double arrow

I. Экономическое развитие в 2002-2003гг

ВВЕДЕНИЕ

 

1. Кыргызская Республика является одной из 13 пилотных стран, в которых разработана Комплексная основа развития Кыргызской Республики до 2010 года (КОР), одобренная в мае 2001 года.

 

2. Первым этапом реализации КОР стала Национальная стратегия сокращения бедности в Кыргызской Республике на 2003-2005 годы (НССБ). НССБ принята в качестве среднесрочной программы действий Правительства Кыргызской Республики по проведению активных экономических, социальных и политических реформ, обеспечивающих человеческое развитие и сокращение бедности.

 

3. КОР и НССБ были подготовлены на основе партнерства всех ветвей государственной власти и гражданского общества Кыргызстана, при тесном сотрудничестве с Всемирным банком, МВФ и другими международными организациями.

 

Партнерские отношения Кыр­гызской Республики со всеми представителями донорского сообщество стали важным фактором повышения уровня координации и эффективности использования внешней помощи, максимальной консолидации внутренних ресурсов на цели развития и со­кращения бедности. Свидетельством этого стали решения, принятые на Консультативной встрече доноров, состоявшейся в октябре 2002 года в Бишкеке, в ходе которой была поддержана разработанная НССБ.

 

В феврале 2003 года Исполнительный Совет МВФ и Совет Директоров Всемирного Банка утвердили трехлетние программы помощи Кыргызстану, подготовленные с учетом приоритетов НССБ. Одновременно получила одобрение и НССБ. В таком же формате осуществляется работа и рядом других международных организаций и стран-доноров, что в полном объеме отвечает договоренностям, достигнутым в Йоханнесбурге, Монтеррее, Лондоне и Риме.

 

4. Настоящий документ является первым отчетом о ходе исполнения НССБ. В него включены основные результаты проводимых реформ за 2003 год. Отчет отражает результаты реализации мер политики, предусмотренных соглашениями в рамках механизма сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) между Правительством Кыргызской Республики и Международным валютным фондом, Стратегией помощи Кыргызстану, принятой Всемирным банком, и соответствующими меморандумами.

 

5. Проведенный анализ показывает, что, несмотря на имеющиеся трудности и пока нерешенные проблемы, предпринимаемые в рамках реализации КОР/НССБ комплексные меры позволили создать прочную базу для достижения обнадеживающих результатов по обеспечению экономического роста, повышению качества управления и сокращению уровня бедности. Эти результаты отражены в соответствующих разделах настоящего отчета.

 

6. Цели и задачи КОР/НССБ совпадают с Целями развития Декларации тысячелетия (ЦРТ), подписанной Кыргызской Республикой в числе 191 государства мира по результатам Саммита тысячелетия (сентябрь 2000 года). Это еще раз подтверждает приверженность Кыргызстана общечеловеческим ценностям и стратегическим ориентирам, определенным мировым сообществом. Подготовленный в сентябре 2003 года первый Национальный отчет Кыргызстана по реализации Целей развития тысячелетия также показывает положительную динамику основных индикаторов социального и экономического развития страны.

 

7. Вместе с тем, Правительство намерено предпринять в 2004 году до­полнительные усилия по приоритезации мер в соответствии с целями и задачами, поставленными в НССБ, повысить эффективность использования финансовых ресурсов, направляемых на приоритетные направления КОР/НССБ.

 

Президентом Кыргызской Республики А.А.Акаевым в октябрьском (2003 года) Послании к народу Кыргызской Республики обозначено, что 2004 год станет Годом социальной мобилизации и добросовестного управления. В связи с этим все намечаемые меры будут направлены на максимальное использование всего потенциала страны для реализации основных приоритетов, отраженных в КОР/НССБ.

 

8. Настоящий отчет подготовлен министерствами и ведомствами, рабочими экспертными группами по соответствующим разделам КОР/НССБ. Подготовленные материалы были обсуждены в экспертных рабочих группах, рассмотрены и одобрены на заседаниях координационных комитетов по направлениям КОР/НССБ, региональных советах.

 

При формировании отчета были использованы исследования и другие аналитические ма­териалы, подготовленные Всемирным Банком, МВФ, другими международными организациями, а также неправительственными организациями Кыргызской Республики в рамках партнерского участия в реализации КОР/НССБ.

 



I. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В 2002-2003гг.

 

9. На темпы экономического роста в стране в 2002 г. большое влияние оказали неблагоприятные экзогенные факторы, в частности авария на золоторудном месторождении Кумтор и повышенный уровень осадков в регионе, приведший к резкому снижению спроса соседних стран на отпуск воды и вырабатываемую при этом в Кыргызстане электроэнергию. К этому добавилось снижение темпов роста сельскохозяйственного производства по сравнению с предусмотренными в НССБ. Вследствие указанных обстоятельств в производстве ВВП произошел некоторый спад, темп прироста ВВП в реальном выражении составил –0.5%. Вместе с тем, этот спад затронул в основном только подвергшиеся внешним шокам отрасли золотодобычи и электроэнергетики. Реальный ВВП за вычетом вклада этих двух отраслей возрос в 2002 г. на 4%. Наиболее заметный рост (8-10% в год) наблюдался в легкой, пищевой промышленности и торговле. Динамика компонент ВВП по использованию[1] в 2002 г. по сравнению с 2001 г. также оказалась различной: если валовое накопление основного капитала и государственное потребление сократились соответственно на 0.4% и 4.0%, то частное потребление возросло на 9.4%. Таким образом, несмотря на уменьшение ВВП, в 2002 г. в стране продолжался рост благосостояния населения, индикатором которого является увеличение частного потребления; этот факт хорошо согласуется с зафиксированным снижением показателей бедности (см. раздел 2).

 

10. Динамика ВВП в 2003 г. характеризуется, с одной стороны, восстановительным ростом в тех отраслях, в которых имел место вынужденный спад в 2002 г. (производство золота и электроэнергии), а, с другой стороны, отставанием от прошлогоднего графика работ и получения урожая в сельском хозяйстве, вызванным необычно холодной погодой весной 2003 г. С учетом всех этих факторов за 9 месяцев 2003 г. реальный ВВП увеличился на 5.1% по сравнению с соответствующим периодом 2002 г. При этом достаточно быстрый рост объемов производства наблюдается в отрасли гостинично-ресторанных услуг (на 25.5%), обрабатывающей промышленности (на 14.2%), торговле (на 11.7%), связи (на 5.2%).

 

11. Экономическое развитие Кыргызстана в последние годы характеризуется весьма низкой инфляцией. В течение 2002 г. индекс потребительских цен возрос всего на 2.3% (декабрь 2002 г. к декабрю 2001 г.), а за девять месяцев 2003 г. этот индекс даже сократился на 0.1% по сравнению с увеличением на 0.6% в январе-сентябре 2002 г. Прекращение роста цен стало возможным, в частности, благодаря укреплению обменного курса сома по отношению к доллару США на 3.4% в течение 2002 г. и на 7.7% в январе-августе 2003 г. Характерно, что сом укреплялся не только по отношению к доллару, курс которого на мировых финансовых рынках в течение рассматриваемого периода времени заметно снизился, но и по отношению к валютам соседних стран (российскому рублю, казахскому тенге, узбекскому суму); в 2003 г. остается стабильным обменный курс сома по отношению к евро.

 

12. Существенно, что инфляция в Кыргызстане остается низкой, несмотря на значительное увеличение денежной массы. За 2002 г. денежная база возросла на 42.9%, а денежный агрегат М2х – на 34.1%. В январе-июле 2003 г. произошел дальнейший рост этих показателей на 12.5% и 12.7% соответственно. Увеличивающийся спрос на деньги выразился в увеличении монетизации экономики (измеренной по агрегату М2х) с 11.1% ВВП в 2001 г. до 14.6% ВВП в 2002 г. и 15.4% ВВП в первом полугодии 2003 г. Происходящая ремонетизация экономики свидетельствует об уменьшении инфляционных ожиданий предприятий и населения и их значительно возросшем доверии к национальной валюте и, в целом, к экономической политике государства.

 

13. На это же указывает и улучшение функционирования финансового сектора, которое выражается в снижении процентных ставок и расширении объемов кредитования экономики. Например, средняя учетная ставка НБКР упала с уровня 7.95% в 2001 г. до 4.4% в 2002 г. и до 4.0% в январе-июле 2003 г.; средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков в национальной валюте снизилась с 36.4% в 2001 г. до 30.2% в 2002 г. и 25.7% в январе-июле 2003 г.; аналогичная ставка по кредитам в иностранной валюте уменьшилась с 25.0% в 2001 г. до 22.6% в 2002 г. и 18.8% в январе-июле 2003 г. С 1 июля 2003 г. на 3% уменьшились ставки по кредитам Кыргызской сельскохозяйственной финансовой корпорации (КСФК), которая является основным источником кредитных ресурсов для сельского хозяйства страны. Снижение процентных ставок сопровождается ростом кредитования экономики. Объем банковских кредитов в национальной и иностранной валюте, выданных в 2002 г., увеличился на 26.6% по сравнению с 2001 г.; в январе-июле 2003 г. объем банковского кредитования возрос на 54.9% по сравнению с аналогичным периодом 2002 г.

 

14. Еще одним важным фактором макроэкономической стабилизации является улучшение ситуации с дефицитом государственного бюджета. Величина дефицита расширенного государственного бюджета (включающего текущий консолидированный государственный бюджет, ПГИ и бюджет Социального фонда) в 2002 г. составила 5.8% ВВП, что означает сокращение на 0.4% ВВП по сравнению с 2001 г. По итогам 2003 г. ожидается дальнейшее уменьшение дефицита до уровня 5.2% ВВП. Одним из источников сокращения бюджетного дефицита в 2002 г. стало увеличение доходов расширенного государственного бюджета (см. рисунок 1). Оно происходит главным образом вследствие роста налоговых поступлений с 12.4% ВВП в 2001 г. до 13.9% ВВП в 2002 г. и ожидаемого уровня 14.8% ВВП в 2003 г., а также за счет улучшения сбора страховых взносов в Социальный фонд. Совокупные расходы расширенного государственного бюджета возросли в 2002 г. после их очень резкого уменьшения в 2000-2001 гг. Этот рост произошел главным образом в части текущих расходов на социальный сектор, которые увеличились с 8.0% ВВП до 10.1% ВВП, а также расходов в рамках ПГИ, возросших с 5.3% ВВП в 2001 г. до 5.9% ВВП в 2002 г. Столь значительный рост социальных расходов оказался возможным, в частности, благодаря сокращению размеров выплат по государственному долгу (на 99 млн. долларов за 2001-2004 гг.), последовавшему за реструктуризацией Парижским клубом внешнего долга Кыргызстана в марте 2002 г. Ожидается, что в 2003 г. государственные расходы несколько сократятся, в основном вследствие уменьшения масштабов работ в рамках ПГИ, что связано с необходимостью ограничения внешних заимствований Правительства с целью недопущения чрезмерного роста внешнего долга страны.

 

Рисунок 1. Показатели расширенного государственного бюджета Кыргызской Республики в 2001-2003 гг.

 

15. Благодаря упомянутой выше реструктуризации государственного внешнего долга и реализации связанного с ней комплекса переговоров и мероприятий, а также вследствие укрепления обменного курса сома, показатели внешнего долга стабилизировались, хотя и продолжают оставаться высокими. В течение 2001-2003 гг. общий внешний долг, включающий задолженность Правительства, долг перед МВФ и долги частного сектора, остается на уровне около 110% ВВП (при 134% ВВП в 1999 г.), государственный внешний долг удерживается на уровне ниже 100% ВВП.

 

16. Внешняя торговля страны в 2002 г. характеризовалась ростом объемов как экспорта, так и импорта. Экспорт товаров возрос на 3.7%, а экспорт услуг – на 72.4%; импорт товаров (в ценах cif) увеличился на 25.2%, импорт нефакторных услуг – на 15.1%. Такая динамика сложилась под влиянием разнонаправленных внешних воздействий. С одной стороны, на объемах экспорта негативно сказались отмеченные выше внешние шоки в производстве золота и электроэнергии; с другой стороны, пребывание в Кыргызстане базы ВВС международной антитеррористической коалиции способствовало заметному увеличению и экспорта, и импорта товаров и значительному росту экспорта услуг. Положительной динамике экспорта способствовали также возросшие поставки сельскохозяйственной продукции и большие объемы туристических услуг. На рост объемов импорта оказали влияние возросшие закупки капитальных товаров в рамках ПГИ и частных инвестиционных проектов; увеличению импорта потребительских товаров способствовало реальное укрепление обменного курса сома по отношению к доллару. Опережающий рост импорта по сравнению с экспортом привел к некоторому увеличению дефицита текущего счета платежного баланса – с 1.2% ВВП в 2001 г. до 2.2% ВВП в 2002 г. В 2003 г. в основном сохранились те же тенденции внешней торговли, что и в 2002 г. За восемь месяцев 2003 г. объемы экспорта товаров возросли на 4.6%, а импорта – на 14.6%.

 

17. Указанная динамика операций по текущему счету платежного баланса сопровождалась некоторым увеличением положительного сальдо счета операций с капиталом и финансовых операций. Одним из факторов, приведших к этому увеличению, стал рост валовых прямых иностранных инвестиций с 90.1 млн. долларов в 2001 г. до 115.7 млн. долларов в 2002 г., продолжившийся и в 2003 г. – с 37.1 млн. долларов в I полугодии 2002 г. до 43.3 млн. долларов в I полугодии 2003 г[R1]. В результате по итогам 2002 г. НБКР сумел довести величину валовых международных резервов до 5.7 месяцев импорта; по предварительным данным за I полугодие 2003 г. величина резервов достигла уровня в 5.9 месяцев импорта.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: