IV.2. Среднесрочный прогноз бюджета на 2004-2006 гг

 

54. Среднесрочный прогноз бюджета (СПБ) на 2004-2006 гг., утвержденный Советом по экономической политике, является ключевым инструментом социально-экономического планирования, призванным обеспечить сосредоточение ресурсов государства на приоритетных направлениях НССБ и повышение эффективности их использования. В данном разделе приводится информация о макроэкономической стратегии на рассматриваемый период, включая стратегию сокращения КФД и внешнего долга, а также о перспективах увеличения государственных доходов. Детальный анализ тенденций государственных расходов, предусмотренных среднесрочным прогнозом, приводится в разделе 7.

 

55. Согласно СПБ в рассматриваемом периоде темпы экономического роста составят в среднем 5% в год (см. таблицу 2). Предполагается, что рост будет происходить во всех секторах экономики, а особенно в промышленности (без производства золота), строительстве и сфере услуг. Предстоящий спад добычи золота на Кумторском месторождении должен быть компенсирован за счет ввода в эксплуатацию месторождений Талды-Булак Левобережный и Джеруй. Ожидается, что государственное потребление и инвестиции (особенно за счет внешнего финансирования ПГИ) будет сокращаться при значительном увеличении частных инвестиций и устойчивом росте частного потребления. Экспорт будет сокращаться вследствие уменьшения производства золота, а импорт потребительских товаров, составляющий большую часть общего импорта, уменьшится за счет их замещения товарами отечественного производства.

 

Таблица 2. Показатели Среднесрочного прогноза бюджета на 2004-2006 гг.

 

2002 2003 2004 2005 2006
факт ожидаем

прогноз

Номинальный ВВП, млрд. сомов 75.2 82.2 89.5 97.6 106.4
Темпы прироста реального ВВП, % -0.5 5.2 5.0 5.0 5.0

Структура ВВП, %

Частное потребление 67.6 67.8 67.7 67.8 67.9
Государственное потребление 17.2 17.2 16.5 15.4 14.3
Валовые инвестиции 18.5 19.1 20.8 21.6 22.3
Государственные инвестиции 6.0 5.5 4.9 4.7 4.5
ПГИ (внешнее финансирование) 4.8 4.7 4.0 3.5 3.0
Частные инвестиции 12.5 13.6 15.9 16.9 17.8
Чистый экспорт -3.3 -4.1 -5.0 -4.8 -4.6
Экспорт товаров и услуг 39.0 40.2 37.7 36.7 35.4
Импорт товаров и услуг 42.3 44.3 42.7 41.5 40.0

Темпы прироста объемов производства по отраслям, %

Сельское хозяйство 3.3 3.9 4.5 4.7 4.7
Промышленность -13.1 9.6 4.2 3.7 3.7
Строительство -0.1 4.0 9.0 9.0 10.0
Услуги 4.0 4.0 5.5 5.6 5.5
Темп инфляции по ИПЦ, % 2.3 4.1 4.0 4.0 4.0
Государственный внешний долг, % ВВП 98.3 99.0 93.5 83.5 74.1
Уровень бедности, % 44.3 42.1 40.0 38.0 36.1
Доходы расширенного государственного бюджета, % ВВП 22.8 22.8 23.3 24.0 24.2
Расходы расширенного государственного бюджета, % ВВП 26.6 27.7 28.2 28.6 27.8
Дефицит расширенного государственного бюджета, % ВВП 3.8 4.9 4.9 4.6 3.6
Квазифискальный дефицит в электроэнергетике, % ВВП 13.6 13.6 10.9 8.5 7.8

 

56. Экономическая политика государства в 2004-2006 гг. будет направлена на закрепление макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста. Это предполагает продолжение проведения жесткой кредитно-денежной политики, что позволит удерживать инфляцию на уровне 4% в год. Будет сохраняться управляемый плавающий режим обменного курса, который призван, с одной стороны, не допустить снижения ценовой конкурентоспособности товаров и услуг из Кыргызстана на внешнем рынке, а, с другой стороны, избежать чрезмерного удорожания стоимости обслуживания внешнего долга. Будет продолжена работа по привлечению прямых иностранных инвестиций и общему улучшению инвестиционного климата. Проведение политики по развитию финансового сектора должно повысить его роль посредника в трансформации внутренних сбережений в инвестиции. Реализация структурных реформ станет ключом к повышению производительности факторов производства, необходимому для повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем и внутреннем рынке и преодоления имеющихся торговых барьеров. Внешнеэкономическая политика страны будет сфокусирована на устранении этих барьеров для экспорта из Кыргызстана.

 

57. Для экономического развития страны и преодоления бедности большое значение будет иметь деятельность по реформированию государственного управления (в том числе в рамках кредита Всемирного банка GSAC/GTAC), включающая повышение прозрачности и рост эффективности системы государственного управления, совершенствование корпоративного управления и судебно-правовую реформу.

 

58. Социальная политика будет направлена на повышение адресности и эффективности системы социальной защиты населения, повышение устойчивости системы социального страхования, содействие увеличению занятости, обеспечение доступа всех слоев населения к услугам образования и здравоохранения при поддержании финансовой устойчивости этих секторов. Ожидается, что в результате реализации мер экономической и социальной политики уровень бедности за три года сократится, как минимум, на 6%.

 

59. Для поддержания макроэкономической стабильности и обеспечения ресурсами государственных программ СПБ предусматривает сокращение дефицита расширенного государственного бюджета до уровня 3.6% ВВП в 2006 г. Это должно быть достигнуто за счет увеличения государственных доходов на 1.4% ВВП в течение трех лет при сохранении величины государственных расходов примерно на уровне 2003 г. Меры по увеличению доходов бюджета включают улучшение налогового администрирования и уменьшение уровня коррупции в налоговых и таможенных органах, расширение налоговой базы, совершенствование налоговой структуры с постепенным отказом от налогов на производство и снижением ставок отчислений в Социальный фонд при одновременном повышении роли косвенных налогов и доходов от обязательного патентирования.

 

60. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны необходимо резкое снижение величины квазифискального дефицита. В СПБ закладывается снижение КФД до 7.8% ВВП в 2006 году. Для этого планируется реализовать комплекс мероприятий (см. пункт 53), многие из которых будут проводиться в рамках кредита CSAC Всемирного Банка.

 

61. СПБ предусматривает реализацию комплексной стратегии управления внешним долгом. Одним из ее компонентов является сокращение масштабов ПГИ до уровня 3% ВВП в 2006 г., что позволит уменьшить дефицит расширенного государственного бюджета и текущего счета платежного баланса. Все новые заимствования будут осуществляться только на достаточно льготных условиях, если грант-элемент будет не меньше 45%. Три четверти доходов от приватизации государственных предприятий, включая четыре крупнейших – АО "Кыргызтелеком", АО НАП "Кыргызстан Аба Жолдору", АО "Кыргызгаз", АО "Кыргызэнерго", будут направлены на авансовые выплаты для выполнения требований кредиторов.

 

Правительство также будет изыскивать возможности досрочного погашения нельготных кредитов в форме обмена их на активы предприятий, имеющих государственную долю. Следует отметить, что даже при оптимистических допущениях отношение чистой приведенной стоимости долга к экспорту не упадет ниже порогового значения 150% до 2010 года. Устойчивое улучшение долговых показателей в ближайшее время может быть достигнуто только при реструктуризации Парижским клубом долга Кыргызстана на Неаполитанских условиях в декабре 2004 года. В этом случае снижение отношения чистой приведенной стоимости долга к экспорту до 150% может быть достигнуто в 2007 г.

 

62. Указанные выше показатели экономического роста и сокращения бедности в 2004-2006 гг. соответствуют базовому сценарию социально-экономического развития страны, основанному на умеренно оптимистических допущениях относительно направления, частоты и интенсивности внешних шоков. В СПБ признается, однако, что при неблагоприятном стечении обстоятельств или недостаточных усилиях Правительства, в особенности при недостаточном росте экспорта или недостаточном уровне государственных доходов, страна может столкнуться с нарастанием трудностей с обслуживанием внешнего долга, что приведет к замедлению темпов экономического роста и поставит под угрозу полномасштабную реализацию государственных социальных программ. При таком сценарии развития событий во второй половине десятилетия темпы среднегодовые прироста ВВП могут упасть до 2.5%, а экспорта – до 1%. Инфляция возрастет до 7-8% при девальвации номинального обменного курса уже в течение ближайших лет. Внешний долг Кыргызстана снова начнет быстро возрастать в 2006 году даже при списании долга Парижским клубом. Соответственно, дальнейшие достижения в сокращении бедности будут незначительными. Осознавая неприемлемость такого развития событий, Правительство придает высший приоритет мерам по поддержанию макроэкономической стабильности и достижению целевых показателей экономического роста, состояния бюджета и экспорта, предусмотренных КОР/НССБ и детализированных в СПБ.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: