II. Сокращение бедности в 2002-2003гг

 

18. Все действия по реализации НССБ основываются на концепции человеческой бедности. В этой концепции для характеристики бедности используется широкий круг монетарных и немонетарных показателей, с разных сторон отражающих продвижение страны в направлении повышения качества жизни и человеческого развития. Конкретные меры политики, предусмотренные в НССБ, в полной мере соответствуют целям и задачам КОР и ЦРТ.

 

19. Для расчета монетарных показателей бедности используются данные выборочного обследования более чем 3000 домашних хозяйств, проводимого НСК по методике, согласованной со Всемирным банком. Эта методика и анализ ситуации с бедностью в республике приводятся в совместном исследовании Всемирного банка и НСК «Экономический рост в целях сокращения бедности в Кыргызстане». В качестве критериев благосостояния населения в принятой методике измерения бедности выступают: 1) расходы на душу населения (базовый критерий); 2) потребление на душу населения; 3) эквивалентное потребление на взрослого человека. Основные показатели бедности – уровень бедности и уровень крайней бедности – рассчитываются по всем трем критериям, что позволяет повысить надежность измерений.

 

20. Изменение уровня бедности в течение последних трех лет показано на рисунке 2. Видно, что по любому из критериев в стране происходит значительное сокращение бедности. За 2002 год уровень бедности[2] уменьшился на 3.2%; сокращение бедности по сравнению с 1999 годом, когда был зафиксирован ее пик, составило 10.9%. Показатели глубины и остроты бедности также уменьшились; в 2002 г. глубина бедности снизилась на 0.7 по сравнению с 2001 г. и на 6.6 по сравнению с 1999 г., уменьшение остроты бедности составило 0.1 к 2001 г. и 4.3 к 1999 г. Фактические темпы сокращения бедности заметно опережают те, которые были предусмотрены в КОР (см. рисунок 3). Это позволяет рассчитывать на достижение поставленной цели сокращения бедности в два раза к 2010 г.

 

Рисунок 2. Уровень бедности в Кыргызстане в 2000-2002 гг.

 

Рисунок 3. Планируемые и фактические темпы сокращения бедности

 

21. Особенно существенное сокращение бедности зарегистрировано в сельской местности, где уровень бедности в 2002 г. составил 47% при 60% в 1999 г. и 51% в 2001 г. В городах бедность тоже уменьшилась, хотя и в меньшей степени: уровень бедности был равен 39.6% в 2002 г. при 42.4% в 1999 г. и 41.2% в 2001 г. Вместе с тем, среди бедных все еще сохраняется преобладание сельских жителей, которые составляют 70% от их общего числа (при доле сельских жителей в общей численности населения, равной 65.3%). Уменьшение бедности в 2002 г. по сравнению с 2001 г. было зафиксировано во всех регионах республики, за исключением Баткенской области (последнее скорее связано с проблемами измерения в 2001 г., чем с ухудшением ситуации в 2002 г.). Большой прогресс (сокращение уровня бедности более чем на 10%) достигнут в Иссык-Кульской и в традиционно бедной Таласской областях.

 

22. Уровень крайней бедности в 2002 году (13.8%) практически не изменился по сравнению с 2001 г. (13.5%); увеличение на 0.3% находится в пределах точности измерений. При этом крайняя бедность в сельской местности сократилась с 15.6% в 2001 г. до 14.7% в 2002 г., в то время как в городах уровень крайней бедности возрос с 9.6% в 2001 г. до 12.0% в 2002 г. (в основном за счет г. Бишкек, концентрирующего в себе большие массы внутренних мигрантов – представителей одной из основных социальных групп, подверженных риску бедности).

 

23. Отмеченные различия в динамике показателей бедности, с одной стороны, и крайней бедности, с другой, дают основания полагать, что реформы и изменения в социально-экономической ситуации в Кыргызстане воздействуют на отдельные группы бедных по-разному. Та часть бедных, которая находится ближе к черте бедности, в большей степени способна извлечь пользу из происходящих в стране изменений; в 2002 и предшествующие годы многие представители этой социальной группы сумели выйти из бедности. Одновременно с этим положение беднейшей части населения, особенно ее представителей, проживающих в городах, улучшилось в значительно меньшей степени. Во многом этим объясняется зафиксированное статистикой увеличение показателей неравенства. Так, коэффициент Джини по расходам возрос с 0.320 в 2001 г. до 0.328 в 2002 г. (для городского населения он возрос с 0.313 до 0.336, тогда как для села значение данного коэффициента сократилось с 0.351 до 0.321), а квинтильное отношение, показывающее отношение среднедушевых расходов наиболее обеспеченных 20% населения к аналогичной величине для беднейших 20%, увеличилось с 4.8 в 2001 г. до 5.2 в 2002 г. Такая ситуация также в значительной степени связана с продолжающейся внутренней миграцией из сельской местности в города, где мигранты не сразу могут адаптироваться, найти работу и увеличить свои доходы.

 

24. Анализ динамики основных немонетарных показателей бедности и уровня жизни населения также свидетельствует о сокращении бедности. Так, средняя калорийность питания населения в Кыргызстане в I квартале 2003 года составила 2174 Ккал в день на человека, впервые превысив значение норматива ВОЗ (2100), и возросла на 6.8% по сравнению с соответствующим кварталом 2002 года. Рост этого показателя зарегистрирован для всех основных социальных и демографических групп населения, в том числе беднейшей части населения, детей и пожилых людей.

 

25. Младенческая смертность (один из ключевых интегрированных показателей бедности и уровня человеческого развития) в 2002 г. сократилась на 0.5‰ и составила 21.2‰[3]. Снижение младенческой смертности произошло на фоне некоторого увеличения рождаемости (с 19.8‰ в 2001 г. до 20.2‰ в 2002 г.), что позволяет интерпретировать это снижение именно как свидетельство сокращения бедности, а не как механическое уменьшение, связанное со спадом рождаемости, как это происходило в течение 1990-х годов.

 

26. Показатели доступа населения к основным услугам (см. таблицу 1) демонстрируют противоречивую динамику. Хотя показатель грамотности населения в республике остается на традиционно высоком уровне, показатель охвата детей соответствующего возраста базовым средним образованием несколько уменьшился. Доступ к чистой питьевой воде почти не изменился. Доля населения, не имеющего доступа к услугам здравоохранения, заметно возросла. Необходимо учитывать, однако, что этот показатель определяется в результате опроса домашних хозяйств и зависит как от объективно сложившейся ситуации в сфере здравоохранения, так и от субъективного восприятия людьми имеющихся у них возможностей в этой сфере. Очевидно, что реформы в здравоохранении, в том числе связанные с введением официальной сооплаты пациентами стоимости медицинских услуг, снижают ту, иногда неоправданную, легкость обращения за медицинским обслуживанием, привычка к которой сохранилось у многих людей с советских времен. Это оказывает определенное психологическое воздействие на население, вызывая у него чувство меньшей доступности услуг здравоохранения. Отсюда следует, что, во-первых, вопросы доступа населения к основным жизнеобеспечивающим услугам, входящие в число приоритетов НССБ, требуют еще большего внимания и ресурсного обеспечения, и, во-вторых, эффективность информационного сопровождения политики реформ в здравоохранении и других сферах, затрагивающих каждодневные проблемы людей, должна быть увеличена.

 

Таблица 1. Показатели доступа населения к основным услугам

Показатель 2001 г. 2002 г.
Грамотность населения, % 98.7 98.7
Охват детей соответствующего возраста неполным (базовым) средним образованием (1-9 классы), % 95.0     94.6
Доля населения, не имеющего доступа к услугам здравоохранения, % 9.3 26.0
Доступ к чистой питьевой воде, % 84.0 83.8

 

27. В целях совершенствования статистики бедности в 2003 году Национальный статистический комитет Кыргызской Республики начал реструктуризацию существующего обследования бюджетов домашних хозяйств, являющегося главным источником данных о бедности в стране. Эта реструктуризация осуществляется в рамках проекта «Развитие статистики в поддержку процессов КОР\НССБ», финансируемого Министерством международного развития Великобритании (DFID). Меры по совершенствованию бюджетного обследования включают: 1) расширение выборки с 3000 до 5000 домашних хозяйств с одновременным переходом от ежемесячной к ежеквартальной периодичности их опроса; 2) изменение порядка регистрации домашними хозяйствами своих доходов и расходов; 3) введение новых анкет обследования и включение в опрос блока вопросов, касающихся использования рабочей силы и различных индикаторов бедности; 4) усовершенствование методики формирования выборки и ротации домашних хозяйств в ней; 5) пересмотр методов организации и проведения полевых работ. В результате ожидается значительное повышение качества данных, достижение большей точности и устойчивости (особенно на уровне областей) показателей, получение новой информации о бедности, занятости и уровне жизни населения, расширение аналитических возможностей. Одновременно предусматривается возможность получения данных и в старом формате, что обеспечит межвременную сопоставимость результатов. Первые результаты по данным расширенного обследования появятся в 2004 году.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: