IV.1. Реализация мер политики, предусмотренных НССБ

 

41. Важнейшим направлением государственной экономической политики является поддержание макроэкономической стабильности. Отмеченные в разделе 2 позитивные изменения макроэкономической ситуации в 2003 г. – восстановление темпов экономического роста, снижение темпов инфляции, укрепление обменного курса сома, сокращение дефицита государственного бюджета – указывают на определенный прогресс в направлении стабилизации.

 

42. Существенную роль в происходящей макроэкономической стабилизации играет денежно-кредитная политика, которая ориентирована на удержание контроля над инфляцией и сбалансирование спроса и предложения на денежном рынке. НБКР продолжал проводить политику управляемого плавающего обменного курса, производя интервенции на валютном рынке с целью смягчения его временных колебаний. Происходящий приток валюты в страну, увеличение спроса на сомы и снижение бремени обслуживания внешнего долга позволили НБКР существенно нарастить валютные резервы (см. пункт 10) за счет приобретения ее на внутреннем рынке[4] без возникновения инфляционных последствий. Благодаря резкому замедлению инфляции укрепление номинального обменного курса сома не привело к значительным изменениям в его реальном обменном курсе по отношению к валютам стран-импортеров кыргызских товаров и услуг и, следовательно, не снизило ценовую конкурентоспособность экспортной продукции. Политика стабилизации цен и укрепления сома в 2003 г. сказалась на снижении процентных ставок (см. пункт 6) и некотором уменьшении долларизации экономики; за 6 месяцев 2003 г. доля депозитов в долларах снизилась на 3.2%, доля долларовых кредитов также уменьшилась на 1.4%. В структуре денежного предложения возрастает доля наличных денег. Это говорит о том, что рост спроса на сомы вызван не столько желанием сберегать деньги в национальной валюте, сколько потребностями в обслуживании расчетов (как за счет частичного вытеснения доллара из наличного оборота, так и за счет общего расширения сферы денежных операций).

 

43. Другим важнейшим фактором стабилизации в 2003 году стала проводимая бюджетная политика, направленная на реализацию таких ключевых мер НССБ, как дальнейшее сокращение дефицита расширенного государственного бюджета, увеличение расходов на социальные нужды, некоторое сокращение масштабов ПГИ. В частности, кассовый дефицит расширенного государственного бюджета за первое полугодие 2003 года составил 1.4% ВВП при контрольном показателе программы PRGF 2.4% ВВП; профицит консолидированного государственного бюджета (без ПГИ) составил 1.5% ВВП при дефиците 0.2% ВВП в первом полугодии 2002 года. Расходы на социальный сектор в январе-июне 2003 г. возросли на 1.4% в номинальном выражении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В то же время доля расходов на социальные нужды в общих расходах консолидированного бюджета уменьшилась на 3% по сравнению с прошлым годом, что указывает на необходимость осуществления дальнейших мер по усилению социальной направленности бюджета. Общий объём расходов по инвестиционным проектам ПГИ за 8 месяцев 2003 года составил 2254.2 млн. сомов, при этом выполнение годового плана составило 54% по внешнему финансированию инвестиционных проектов (без грантов) и 28% по внутреннему софинансированию. В структуре ПГИ в 2003 г. преобладают расходы в приоритетных секторах: сельское хозяйство (37% всех расходов ПГИ), образование и здравоохранение (25.2%), транспорт и коммуникации (25.1%).

 

44. Действия по приоритетизации государственных расходов дополняются мерами по совершенствованию бюджетного процесса. Продолжается перевод республиканского бюджета на программную основу. Повышается прозрачность бюджета: в 2002 году впервые были проведены расширенные парламентские слушания по проекту республиканского бюджета на 2003 год с участием представителей гражданского общества, информация о расходах бюджета размещается на интернет-странице Министерства финансов и публикуется в ежеквартальном «Финансово-экономическом бюллетене». Расширяется практика бюджетных слушаний на уровне местных сообществ.

 

45. Сокращение бюджетного дефицита произошло во многом благодаря улучшению сбора налогов и других доходов государственного бюджета. За первое полугодие 2003 г. общие доходы консолидированного бюджета, включая официальные трансферты, возросли на 15.2% в номинальном выражении по сравнению с первым полугодием 2002 г.; налоговые поступления за это же время увеличились на 13.1%, а доходы бюджетных организаций от оказания платных услуг (специальные средства) – на 18.6%.

 

46. Улучшению сбора доходов в 2003 году способствовала активная работа по реформированию налоговой и таможенной системы. Значительные изменения произошли в налоговом законодательстве. С начала года установлена единая ставка налога на прибыль в размере 20%. Был введен новый налог на недвижимое имущество, заменивший существовавший до него малоэффективный налог на неиспользуемые производственные и торгово-бытовые площади. Налог на недвижимое имущество будет полностью поступать в местные бюджеты. В настоящее время Жогорку Кенеш и местные кенеши близки к принятию нормативно-методических актов, необходимых для того, чтобы начать взимание этого налога. Введен НДС на поставки сельскохозяйственной продукции с одновременной отменой фиксированного зачета по НДС на сельскохозяйственную продукцию. В целях облегчения администрирования и недопущения увеличения налогового бремени для беднейших крестьян предполагается увеличение порога регистрации плательщиков НДС для сельскохозяйственных производителей с 300 тыс. сомов в год (порог для несельскохозяйственных предприятий) до 500 тыс. сомов в год. Еще одной мерой по улучшению администрирования стало введение счетов-фактур НДС как бланков строгой отчетности.

 

Происходят изменения и в системе государственных органов, занимающихся сбором государственных доходов. Создан Комитет по доходам, объединивший государственные налоговую и таможенную инспекции. В его структуре образовано Управление по контролю за крупными налогоплательщиками и участниками внешнеэкономической деятельности, призванное улучшить администрирование в отношении наиболее крупных предприятий, уплачивающих большую часть собираемых в стране налогов. В стадии разработки находятся и другие важные реформы, в частности, принятие нового Таможенного кодекса, введение налога на недропользование, расширение круга отраслей, облагаемых налогами на основе обязательного патентирования, введение механизма регистрации Комитетом по доходам юридических лиц по принципу "единого окна", создание единого лицевого счета плательщика НДС, призванного существенно упростить уплату и зачет НДС на импорт и внутреннее производство.

 

47. Для сокращения бремени государственного внешнего долга Правительство ведет переговоры с кредиторами по реструктуризации долга в рамках соглашения, заключенного с Парижским клубом в 2002 г. К настоящему моменту заключены 10 соглашений, еще два находятся на стадии подписания и с одним кредитором продолжаются переговоры. Важным достижением этих переговоров является предоставленная кредиторами возможность осуществления конверсии долга в расходы на социальные, экологические и т.п. программы. В частности, Германия согласилась произвести обмен половины консолидируемой суммы (350 тыс. евро) на обязательство Правительства по расширению финансирования программы борьбы с туберкулезом. Такая работа будет активно продолжена.

 

48. Деятельность Правительства по развитию внешнеэкономических связей концентрировалась на участии в работе ВТО и расширении регионального сотрудничества. Как член ВТО, Кыргызстан ведет переговоры со странами, вступающими в эту организацию, с целью получения преференциальных условий доступа отечественных экспортных товаров на рынки этих стран и устранения имеющихся торговых барьеров. В настоящее время проводятся переговоры с Россией, Украиной, Казахстаном и Вьетнамом. Важнейшим внешнеэкономическим партнером Кыргызстана является Россия, связи с которой в последнее время активно развиваются; одним из важных проявлений сотрудничества между двумя странами в 2003 году стало заключение соглашения и начало экспорта электроэнергии из Кыргызстана в Россию. В рамках двухсторонних межправительственных комиссий продолжается работа по развитию торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном[5], Узбекистаном, Таджикистаном, Украиной, Китаем, Индией, Турцией, Ираном. Кыргызстан приветствует принятие многими донорскими организациями (Всемирный банк, АБР, ПРООН, ЕБРР, Европейский Союз и др.) региональных программ сотрудничества и развития и принимает активное участие в их реализации. Примером такого сотрудничества стало проведение в мае 2003 года в Оше Экономического форума государств-участников Центрально-Азиатского Сообщества.

 

49. Правительство и НБКР продолжают работу по развитию финансового (банковского и небанковского) сектора страны. Деятельность НБКР по регулированию банковской системы осуществляется в соответствии со Стратегией реформирования банковской системы и направлена на укрепление капитальной базы банков в целях обеспечения их надёжности и безопасности[6], повышение эффективности коммерческих банков, создание системы защиты интересов вкладчиков, усиление банковского надзора. Чистая прибыль коммерческих банков за 8 месяцев 2003 года составила 71.8 млн. сомов при 45.3 млн. сомов в соответствующем периоде прошлого года. За время с начала 2003 г. активы банковской системы выросли на 37.2%, достигнув к 1 сентября величины 13.7% ВВП (см. также показатели деятельности банковского сектора в пункте 13). Продолжается совершенствование платежной системы; в 2003 г. принята в постоянную эксплуатацию автоматизированная клиринговая система с использованием электронных документов, к которой сейчас подключается и Центральное Казначейство. В развитии платежной системы важным является содействие, оказываемое Всемирным банком.

 

50. КСФК, крупнейшее финансовое учреждение небанковского сектора, продолжает увеличивать объемы кредитования; за 9 месяцев 2003 г. ее кредитный портфель увеличился на 25.8%, достигнув величины 1258.1 млн. сомов или 1.5% ВВП. В целях развития микрофинансовых организаций (МФО) упрощены процедуры их регистрации и нормы регулирования. К 1 октября 2003 г. зарегистрировано 56 МФО, их совокупный кредитный портфель составляет 429.5 млн. сомов или 0.5% ВВП[7]. На 1 июля 2003 г. зарегистрировано 318 кредитных союзов, в которых состоит 25.4 тыс. человек; кредитный портфель и активы кредитных союзов составили соответственно 273.3 и 296.4 млн. сомов. Значения этих показателей деятельности кредитных союзов сейчас на 5-10% ниже, чем год назад, что отражает более жесткие требования, которые стал предъявлять НБКР к этим организациям, чтобы укрепить их потенциал. В целях повышения роли еще одного компонента финансового сектора – рынка ценных бумаг – принят и разрабатывается ряд законодательных актов, направленных на повышение привлекательности этого рынка, интеграцию рынков корпоративных и государственных ценных бумаг, расширение круга используемых финансовых инструментов, защиту интересов инвесторов. Прогрессу в развитии небанковского финансового сектора будет содействовать планируемый проект EuropeAid.

 

51. Одним из важнейших направлений деятельности по реализации НССБ является улучшение инвестиционного климата, стимулирование предпринимательской активности и повышение инвестиционной привлекательности страны. Под руководством Президента Кыргызской Республики проведен уже третий инвестиционный саммит, реализовано три и начата реализация IV инвестиционной матрицы, представляющей собой краткосрочный план приоритетных действий Правительства по улучшению инвестиционного климата. Механизм реализации инвестиционных матриц предполагает сотрудничество государственных органов с представителями частного сектора, в том числе бизнес-ассоциациями, общественностью, иностранными инвесторами и международными организациями. Консультативный совет по иностранным инвестициям при Президенте Кыргызской Республики и институт Специального представителя Президента Кыргызской Республики по привлечению иностранных инвестиций превратились в постоянно действующие органы. В 2003 году в рамках реализации инвестиционных матриц существенно улучшена нормативно-правовая база в области инвестиционной деятельности, подготовлены 65 законов, из них принято 40, в том числе законы «Об инвестициях в Кыргызской Республике», «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О лицензировании»» и «О внешней миграции». Эти законы и другие принятые и готовящиеся нормативные акты направлены на установление справедливого и равноправного режима и предоставление гарантий по защите вложенного капитала как для иностранных, так и отечественных инвесторов, уменьшение регулятивных, технических и таможенных барьеров для инвестиций. В частности, введен мораторий на разработку и принятие новых нормативных правовых актов, ограничивающих деловую активность предпринимателей. Эта работа начинает давать результаты. В 2002 был отмечен рост прямых иностранных инвестиций на 28% по сравнению с 2001 г.; по итогам первого полугодия 2003 г. они возросли на 16.5% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

 

52. В целях повышения инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности и финансового оздоровления продолжается работа по приватизации объектов, находящихся в государственной собственности, и улучшению управления теми предприятиями. которые остаются государственными. В июне 2003 года проведен международный тендер по продаже 51% государственного пакета акций АО «Кыргызтелеком»; победителем этого тендера признана компания Swedtel/Worldtel/Telia. Сейчас совместно с данной компанией готовится к подписанию договор купли–продажи этого пакета акций. Осуществляется работа по привлечению инвесторов в АО «Северэлектро» путем передачи им или имущественного комплекса в концессию, или государственного пакета акций этой компании в доверительное управление. В настоящее время завершается работа по подготовке Программы приватизации государственной собственности на 2004-2006 годы. Одновременно инициируются поправки в законодательные акты, устраняющие препятствия для приватизации объектов сферы услуг, в частности в Земельный Кодекс, в Законы Кыргызской Республики «Об образовании», «О государственной поддержке кинематографии Кыргызской Республики», «О внебюджетной деятельности в государственных учреждениях здравоохранения». В связи с принятием в 2002 г. Положения «О проведении конкурса на замещение вакантных должностей в органах управления акционерных обществ и предприятий Кыргызской Республики» осуществляется вывод из органов управления акционерных обществ государственных служащих и утверждение на общих собраниях акционеров отобранных по конкурсу представителей государства с заключением с ними договоров и контрактов. Вследствие всей этой деятельности доля приватизированных предприятий в экономике на 1 сентября 2003 г. составила 70.6%, а доля ВВП, производимого частным сектором, достигла 85%.

 

53. Положение в одном из важнейших секторов экономики – электроэнергетике – осложняется из-за сохраняющегося высокого квазифискального дефицита (КФД), который ставит под угрозу макроэкономическую стабильность и поддержание темпов экономического роста, а, значит, и реализацию социальных программ. Правительство рассматривает сокращение КФД как неотъемлемую часть своей стабилизационной программы и деятельности по реализации НССБ. По итогам первого полугодия 2003 г. КФД составил 5579 млн. сомов или 19% ВВП, то есть остался на уровне соответствующего периода 2002 г. Правительство реализует комплекс мер по снижению КФД, направленных на сокращение коммерческих потерь и доли неденежных платежей и рассматривает возможность повышения тарифов в среднем на 10% в год. В рамках реализации Среднесрочной тарифной политики на 2003-2006 годы разработаны 3 сценария повышения тарифов на электроэнергию для разных категорий потребителей с учетом щадящего режима для малообеспеченных граждан и лиц и организаций, пользующихся льготами; рассчитана потребность в компенсации и определены механизмы ее предоставления, продуманы другие опережающие меры социальной защиты в случае повышения тарифов на электроэнергию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: