональных договоров.
Продажа электронных авиабилетов и железнодорожных билетов. По итогам 2011 года от реализации населению услуги по продаже авиа- и железнодорожных билетов, проездных билетов, в том числе для льготных категорий граждан, а также билетов на массовые мероприятия прогнозировалось получение доходов в сумме 122 841 тыс. рублей (63,5 тыс. шт. билетов). Для дальнейшего развития услуги во всех возможных ОПС поэтапно внедряется продажа электронных авиа- и ж/д билетов. Рынок авиа- и ж/д билетов суммарно составляет около 700 млрд. рублей в год и Почта России может стать одним из ведущих игроков на этом рынке. Кроме того эта услуга имеет важное социальное значение, обеспечивая равный доступ россиян, живущих в разных регионах России к транспортной инфраструктуре, расширяя свободу передвижения.
ФГУП «Почта России» стремится к оптимизации своих расходов, и увеличение расходных статей связано с мерами по улучшению качества обслуживания, обновлением и расширением материально-технической базы, наращиванием объемов оказания услуг, а также рядом других экономически обоснованных аспектов. В 2011 году расходы выросли на 20,6% (23 253 млн рублей) по сравнению с предыдущим годом, общий объем затрат достиг 136 107 млн рублей.
Рост расходов на оплату труда составил 27% (16 794 млн. рублей) за счет следующих факторов:
- увеличение страховых отчислений в 2011 году с 26% до 34% от Фонда оплаты труда;
- повышение окладов работников основного производства: почтальонов, операторов, водителей и сортировщиков с апреля 2011 года. Данная инициатива призвана сократить отставания средней заработной платы работников предприятия от средних показателей по экономике. Оклады работников основного производства (почтальонов, операторов, водителей и сортировщиков) при этом выросли в среднем на 11%;
- рост премиального вознаграждения с целью развития мотивации персонала и повышения производительности труда.
Средняя заработная плата работников предприятия выросла на 15% – с 12 888 до 14 854 рублей. Показатель производительности труда (доход на одного работника) вырос опережающими темпами и составил 21%.

Рис. 2.2. Структура расходов Почты России в 2011 году.
Увеличение затрат на материалы в 2011 году на 9,7% (767 млн. рублей по отношению к 2010 году, в первую очередь связано с ростом затрат на топливо и ГСМ на 26,2% (494 млн. рублей), а также с увеличением объема оказываемых услуг). Статья «транспортные расходы» выросла на 24,9% (1 224 млн. рублей) и составила в общей сложности 6 147 млн. рублей. В структуре транспортных расходов предприятия более 95% занимают «Услуги сторонних организаций по перевозке почты». Из них на авиаперевозчиков приходится 44% от общего объема оказанных услуг, на железнодорожные перевозки – 31%, а на услуги автотранспортных компаний – 23%. В общей сложности в 2011 году расходы на услуги сторонних организаций по данной статье выросли на 23,3% (1 150 млн. рублей). Основное увеличение затрат по почтовым перевозкам отмечено на магистральных маршрутах. В целом, общий рост затрат обусловлен повышением тарифов на авиа- и железнодорожные перевозки. Кроме того, сыграло роль наращивание доли более дорогостоящих авиаперевозок, которое позволяет Почте России точно соблюдать контрольные сроки прохождения письменной корреспонденции. Увеличение прочих затрат по отношению к 2010 году составляет 11,4% (32 151 млн. рублей). В общей сложности они составили 32 151 млн. рублей. Это связано в первую очередь с ростом расходов на проведение рекламных мероприятий и рекламных акций. Данные меры направлены на стимулирование спроса, наращивание объемов оказываемых услуг, повышение осведомленности населения о новых услугах и привлечение новых клиентов. Из-за роста тарифов ЖКХ расходы Почты России на коммунальные услуги увеличились на 15%. Повышение затрат на техобслуживание и ремонт недвижимости и основных средств в 2011 году составило 3% (246 млн. рублей). Такой небольшой рост связан с сокращением числа объектов по проекту «Реконструкция ОПС»: в 2011 году переоборудовано 624 ОПС (в 2010 году – 852 ОПС). При этом на 65% увеличились расходы на ремонт транспортных средств и на 31% – расходы на ремонт оборудования, в том числе в связи с выходом АСЦ на проектную мощность и вводом в эксплуатацию новых отделений почтовой связи. Расходы на страхование выросли на 77% (1 566 млн. рублей), в основном за счет негосударственного пенсионного страхования работников. Затраты на рекламу увеличились на 62% (782 млн рублей). Это обусловлено тем, что в 2011 году рекламная компания проходила на протяжении всего года, а в 2010 году – только с сентября по декабрь. Для привлечения новых потребителей услуг ФГУП «Почта России» и укрепления положительного имиджа Почты России предприятие провело в 2011 году массированную федеральную рекламную кампанию с двумя пиками рекламной активности: весной и осенью. При этом количество рекламируемых услуг в два раза превысило показатель 2010 года. Выбранная стратегия коммуникации была направлена на максимальный охват целевых аудиторий по рекламируемым услугам в целях наиболее широкого информирования существующих и потенциальных клиентов о модернизации Почты и линейке основных продвигаемых Почтой услуг, их конкурентных преимуществах и инновационной составляющей. Проведение ФГУП «Почта России» рекламной кампании 2011 года обеспечило рост доходов и объемов продаж по рекламируемым услугам, увеличение осведомленности об услугах Почты России и привлечение клиентов конкурирующих компаний. Также в 2011 году был проведен целый ряд маркетинговых исследований. Расходы на информационно-консультационные услуги выросли на 23% (282 млн. рублей) в связи с ростом затрат на аудиторские и консалтинговые услуги, а также на внедрение и сопровождение программных продуктов. Увеличение затрат на услуги связи на 7% (194 млн. рублей), отмеченное в 2011 году, обусловлено ростом абонентской платы, платы за междугородние переговоры, а также расходов на обслуживание выделенных линий и Интернета. Расходы Почты России на аренду выросли в 2011 году на 65% (888 млн рублей) за счет увеличения объемов лизинговых платежей, а также ежегодной индексацией арендных ставок и тарифов на коммунальные услуги, увеличивающих арендную плату. По статье Амортизация в 2011 году отмечен рост расходов на 6,6% (149 млн рублей). Это объясняется значительным сокращением инвестиционных вложений в 2008 году и использованием в большом объеме лизинговой схемы при покупке автотранспортных средств и вычислительной техники в 2005–2007 годах. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом амортизационные отчисления по вычислительной технике уменьшились на 8% (90 млн. рублей), по транспортным средствам на 24% (65,8 млн. рублей). По зданиям, сооружениям и оборудованию амортизационные отчисления возросли более чем на 38%, что в основном обусловлено вводом в эксплуатацию АСЦ.
Затраты на производство ФГУП «Почта России» в 2011 году составили 136 107 млн. рублей, что на 20,6% (23 253 млн. рублей) больше расходов 2010 года и выше темпа роста доходов на 6,1 п.п.
Таблица 2.2.
Изменение расходов ФГУП «Почта России» в 2011 году
| Наименование показателя | Расходы, млн. руб. | Отклонение | Уд. Вес, % | ||
| 2010 | 2011 | Млн.руб. | % | ||
| Затраты на производство (всего), в том числе | 112854 | 136107 | 23253 | 20,6 | 100,0 |
| Расходы на оплату труда | 50152 | 59825 | 9673 | 19,3 | 44,0 |
| Отчисления на социальные нужды | 12040 | 19160 | 7120 | 59,1 | 14,1 |
| Материальные затраты | 7935 | 8702 | 767 | 9,7 | 6,4 |
| Транспортные расходы | 4924 | 6147 | 1223 | 24,8 | 4,5 |
| Прочие расходы | 28861 | 32151 | 3290 | 11,4 | 23,6 |
Источник: [2].
Расходы на оплату труда. Объем расходов на заработную плату за 2011 год увеличился на 27% (16 794 млн. рублей) по сравнению с 2010 годом. Основные факторы роста данных расходов:
- повышение средней заработной платы работников предприятия (выросла на 15% – с 12 888 до 14 854 рублей);
- увеличение размера отчислений в страховые фонды с 26% до 34%;
- уменьшение средней численности персонала с 330 419 до 312 159 человек.
Материальные затраты. Расходы на материалы увеличились на 9,7% (767 млн. рублей) вследствие следующих факторов:
- роста расходов на ГСМ на 26,2% (494 млн. рублей) в связи с увеличением цен на горюче-смазочные материалы и пробега автомобилей, используемых в производственном процессе перевозки почты, а также вследствие перехода транспортных средств предприятия с бензина марки Аи-80 на бензин марки Аи-92;
- роста расходов на материалы, топливо и запчасти на 5% (269 млн рублей), который обусловлен ростом эксплуатационных материалов, бланочной продукции, картриджей и канцелярских товаров в связи с увеличением потребностей предприятия и ростом цен на материалы в пределах уровня инфляции.
Транспортные расходы. Транспортные расходы в 2011 году составили 6147 млн. рублей, что на 24,9% (1224 млн. рублей) выше расходов 2010 года. Рост расходов обусловлен в основном удорожанием перевозок, осуществляемых сторонними организациями. В целом на изменение повлияли следующие факторы:
- рост расходов на авиаперевозку на 29% в связи с увеличением объемов перевезенной почты на 31% (10 567 тонн);
- рост расходов на ж/д перевозку на 19% в основном за счет увеличения тарифа на перевозки;
- увеличение расходов на автоперевозки на 28% за счет ввода новых магистральных маршрутов и увеличения частоты курсирования по маршрутам, а также вследствие роста тарифов автоперевозки и увеличения объемов перевозимой почты на 9% (158 259 тонн).
Прочие расходы в 2011 году составили 32 151 млн. рублей, что на 11,4% (3 290 млн. рублей) выше расходов 2010 года. Высокий темп прироста данной группы расходов связан с необходимостью направлять значительные средства на техобслуживание и ремонт из-за высокого износа производственных и имущественных фондов. Основными факторами роста расходов являются:
- инфляционные процессы (рост тарифов на коммунальные услуги, повышение ставок арендной платы, тарифов на охрану объектов и прочее);
- необходимость поддержания в рабочем состоянии изношенных объектов недвижимости и автотранспорта.
Расходы на техобслуживание и ремонт увеличились незначительно – на 3% (246 млн. рублей) – в связи с сокращением количества реконструированных объектов по проекту «Реконструкция ОПС». При этом увеличились:
- расходы на ремонт транспортных средств на 65% (380 млн. рублей);
- расходы на ремонт оборудования на 31% (910 млн. рублей) за счет возникновения дополнительных расходов на техобслуживание нового оборудования, в том числе в связи с выходом АСЦ на проектную мощность и вводом в эксплуатацию новых отделений почтовой связи.
Расходы на страхование увеличились на 77% (1566 млн рублей), в основном за счет негосударственного пенсионного страхования работников. Без учета негосударственного пенсионного страхования данная статья расходов сократилась на 16 млн за счет снижения тарифов по:
- комплексному автострахованию (КАСКО) на 20%;
- страхованию наличных денежных средств при перевозке, переноске, доставке (вручении) и промежуточном (транзитном) хранении на 20%;
- добровольному страхованию работников от несчастных случаев и болезней на производстве на 15%;
- страхованию недвижимого имущества на 25%.
Расходы на рекламу увеличились на 62% (782 млн. рублей). Это обусловлено тем, что в 2011 году рекламная кампания проходила на протяжении всего года, а в 2010 году – только с сентября по декабрь. В 2011 году предприятие провело массированную федеральную рекламную кампанию с двумя пиками рекламной активности: весной и осенью.
Расходы на услуги связи увеличились на 7% (194 млн. рублей), что обусловлено:
- ростом абонентской платы и платы за междугородние переговоры и расходов на обслуживание выделенных линий из-за увеличения тарифов операторов связи;
- ростом расходов на Интернет.
Расходы на аренду увеличились на 65% (888 млн. рублей) за счет увеличения платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) на 881 млн. рублей, а также ежегодной индексации арендных ставок и тарифов на коммунальные услуги, увеличивающих арендную плату.
По статье «Амортизация» в 2011 году наблюдается увеличение расходов на 6,6% (149 млн. рублей). Это связано с использованием в большом объеме лизинговой схемы при покупке автотранспортных средств и вычислительной техники в 2005–2007 годах, предполагающих применение ускоренной амортизации. Так, в 2011 году по сравнению с 2010 годом амортизационные отчисления по вычислительной технике уменьшились на 8% (90 млн. рублей), а по транспортным средствам – на 24% (65,8 млн рублей). По зданиям, сооружениям и оборудованию амортизационные отчисления возросли более чем на 38%, что в основном обусловлено вводом в эксплуатацию АСЦ.