Организационные формы работы в возрастно-психологическом консультировании: преимущества и ограничения каждой из них

Отличие психологического консультирования от других моделей оказания помощи человеку (социальной, медицинской, педагогической и пр.).

Консультативная психология – это одна из отраслей психологического и междисциплинарного раздела знаний, содержащая систематическое описание процесса.

В соответствии с ориентированностью помощи и ее характером можно выделить несколько моделей психологической помощи семье.

Педагогическая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетентности родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. При этом виде помощи лицом, в отношении которого планируется и осуществляется воздействие, является тот член семьи, на которого жалуются, прежде всего ребенок. Консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. Хотя сам родитель может быть в той или иной степени причиной неблагополучия ребенка, однако эта возможность, по крайней мере открыто, не рассматривается, а в выработке мер воздействия консультант ориентируется не столько на индивидуальные особенности ребенка и родителя, сколько на универсальные, оптимальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Консультант выступает в роли специалиста, которому лучше консультируемого известны проблемы, приемы и способы воспитания, он может давать советы, задания, проверять их выполнение и т. д. По своей профессиональной подготовке и ориентации консультанты, работающие в этой модели, - педагоги и социальные работники, реже психологи.

Диагностическая модель основывается на предположении дефицита специальных знаний у родителей, которые позволили бы им принять правильное решение, и предполагает оказание помощи в виде вынесения диаг­ностического заключения, которое послужит основой для организационных решений, в том числе и состоящих в посещении других специалистов. Как правило, в рам­ках этой модели объектом диагностики оказываются дети или подростки с отставанием в развитии, с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении, а помощь оказы­вается родителям в виде рекомендаций тех или иных решений.

Социальная модель помощи основывается на предположении, что семейные трудности — результат неблаго­приятных обстоятельств, и помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций предполагает непосредствен­ное вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов. Такого рода помощь оказывается, например, службой знакомств, которая предоставляет реальную возможность, клиентам создать семью.

Медицинская модель помощи предполагает, что в ос­нове семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности одного или обоих супругов, ребенка. Соответственно усилия специалистов направлены на излечение этой болезни,' реабилитацию больных членов семьи, адаптацию здоро­вых членов семьи к особенностям больных.

Психологическая (психотерапевтическая) модель по­мощи предполагает, что причины тех или иных проблем или неблагополучий в семье лежат либо во внутрисемеином общении, либо в личностных особенностях членов семьи. И то и другое рассматривается не как следствие болезни кого-либо из членов семьи, а как закономерное, хотя – и негативное, следствие развития членов семьи и семьи в целом. Другими словами, психологическая модель рассматривает семейные дисгармонии, в том числе свя­занные с развитием личности ребенка, его поведением, в рамках самодвижущегося процесса. В этом процессе исходные предпосылки в виде особенностей мотивации брака или поведения ребенка, стереотипов родительской семьи и сформированного жизненного стиля, системы от­ношений к людям и событиям, личностных черт и т. д. порождают систему эмоциональных связей, взаимоотношений, реализующихся в общении. Особенности этих связей и общения в целом, в свою очередь, служат пред­посылками внутриличностных конфликтов, предопреде­ляют способы неадекватного реагирования на ситуации, затрагивающие жизнь семьи. Психологическая модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности и создание на его основе «диагноза», который позволяет психологу-консультанту, психотерапевту по­мочь семье и ее членам. Эта помощь состоит в том, чтобы разорвать порочный круг, в котором конфликты порож­дают дезадаптивные черты членов семьи, а те, в свою очередь, порождают конфликтное общение.

Педагогическая: Помощь заключается в обучении. К этой типу относится чтение «лекций» клиенту на консультации.

Социальная: Прямая помощь в разрешению проблем. Решить проблемы человека вместо него самого.

 Диагностическая: Суть помощи в проведении диагностических тестов. В комплексе является важной, однако самостоятельно использоваться не может.

Медицинская: Помощь медикаментами. Несимметричная модель помощи. «Врач» обладает более высоким статусом и большей ответственностью.

Психологическая: Особый вид деятельности, отличающийся от всех других видов мнением, что человек сам способен решить свои проблемы. Поэтому целью оказания данного вид помощи является мобилизация внутренних ресурсов самого человека, разрешение внутренних же противоречий.

Возрастно-психологическое консультирование и его специфика в отличие от других форм психологического консультирования. Основные принципы возрастно-психологического консультирования.

В возрастно-психологическом консультировании работа сфокусирована на психологических проблемах развития ребёнка в рамках психической нормы.

ВПК отличается от патопсихологического консультирования, тем что ПК – это клиническая диагностика. Задача ВПК отделять норму от дезонтогенеза. В ходе нормального развития у ребёнка могут возникать трудности, это является нормой, а не патологией. У психологов есть некое представление о том, что и когда должно развиваться, т.е. представление о оптимальной норме развития. Это помогает продиагностировать ребёнка.

Отличие ВПК от консультирования:

1. а) в консультировании принцип добровольности очень важен, это относится к этики психолога. (кроме решений суда)

б) в ВПК принцип добровольности не работает т. к. бывают ситуации, когда родители приводят ребёнка. Задача психолога сделать его поведение внутренне-мотивированным. Психолог строит отдельные отношения с ребёнком, создает атмосферу доверия.

 2. а) в Психологическом консультировании психолог не может занимать не чью позицию (пр:     семейная терапия)

б) принцип в ВПК психолог отстаивает интересы ребёнка

3. а) в консультировании – консультирование со взрослым

б) в ВПК принцип отказ от консультирования с родителями без диагностики ребёнка. Необходимо прямое обследования ребёнка, без рассказов взрослых.

 

(Сфера патопсихологии) Заключение отличается от диагноза. ВПК не имеет право ставить диагноз. В заключении психолог описывает рамки нормы, отставания, характеристики ребёнка и т. д. туда же входит «формула» психологического развития, условно-вероятностный прогноз. Если опираться на эти данные можно компенсировать трудности и развитие придёт в норму.

 

Организационные формы работы в возрастно-психологическом консультировании: преимущества и ограничения каждой из них.

1.    Работа в команде. В составе комплексной психологической консультации (психологического центра), оказывающий широкий спектр помощи семье, ребенку и т.д. разными специалистами с разных сторон в отношении проблемного развития. Психиатр отличает норму от патологии, производятся лекции, тренинги для родителей и т.д. обсуждение проблемных вопросов на консультациях.

2.    Индивидуальная деятельность, психолог работает в одиночку. Работает так же, как многие из специалистов: приходит клиент – происходит консультация. В отличие от психологического консультанта имеет дополнительное клиническое образование, работает с детьми и взрослыми, способен проводить обучающие программы. Является частью работы психолога. В каких-то моментах – личная терапия, в каких-то – ВПК. Производиться от момента диагностики до отсева клиента/результата.

3.    Наиболее сложный вариант – в составе образовательного учреждения. Клиенты в избытке – детей полно, как и жалоб, много. Основной сложностью является включенность в коллектив. Принцип добровольности чаще всего нарушен – ученики приходят к психологу из-за жалоб учителей. Учителя же часто не понимают специфики психологической работы. Психологу важно уметь грамотно работать с преподавательским составом, ребенком и его родителями, соблюдать принцип конфиденциальности в отношении секретов ребёнка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: