V.1. Повышение эффективности законотворческой деятельности государственных органов. Правовые реформы

 

63. В текущем году основным событием в законотворческой деятельности страны по стало принятие новой редакции Конституции Кыргызской Республики. Проведенные реформы основного закона страны позволили установить баланс полномочий и ответственности между Президентом, Парламентом, Правительством, судебными органами и институтами местного самоуправления страны. При этом, многие полномочия Президента были переданы другим ветвям государственной власти. Более 1,5 миллиона граждан приняли участие в обсуждении проекта конституционной ре­формы через выступления в общест­венных слушаниях, теледебатах, «круглых» столах, средствах массовой информации. Для приведения в соответст­вие с новой редакцией Конституции действующего законодательства и дальнейшее формирование нормативной правовой базы Распоряжением Президента Кыргызской Республики были созданы 5 рабочих групп. В их состав вошли представители законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, органов местного самоуправления, гражданского общества ученые и специалисты. Широкий комплекс законодательных инициатив и организационных мероприятий по реализации новой редакции Конституции Кыргызской Республики предусмотрен Указом Президента Кыр­гызской Республики «О мерах по обеспечению практической реа­лизации новой редакции Конституции Кыргызской Республики и задачах по устойчивому разви­тию и сокращению бедности в 2003 году». Нормы новой редакции Конституции обеспечивают правовую основу для успешной реализации КОР/НССБ.

 

64. Правительством в целях улучшения техники законопроектной дея­тельности и повышения качества разрабатываемых законопроектов утвержден Регламент законо­проектной деятельности. Он предусматривает совершенствование организационных и процедурных вопросов законопроектной деятельности министерств и ведомств. Кроме того, для усиления планирования, координации и мониторинга законотворческой деятельности Правительства Кыргызской Республики в Министерстве юстиции Кыргызской Рес­публики создано и действует Центр по координации законопроектной дея­тельности Правительства Кыргызской Республики. Центром регулярно осуществляются различные мероприятия с пред­ставителями юридических служб органов государственной власти по совершенствованию законодательных работ.

65. Подготовлены и направлены в Жогорку Кенеш законопроекты с новой редакцией законов таких как: «Кодекс о выборах в Кыргызской Республике», «О Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики», «О Правительстве Кыргызской Республики» и некоторые другие.

 

66. Предусматривается, что проекты законов, непосредственно затрагивающие интересы граждан, а также проекты других важнейших актов по решению правотворческого органа могут быть, а вводящие новые виды государственного регулирования предпринимательской деятельности в обязательном порядке должны быть опубликованы для общественного обсуждения в целях привлечения к этому процессу представителей гражданского общества.

 

67. Постановлением Правительства была создана правительственная комиссия по инвентаризации нормативных правовых актов. Это позволило придать данной работе системный и программный характер с определением приоритетных направлений.

 

68. Для обеспечения широкого доступа населения к правовым информационным базам государственных органов, Министерством юстиции Кыргызской Республики в рамках проекта Всемирного Банка «Правовая информатизация» сформирован централизованный банк данных правовой информации. К нему может подключаться неограниченный круг лиц. К настоящему времени в данном банке данных правовой информации сосредоточено более 22 тысяч нормативных правовых актов страны.

 

69. В целях усиления эффективности деятельности, обеспечение прозрачности и порядка принятия законов Парламентом, Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики был принят Закон «О Регламенте Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Однако из-за несоответствия его некоторых положений законодательству Кыргызской Республики, Президент Кыргызской Республики вернул его со своими возражениями в Парламент.

V.2. Совершенствование судебных, правоприменительных и правоохранительных инсти­тутов государства

 

70. Для обеспечения эффективности и независимости судебной системы, в новой редакции Консти­туции Кыргызской Республики предусмотрено:

· объединение Верховного и Высшего арбитражного судов;

· избрание судей местных судов Жогорку Кенешем Кыргызской Республики;

· введение права участия граждан в отправлении правосудия;

· порядок освобождения судей от должности;

· введение права осуществления Верховным судом в установленных законами процессу­альных формах пересмотра судебных актов нижестоящих судебных инстанций и выне­сения по ним окончательного решения.

 

71. Для разработки практических мер, связанных с проведением реформ создана Судебная консультативная комиссия, а также рабочие группы. В их состав вошли представители судебной, законодательной, исполнительной ветвей власти, независимые юристы, представители научных кругов и частного сектора. В целях выявления потребностей и проблем судебной системы, требующих первоочередного разрешения по инициативе Судебной консультативной комиссии и Верховного суда Кыргызской Республики было проведено диагностическое исследования судебного и юридического сектора республики. Данный документ был подготовлен при технической помощи Азиатского Банка Развития по программе «Корпоративное управление и реформа предприятий – 2». Проведенное исследование выявило основные направления реформ в судебной системе такие как: прозрачность и открытость процедуры формирования судейского корпуса, обеспечение независимости судей, материально-техническое обеспечение судебной системы, совершенствование процессуального законодательства.

 

72. Для совершенствования процесса судоустройства и судопроизводства разработан и принят закон «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах». Данный закон определил компетенцию, организацию и порядок деятельности Верховного суда и местных судов Кыргызской Республики в связи с идущей судебной реформой.

 

73. В целях демократического рассмотрения споров создан институт третейских судов в соответствии с Законом «О третейских судах в Кыргызской Республике». Конституционное закрепление функционирования внесудебного порядка рассмотрения экономических споров было осуществлено в новой редакции Конституции Кыргызской Республики. В 2003 году разработан проект Гражданского процессуального кодекса Кыргызской Республики, в котором отражен механизм исполнения решений иностранных и местных третейских судов.

 

74. Ведется активная работа по подготовке законопроектов, регулирующих вопросы организации и деятельности судов: «О статусе судей», «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики», «О Конституционном суде Кыргызской Республики», «О государственной пошлине», «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О банкротстве» в части, касающейся судопроизводства. Принят закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об исполнительном производстве и о статусе судебных исполнителей Кыргызской Республики».

 

Завершается подготовка изменений и дополнений в процессуальные нормы - в Арбитражный процессуальный кодекс, Уголовно-процес­суальный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс. Кроме того, предстоит разработка законопроектов, предусматривающих введение института судебных заседателей и судебных приставов, учреждение специализированных судов.

 

Подготовлен проект Концеп­ции по дальнейшему совершенствованию деятельности Верховного суда и местных судов Кыр­гызской Республики.

 

75. В целях обеспечения открытости и прозрачности судебных процессов, разработана Концепция создания единой информационно-правовой базы судов общей юрисдикции, а также реализуется Соглашение между Кыргызской Республики и Всемирным Банком о предоставлении гранта на создание такой системы. Этот проект позволит автоматизировать работу нескольких пилотных судов, обеспечит доступ судей к электронной базе данных норма­тивных правовых актов и судебных решений, повысит прозрачность судопроизводства путем доступа населения к решениям судов. Накопленный в результате его реализации положитель­ный опыт будет затем распространен на всю судебную систему.

 

76. В целях усиления ответственности судей, обеспечения их соответствующим уровнем заработ­ной платы Президентом Кыргызской Республики принят ряд указов о дисциплинарной ответст­венности судей, о введении для данной категории квалификационных классов и о повышении должностных окладов судьям. Проводится работа по обеспечению финансовой независимости судебной системы, созданию соответствующих материальных стимулов. Происходит ежегодное увеличение расходов на содержание судебных органов. В 2003 году в бюджете страны предусмотрено на эти цели на 32% больше объема финансирования, чем в 2001г. Кроме того, осуществляется постепенный переход финансирования судебной системы на программную основу. Приоритетные направления статей расходов на содержание судов определяются самими су­дебными органами.

 

77. В целях совершенствования работы правоохранительных государственных институтов и надежного обеспечения обще­ственной безопасности в стране, разработан проект «Концепции реформирования системы органов внутренних дел Кыргызской Республики». Кроме того, в рамках реформирования правоохранительных и правоприменительных институтов, главное управление исполнения наказаний (ГУИН), постановлением Правительства Кыргызской Республики передано в ведение Министерства юстиции Кыргызской Республики.

 

78. Для усиления деятельности Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики Указом Президента Кыргызской Республики утверждена и реализуется Концепция раз­вития органов прокуратуры Кыргызской Республики, в которой особое внимание уделено во­просам взаимодействия с судами, обеспечения надлежащего уровня поддержания государст­венного обвинения в суде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: