54. Среднесрочный прогноз бюджета (СПБ) на 2004-2006 гг., утвержденный Советом по экономической политике, является ключевым инструментом социально-экономического планирования, призванным обеспечить сосредоточение ресурсов государства на приоритетных направлениях НССБ и повышение эффективности их использования. В данном разделе приводится информация о макроэкономической стратегии на рассматриваемый период, включая стратегию сокращения КФД и внешнего долга, а также о перспективах увеличения государственных доходов. Детальный анализ тенденций государственных расходов, предусмотренных среднесрочным прогнозом, приводится в разделе 7.
55. Согласно СПБ в рассматриваемом периоде темпы экономического роста составят в среднем 5% в год (см. таблицу 2). Предполагается, что рост будет происходить во всех секторах экономики, а особенно в промышленности (без производства золота), строительстве и сфере услуг. Предстоящий спад добычи золота на Кумторском месторождении должен быть компенсирован за счет ввода в эксплуатацию месторождений Талды-Булак Левобережный и Джеруй. Ожидается, что государственное потребление и инвестиции (особенно за счет внешнего финансирования ПГИ) будет сокращаться при значительном увеличении частных инвестиций и устойчивом росте частного потребления. Экспорт будет сокращаться вследствие уменьшения производства золота, а импорт потребительских товаров, составляющий большую часть общего импорта, уменьшится за счет их замещения товарами отечественного производства.
|
|
Таблица 2. Показатели Среднесрочного прогноза бюджета на 2004-2006 гг.
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
факт | ожидаем | прогноз | |||
Номинальный ВВП, млрд. сомов | 75.2 | 82.2 | 89.5 | 97.6 | 106.4 |
Темпы прироста реального ВВП, % | -0.5 | 5.2 | 5.0 | 5.0 | 5.0 |
Структура ВВП, % | |||||
Частное потребление | 67.6 | 67.8 | 67.7 | 67.8 | 67.9 |
Государственное потребление | 17.2 | 17.2 | 16.5 | 15.4 | 14.3 |
Валовые инвестиции | 18.5 | 19.1 | 20.8 | 21.6 | 22.3 |
Государственные инвестиции | 6.0 | 5.5 | 4.9 | 4.7 | 4.5 |
ПГИ (внешнее финансирование) | 4.8 | 4.7 | 4.0 | 3.5 | 3.0 |
Частные инвестиции | 12.5 | 13.6 | 15.9 | 16.9 | 17.8 |
Чистый экспорт | -3.3 | -4.1 | -5.0 | -4.8 | -4.6 |
Экспорт товаров и услуг | 39.0 | 40.2 | 37.7 | 36.7 | 35.4 |
Импорт товаров и услуг | 42.3 | 44.3 | 42.7 | 41.5 | 40.0 |
Темпы прироста объемов производства по отраслям, % | |||||
Сельское хозяйство | 3.3 | 3.9 | 4.5 | 4.7 | 4.7 |
Промышленность | -13.1 | 9.6 | 4.2 | 3.7 | 3.7 |
Строительство | -0.1 | 4.0 | 9.0 | 9.0 | 10.0 |
Услуги | 4.0 | 4.0 | 5.5 | 5.6 | 5.5 |
Темп инфляции по ИПЦ, % | 2.3 | 4.1 | 4.0 | 4.0 | 4.0 |
Государственный внешний долг, % ВВП | 98.3 | 99.0 | 93.5 | 83.5 | 74.1 |
Уровень бедности, % | 44.3 | 42.1 | 40.0 | 38.0 | 36.1 |
Доходы расширенного государственного бюджета, % ВВП | 22.8 | 22.8 | 23.3 | 24.0 | 24.2 |
Расходы расширенного государственного бюджета, % ВВП | 26.6 | 27.7 | 28.2 | 28.6 | 27.8 |
Дефицит расширенного государственного бюджета, % ВВП | 3.8 | 4.9 | 4.9 | 4.6 | 3.6 |
Квазифискальный дефицит в электроэнергетике, % ВВП | 13.6 | 13.6 | 10.9 | 8.5 | 7.8 |
|
|
56. Экономическая политика государства в 2004-2006 гг. будет направлена на закрепление макроэкономической стабилизации и обеспечение устойчивого экономического роста. Это предполагает продолжение проведения жесткой кредитно-денежной политики, что позволит удерживать инфляцию на уровне 4% в год. Будет сохраняться управляемый плавающий режим обменного курса, который призван, с одной стороны, не допустить снижения ценовой конкурентоспособности товаров и услуг из Кыргызстана на внешнем рынке, а, с другой стороны, избежать чрезмерного удорожания стоимости обслуживания внешнего долга. Будет продолжена работа по привлечению прямых иностранных инвестиций и общему улучшению инвестиционного климата. Проведение политики по развитию финансового сектора должно повысить его роль посредника в трансформации внутренних сбережений в инвестиции. Реализация структурных реформ станет ключом к повышению производительности факторов производства, необходимому для повышения конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем и внутреннем рынке и преодоления имеющихся торговых барьеров. Внешнеэкономическая политика страны будет сфокусирована на устранении этих барьеров для экспорта из Кыргызстана.
57. Для экономического развития страны и преодоления бедности большое значение будет иметь деятельность по реформированию государственного управления (в том числе в рамках кредита Всемирного банка GSAC/GTAC), включающая повышение прозрачности и рост эффективности системы государственного управления, совершенствование корпоративного управления и судебно-правовую реформу.
58. Социальная политика будет направлена на повышение адресности и эффективности системы социальной защиты населения, повышение устойчивости системы социального страхования, содействие увеличению занятости, обеспечение доступа всех слоев населения к услугам образования и здравоохранения при поддержании финансовой устойчивости этих секторов. Ожидается, что в результате реализации мер экономической и социальной политики уровень бедности за три года сократится, как минимум, на 6%.
59. Для поддержания макроэкономической стабильности и обеспечения ресурсами государственных программ СПБ предусматривает сокращение дефицита расширенного государственного бюджета до уровня 3.6% ВВП в 2006 г. Это должно быть достигнуто за счет увеличения государственных доходов на 1.4% ВВП в течение трех лет при сохранении величины государственных расходов примерно на уровне 2003 г. Меры по увеличению доходов бюджета включают улучшение налогового администрирования и уменьшение уровня коррупции в налоговых и таможенных органах, расширение налоговой базы, совершенствование налоговой структуры с постепенным отказом от налогов на производство и снижением ставок отчислений в Социальный фонд при одновременном повышении роли косвенных налогов и доходов от обязательного патентирования.
60. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны необходимо резкое снижение величины квазифискального дефицита. В СПБ закладывается снижение КФД до 7.8% ВВП в 2006 году. Для этого планируется реализовать комплекс мероприятий (см. пункт 53), многие из которых будут проводиться в рамках кредита CSAC Всемирного Банка.
61. СПБ предусматривает реализацию комплексной стратегии управления внешним долгом. Одним из ее компонентов является сокращение масштабов ПГИ до уровня 3% ВВП в 2006 г., что позволит уменьшить дефицит расширенного государственного бюджета и текущего счета платежного баланса. Все новые заимствования будут осуществляться только на достаточно льготных условиях, если грант-элемент будет не меньше 45%. Три четверти доходов от приватизации государственных предприятий, включая четыре крупнейших – АО "Кыргызтелеком", АО НАП "Кыргызстан Аба Жолдору", АО "Кыргызгаз", АО "Кыргызэнерго", будут направлены на авансовые выплаты для выполнения требований кредиторов.
|
|
Правительство также будет изыскивать возможности досрочного погашения нельготных кредитов в форме обмена их на активы предприятий, имеющих государственную долю. Следует отметить, что даже при оптимистических допущениях отношение чистой приведенной стоимости долга к экспорту не упадет ниже порогового значения 150% до 2010 года. Устойчивое улучшение долговых показателей в ближайшее время может быть достигнуто только при реструктуризации Парижским клубом долга Кыргызстана на Неаполитанских условиях в декабре 2004 года. В этом случае снижение отношения чистой приведенной стоимости долга к экспорту до 150% может быть достигнуто в 2007 г.
62. Указанные выше показатели экономического роста и сокращения бедности в 2004-2006 гг. соответствуют базовому сценарию социально-экономического развития страны, основанному на умеренно оптимистических допущениях относительно направления, частоты и интенсивности внешних шоков. В СПБ признается, однако, что при неблагоприятном стечении обстоятельств или недостаточных усилиях Правительства, в особенности при недостаточном росте экспорта или недостаточном уровне государственных доходов, страна может столкнуться с нарастанием трудностей с обслуживанием внешнего долга, что приведет к замедлению темпов экономического роста и поставит под угрозу полномасштабную реализацию государственных социальных программ. При таком сценарии развития событий во второй половине десятилетия темпы среднегодовые прироста ВВП могут упасть до 2.5%, а экспорта – до 1%. Инфляция возрастет до 7-8% при девальвации номинального обменного курса уже в течение ближайших лет. Внешний долг Кыргызстана снова начнет быстро возрастать в 2006 году даже при списании долга Парижским клубом. Соответственно, дальнейшие достижения в сокращении бедности будут незначительными. Осознавая неприемлемость такого развития событий, Правительство придает высший приоритет мерам по поддержанию макроэкономической стабильности и достижению целевых показателей экономического роста, состояния бюджета и экспорта, предусмотренных КОР/НССБ и детализированных в СПБ.
|
|